— Более 30 лет тому назад ОДКБ стала первой попыткой создать систему коллективной безопасности на постсоветском пространстве. Что можно сказать в 2025 году, справилась ли организация с этой задачей – или во мнениях тех, кто смотрит на ее деятельность пессимистически, есть здравое зерно?
— Во-первых, не надо думать, что ОДКБ – это единственная организация, которая занимается вопросами безопасности на постсоветском пространстве. Изначально эти функции в большей степени были возложены на СНГ, а не на ОДКБ. И урегулированием вооруженных конфликтов в Таджикистане и Абхазии занималось СНГ, а не ОДКБ.
Во-вторых, с 1994 года организация прошла очень сложный путь. За это время из ОДКБ вышел Узбекистан, о стремлении к подобному часто заявляет армянское руководство. Но остальные члены остались в Организации Договора. Если такой формат смог сохраниться с 1994 года, то, наверное, потребность в таком объединении есть.
В рамках ОДКБ регулярно проводятся такие международные оперативно-профилактические операции, как «Канал» (против незаконного оборота наркотиков) и «Нелегал» (против незаконной миграции). Они показали высокую эффективность. То есть, ОДКБ вышла за рамки военной безопасности и стала заниматься проблемами более широкой безопасности, что означает сотрудничество и между спецслужбами стран Организации Договора.
— Наверняка одним из самых непростых этапов для ОДКБ на этом сложном и долгом пути был 2022 год, когда Россия начала проведение СВО. Как организация пережила это непростое время?
— Здесь мне хотелось бы обратить внимание на начало 2022 года, еще до начала СВО. Тогда произошла дестабилизация ситуации в Казахстане, куда были введены Коллективные миротворческие силы ОДКБ. Фактически основной их силой была российская десантно-штурмовая бригада.
С этого и надо начать: 2022 год был отмечен тем, что Коллективные миротворческие силы Организации Договора впервые были применены, и они показали свою высокую эффективность. Другой вопрос, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев это всячески замалчивает и пытается принизить роль российского компонента Коллективных миротворческих сил. Но тогда они фактически спасли ситуацию, в частности, в Алматы.
Теперь что касается Специальной военной операции (СВО) ВС России на Украине. В период СВО ситуация не способствовала военной интеграции в рамках Организации Договора. Потому что каждое государство-член ОДКБ пыталось получить какие-то преимущества от сложившейся ситуации, а не думало о коллективной безопасности.
Почему? Потому что, если говорить объективно, военные угрозы были только у России и Белоруссии, это угрозы с Запада. А для стран Центральной Азии угрозы со стороны Афганистана серьезной не было.
— С каким багажом подошла организация к недавнему саммиту в Бишкеке? Что можно сказать о стоящих сегодня перед организацией вызовах?
— Нынешний саммит организации в Бишкеке показал, что российско-киргизские отношения складываются очень хорошо – это очевидно. Но, на территории ответственности ОДКБ за последние годы имел место серьезный вооруженный конфликт на границе между Таджикистаном и Киргизией. Россия сыграла в его урегулировании определенную роль – но не ОДКБ.
Следовательно, в отличие от СНГ, которое способствовало урегулированию ситуации в тех же Абхазии и Южной Осетии, ОДКБ никогда не занималось урегулированием вооруженных конфликтов между странами постсоветского пространства. И это минус для организации. Коллективная сила и коллективное реагирование хороши, когда нет войны. А когда идет война, то не очень понимаю, как в этом может быть задействована Организация Договора.
Почему? Потому что основной их компонент, это, конечно, российский компонент. Но пока ВС России задействованы в СВО, то трудно понять, сможем ли мы при необходимости отреагировать так, как это было в январе 2022 года в Казахстане. К счастью, пока задействовать наши Коллективные миротворческие силы не требуется.
Еще один момент, это позиция Армении в ОДКБ – она очень неоднозначна. Прозападное армянское руководство очень хочет, чтобы республику выгнали из Организации Договора, потому что значительная часть населения страны выступает за ОДКБ. Но этого хочет премьер Армении Никола Пашинян. Россия, конечно, на это не пойдет. Но, тем не менее, кавказское направление ОДКБ серьезно ослаблено.
— И что может помочь решить обозначенные проблемы?
— Нужно повысить уровень эффективности деятельности ОДКБ, потому что она все-таки недостаточно управляема со стороны России. Нет той жесткости, что есть в НАТО. Такого уровня мы достигнуть не сможем. Однако все же внутри Организации Договора должна присутствовать более тесная координация.
Если говорить о том, что ждет ОДКБ, то нам, конечно, хотелось бы, чтобы была создана ОДКБ+ по примеру СНГ+ (Формат «СНГ+» был учрежден в 2025 году для расширения сотрудничества Содружества Независимых Государств с партнерами за пределами формальной структуры – «Монокль»). Чтобы другие страны были партнерами Организации Договора. Но сейчас это нереально: мы с ними работаем на двусторонней основе. Пока ОДКБ+ вообще не просматривается.
— Как сегодня влияет на существование и развитие ОДКБ фактор других стран, в том числе, и внерегиональных – к примеру, соседнего Китая с его активным инвестированием в инфраструктурные проекты стран региона или далеких США с их недавним вторым саммитом в формате «C5+1», которые хотят сблизиться со странами Центральной Азии? Или Турции с ее продвижением формата Организации тюркских государств (ОТГ), которая тоже имеет свои интересы в регионе?
— Основным фактором, который влияет на ОДКБ, является НАТО. Так называемая многовекторность привела к тому, что Казахстан, наш союзник по Организации Договора, ведет себя излишне многовекторно. Так что самой большой проблемой для ОДКБ, которая сдерживает ее развитие, является блок НАТО, который влияет как в целом, так и через США и их союзников по альянсу.
С Китаем по Центральной Азии у нас имеется определенное разделение функций: Пекин больше занимается вопросами безопасности в плане спецслужб, правоохранительных органов, охраны границ, а Москва – больше вопросами военной безопасности. По сути дела, мы друг другу в ЦА не мешаем.
Что касается Организации тюркских государств, то, во-первых, ее военно-политическое влияние в этом регионе пока носит ограниченный характер ввиду явной нехватки у Анкары соответствующего потенциала. Во-вторых, никто в Центральной Азии не хочет, чтобы пришел «большой брат» в лице Турции и всем руководил. Поэтому роль ОТГ я бы не преувеличивал.
— На саммите ОДКБ в Бишкеке президент РФ Владимир Путин отметил, что «с учетом геополитической напряженности вполне логично, что на первый план выходят задачи продвижения коллективных интересов и инициатив стран-участниц ОДКБ на мировой арене». Насколько эти коллективные интересы существуют – и в чем они выражены?
— Сейчас трудно говорить об общих интересах государств-членов ОДКБ. Они, если говорить о Центральной Азии или Белоруссии, с одной стороны, конечно, понимают, что альтернативы России нет. Но из этого не стоит делать вывод, что страны Организации Договора имеют какие-то коллективные военно-политические интересы.
Входящие в ОДКБ страны заинтересованы в том, чтобы Организация Договора существовала, чтобы она могла помочь при необходимости, но ставку на ОДКБ они не делают. Для них больший интерес представляет Евразийский экономический союз, который дает им реальные торговые и финансово-экономические преимущества.
— Удастся ли обеспечить синхронизацию интересов?
— Со стороны России такие попытки предпринимаются. Причем не только в рамках ОДКБ, но в других структур и форматов. Но, к сожалению, на практике в условиях СВО и жестких западных санкций Запада это малореализуемо.
— Владимир Путин также выступил с инициативой по перевооружению стран-участниц альянса новейшими российскими образцами военной техники, прошедшими проверку в условиях специальной военной операции. Какие направления перевооружения может затронуть эта инициатива?
— В первую очередь, это касается беспилотников, которые сегодня сильно влияют на тактику ведения боя, на организацию тылового обеспечения. Конечно, применение БПЛА это то, что нужно ОДКБ.
Во-вторых, это тактика ведения боя, потому что сейчас она очень сильно изменилась (появилась тактика боя штурмовых групп). И Россия имеет боевой опыт, которого нет у других государств Организации Договора. Так что передача боевого опыта представляла бы очень большой интерес.
Также важный пункт мог бы заключаться в создании единой системы противовоздушной обороны, что уже делается в рамках ОДКБ. Но это требует наличия комплексов ПВО, которые сейчас мы производим для себя.
— Будет ли это перевооружение осуществлено в безвозмездной форме или на коммерческой основе?
— Если Казахстан может что-то купить, то, например, Киргизии или Таджикистану надо поставлять безвозмездно. Белоруссии тоже в основном надо помогать.
— «Многое предстоит сделать и для улучшения механизмов задействования миротворческих сил», – заявил наш президент. Собственно, чего не хватает этим механизмам? И как можно будет применять их, если улучшение пройдет успешно?
— Здесь были проблемы в принятии решений на использовании Коллективных миротворческих сил ОДКБ. Потом были проблемы в том, что национальное законодательство ограничивало применение собственных миротворческих сил на территориях других стран (в частности, это касалось Белоруссии).
А для того, чтобы мы могли лучше реагировать – нам надо это делать достаточно быстро – нужно иметь согласованные механизмы, которые позволяют быстро принимать коллективные решения в рамках Организации Договора.
Пока система в плане быстрых механизмов принятия рецензий и отправки войск остается достаточной инерционной. Я думаю, что об этом идет разговор, если говорить о постсоветском пространстве. Однако нужно отметить, что Коллективные миротворческие силы ОДКБ могут использоваться и вне постсоветского пространства – например, по решению ООН.
— В свое председательство, которое начнется 1 января, Россия начнет совместную подготовку новой антитеррористической стратегии объединения. Планируется делать все необходимое для борьбы с экстремизмом, выявления и ликвидации международных террористических ячеек, отметил Владимир Путин. Что может поспособствовать воплощению этой важной активности ОДКБ в жизнь?
— Как я уже говорил, ОДКБ занимается не только военной безопасностью. Однако здесь ее функции пересекаются с деятельностью ШОС, потому что недавно было принято решение об усилении Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС.
В частности, там создаются два новых центра: по кибербезопасности в Ташкенте и по борьбе с организованной преступностью в Бишкеке. Уже вне РАТС ШОС создается центр по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Душанбе. Думаю, что в данной сфере для ОДКБ крайне перспективно будет взаимодействие именно с ШОС в сфере безопасности.
И плюсом будет использование тех структур, которые отвечают за международные оперативно-профилактические операции, проводимые ОДКБ. Причем, отметим, в эти операции вовлекаются не только члены Организации Договора, но и другие страны.