Немецкий автоконцерн Volkswagen по итогам 2016 года стал мировым лидером по продажам автомобилей. Согласно предварительным оценкам, несмотря на разразившийся в конце 2015 года дизельный скандал, в ушедшем году Volkswagen увеличил реализацию на 1,4%, до 10,1 млн автомобилей, что стало лучшим результатом за всю историю концерна. Таким образом, Toyota, которая возглавляла мировой рейтинг предыдущие четыре года, опустилась на второе место с показателем 9,947 млн машин (+0,2%). Третий результат показал альянс Renault–Nissan — 8,513 млн автомобилей (+6,2%). Далее следует корейский автоконцерн Hyundai–KIA, его реализация составила 8,175 млн машин (+1,9%). Замыкает пятерку мировых лидеров General Motors с показателем 7,972 млн автомобилей (+0,3%).
Пятые в Европе
Автомобильный рынок России по итогам 2016 года сохранил пятое место среди европейских стран. Лидером осталась Германия, где было продано 3,35 млн автомобилей — лучший результат для этой страны за последние семь лет. Второе место удерживает Великобритания (2,69 млн, +2,3%). Третье место сохраняет Франция (2,01 млн, +5,1%). Далее идет Италия, где было реализовано 1,8 млн машин (+15,8%). Всего же, по данным компании LMC Automotive, реализация автомобилей в Западной Европе по итогам прошлого года превысила 14 млн единиц, что на 5,8% больше показателя 2015 года и лучший результат с 2007 года.
Победа в легком весе
Рынок легких коммерческих автомобилей (так называемых LCV полной массой до 3,5 тонны) по итогам 2016 года оказался в плюсе, хоть и небольшом. По данным компании «Автостат», в ушедшем году в России было продано 92,7 тыс. таких машин, что на 0,1% больше, чем за 2015 год. В десятке марок-лидеров половина показывает положительную динамику: Volkswagen (+51,4%), Hyundai (+29,5%), Ford (+16,9%), «Лада» (+10,6%) и ГАЗ (+8,8%). По мнению Дмитрия Воеводина, начальника отдела логистических операций DPD в России, на рост рынка LCV влияют такие факторы, как взимание платы за проезд по федеральным дорогам, запрет въезда в город грузовиков и сложная схема получения пропусков, а также рост спроса на малотоннажные перевозки в различных логистических сегментах.
Электромобили будут доступнее
За последние шесть лет цены на аккумуляторы для электромобилей снизились примерно на 80%, говорит исследование консалтинговой компании McKinsey. По ее данным, в настоящее время цена батареи для электромобиля в среднем складывается из расчета около 230 долларов США за киловатт-час. По мнению аналитиков, в ближайшее время цены на аккумуляторы будут продолжать снижаться, что сделает электрокары еще более популярными, так как высокая стоимость батареи составляет значительную часть цены современных электромобилей, которая все еще остается высокой. При этом сейчас большинство автопроизводителей работает с литий-ионными батареями, однако в течение ближайших пяти-десяти лет можно ожидать технологического прорыва в виде перехода на литий-серные батареи, которые будут способны удвоить возможности электромобилей будущего.
Лизинг ускоряется
Лизинг автомобилей в ушедшем году нажал возрождаться. По предварительным оценкам участников рынка, его объемы выросли более чем на 15%. По мнению Дмитрия Зотова, генерального директора лизинговой компании «ТрансФин-М», отложенный спрос на автолизинг, который накапливался с 2014 года, проявился во второй половине 2016-го, так как у многих компаний больше нет возможности откладывать инвестиции. «На протяжении последних двух лет лизинговые компании предлагают выгодные условия приобретения российских грузовиков, в том числе автомобилей производства КамАЗа и группы ГАЗ», — объясняет еще одну причину роста Дэйв Эванс, генеральный директор Polar Logistics в России. Ожидается, что в новом году услуги лизинга продолжат расти.
Спецтехника нащупала дно
Российской рынок спецтехники в прошлом году продолжил сокращаться, однако более низкими темпами, чем в 2015-м, когда продажи упали почти вдвое. По оценке Сергея Харитонова, директора по развитию компании JCB в России, падение рынка строительной техники в период с января по ноябрь 2016 года составило 3,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, при этом некоторые виды техники, например мини-погрузчики с бортовым поворотом и телескопические погрузчики, показали рост. «В целом похоже, что рынок в 2016 году достиг дна и адаптировался к введенному утилизационному сбору», — говорит Исии Соносукэ, руководитель бизнес-дивизиона России и СНГ Hitachi Construction Machinery. В частности, в новом году продажи экскаваторов могут вырасти на 5%, погрузчиков — на 10%.