Это пока минимальный диаметр прутков, освоенный отечественной металлургической промышленностью в продвинутом классе стали А500С. Применение нового вида продукции будет способствовать сокращению стоимости строительно-монтажных работ за счет снижения металлоемкости.
До сих пор российские металлурги производили горячекатаный сортовой прокат диаметром не менее 6 мм, тогда как в мировой практике уже достигнута планка в 4 мм. Соответственно, у нас тонкие прутки, в том числе диаметром 5 мм, получали только методом холодной деформации. Между тем фаворитом современной стройки является именно горячекатаная арматура, на ее долю приходится до 70% мирового рынка, поскольку она обладает большей прочностью и пластичностью, устойчивостью к механическим нагрузкам и коррозии. Данных по структуре рынка в России нет, но так или иначе мы находимся в общем тренде. Особенно это актуально для развивающихся экономик, где массово возводятся масштабные объекты инфраструктуры из железобетона: плотины, мосты, тоннели, фундаменты, дороги, производственнные предприятия, жилые монолитные дома.
Благодаря высоким прочностным характеристикам горячекатаной арматуры диаметр прутков при использовании их в производстве железобетона может быть меньше, чем в случае холоднокатаных. Помимо снижения металлоемкости стройки, это уменьшает вес железобетонных плит, затраты на их траспортировку и монтаж. Впрочем, при использовании горячекатаной арматуры уменьшение диаметра прутка на 1 мм тоже дает заметную экономию на металле.
Парадоксально, на первый взгляд, но переход на горячую прокатку с термоупрочнением оптимизирует затраты и самого производителя арматуры. Несмотря на то, что эта технология сложнее, чем холодная деформация, поскольку включает в себя нагрев заготовок до температуры 1000-1250 градусов, а также закалку прокатанной арматуры, она в то же время обходится без многих других промежуточных операций. В итоге сокращается производственный цикл и, следовательно, себестоимость конечной продукции.
Что касается инвестиций в модернизацию производства под выпуск нового диаметра прутка, то проект «Промсорт-Урала» осуществлен за счет внутренних ресурсов. Как сообщает пресс-служба, специалисты предприятия самостоятельно разработали новую калибровку и построили оригинальную схему нарезки калибров. Схема нарезки калибров, или план рельефов арматурного профиля, который наносят на прокатные валки, принципиально важен: от него зависит качество сцепления арматуры с бетоном. Также своими силами, подобрали и заказали режущий инструмент, выполнили нарезку прокатных шайб.
С помощью данного проекта «Промсорт-Урал» пытается решить важную тактическую задачу - не допустить снижения продаж на фоне общего падения рынка арматуры, обусловленного резким замедлением жилищного строительства. Годовой объем выпуска «Промсорт-Урала» (2 млн т) составляет 25% общероссийского, а по данным Росстата, за первое полугодие 2025 года производство арматуры снизилось на 6% год к году. Восстановление спроса ожидается не ранее 2026-2027 годов, да и то при условии снижения ключевой ставки до 10-12%.
При этом развитие продуктового портфеля в соответствии с мировым вектором выводит компанию и на новый стратегический виток. Речь идет о повышении ее конкурентоспособности на внешних рынках. Последнее время экспорт российской арматуры бурно растет, главным образом - в страны СНГ (62% объема), Ближнего Востока и Африки (31%). За 9 месяцев 2025 года объем экспорта вырос на 60% в натуральном выражении, до 2,5 млн т и, по прогнозам, в 2026 году двузначные темпы роста сохранятся.