Верните американские деньги

Евгения Обухова
редактор отдела экономика и финансы «Монокль»
Николай Ульянов
заместитель главного редактора, редактор отдела промышленности «Монокль»
23 января 2017, 00:00

Дональд Трамп надеется вернуть в США прибыли корпораций и рабочие места. Однако снижение налога и пошлина на ввоз импортных товаров могут обернуться дефицитом американского бюджета и лишними расходами граждан

Окончательная сборка устройств Apple выполняется в Китае, поэтому американская компания не в восторге от планов Дональда Трампа ввести импортную пошлину

Экономическая программа Дональда Трампа вызывает очень много дискуссий. Так, 45-й президент намерен существенно понизить налоги — как корпоративные, так и с физических лиц. Сегодня в США действует семиступенчатая система подоходного налога с диапазоном от 10 до 39,6%. Трамп предлагает оставить только три ступени — 12, 25 и 33%. Налог на наследство он вовсе предложил отменить. Что касается доходов корпораций, то здесь Трамп заявляет о намерении снизить налог с 35 до 15%. Цель — заставить крупные корпорации, прибыль которых оседает за границами США, вернуть эти деньги в страну.

Два лица американского капитализма
Президент Трамп покажет миру альтернативу привычному, хотя и довольно унизительному для всех американскому либеральному глобализму
Дмитрий Евстафьев
читать ...

Весной 2016 года некоммерческая организация Oxfam сообщила, что крупнейшие американские компании скрывают на офшорных счетах около 1,4 трлн долларов прибыли. Среди этих компаний не только старейшие столпы американской экономики вроде General Electric, Exxon Mobil и Johnson & Johnson, но и лидеры новой технологической и биотехнологической волны — Apple, Microsoft, Pfizer, Alphabet (Google), IBM, Cisco, Merck. При этом последним стать транснациональными корпорациями на порядок проще, чем компаниям с реальными активами. Ведь их основной актив — интеллектуальная собственность, основные расходы — зарплаты программистов и исследователей. Они размещают за пределами США не только производство, но и ядра своего бизнеса — центры компетенций и технологий.

«Наш офис в Дублине — локомотив для нашего бизнеса по всей Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. Наша команда по продажам играет важную роль в поддержке более чем на ста рынках, в то время как наша инженерная команда отвечает за наш центр обработки данных по всей Европе. Офис оснащен бассейном и тренажерным залом, расписан граффити и фресками по мотивам ирландского фольклора» — так звучит объявление о найме сотрудников в ирландский офис Google (Alphabet). Ирландия интересна компании Сергея Брина не только потому, что здесь налог на прибыль один из самых низких в странах ЕС (12,5 против 35% в США) — но и потому, что человеку не из стран ЕС рабочую визу в Ирландию можно получить менее чем за три месяца. Ирландия — основная налоговая юрисдикция Google наряду с США (а еще часть выручки компания проводит через офшорную компанию на Бермудах — одну из крупнейших налоговых гаваней). По утверждению Bloomberg, в конце 2015 года иностранные дочерние компании Alphabet удержали 43 млрд долларов только наличных, с которых американский бюджет не получил никаких налогов. Налоговая служба США постоянно пытается оспорить объем сумм, уплаченных Google в американский бюджет, но компания обычно «не ожидает серьезных последствий» от этих попыток. Та же ситуация и у Facebook — компания тоже резидент Ирландии и США одновременно, а международная штаб-квартира Facebook расположена в Дублине.

Uber вообще основную свою деятельность по обработке платежей ведет в Нидерландах, а интеллектуальную собственность держит на Бермудских островах — прибыли у компании пока нет, но она уже готовится минимизировать платежи с нее.

На острие борьбы за налоги находится компания Apple — к ней претензии есть не только у американцев. Apple тоже активно пользуется ирландской налоговой гаванью, причем платит там не по официальной ставке 12,5%, а располагает особыми привилегиями — в результате реальная ставка налога на прибыль для ирландских «дочек» компании, основанной Стивом Джобсом, составляет от 0,005 до 1% (!). Взыскать неуплаченные налоги с Apple пытался и Евросоюз, но безуспешно. Выгода Ирландии понятна: пусть бюджет недосчитывается налогов, зато в страну прибывает множество молодых высокообразованных специалистов, которые тут хорошо зарабатывают и тратят.

И нельзя сказать, что власти США совсем беспомощны перед утеканием денег в офшоры. Год назад минфин США фактически расторг крупнейшую сделку на фармрынке — заставил Pfizer отказаться от покупки производителя ботокса Allergan за 150 млрд долларов. Дело в том, что сделка должна была пройти через создание совместного предприятия на базе Allergan Plc в Ирландии. Таким образом, совокупная налоговая ставка Pfizer упала бы вдвое, с 25 до 17–18%. Минфин США быстро наложил ограничения на смену налогового резидентства юрлиц, и сделка не состоялась.

Еще в ходе предвыборной гонки Трамп заявил, что если станет президентом, то «заставит Apple собирать ее чертовы компьютеры и гаджеты в этой стране». Вариант, который Трамп предлагал руководству Apple, — перенести производство в США в обмен на сокращение налогов до 10% (c 35%). Недавно Трамп резко выступил против General Motors — в связи с тем, что концерн поставляет в США собранные в Мексике Chevrolet Cruze без уплаты налоговой пошлины. Сам концерн уверяет, что просто был вынужден перенести небольшую часть производства в Мексику, так как основной американский завод не справлялся с заказами, — но в Мексике работники получают 10 долларов в час, а в США втрое больше. Ford уже объявил, что не будет строить новый завод в Мексике, а расширит производство в США, открыв 700 новых рабочих мест.

Отмена соглашения о свободе торговли от 1994 года с Мексикой и Канадой (NAFTA) и Тихоокеанского торгового партнерства, снижение налога на прибыль корпораций плюс введение 35-процентного пограничного налога за ввоз товаров — вот рецепт, которым пока собирается пользоваться Трамп. Он рассчитывает, что это будет стимулировать создание рабочих мест в США, сделает невыгодным использование офшорных схем и вывод производства за границу. Тем не менее в декабре 2015 года источники, знакомые с производственным процессом в Apple, заявили Nikkei Asian Review, что даже если Трамп введет 45-процентный налог на импорт, компании все равно будут продолжать производство за границей — их затраты вместе с налогами останутся ниже суммы, которую они должны будут потратить на строительство и запуск производственных линий в США.

Рецепт Трампа уже раскритиковал американский экономист и нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц: по его словам, в реальности программа Дональда Трампа по возвращению США статуса экономической и торговой державы обернется созданием комфортных условий для прослойки ультрабогатых американцев. «Это неразумная промышленная политика, и она ничего не сделает для того, чтобы помочь повысить зарплату или создать хорошие рабочие места по всей стране. Это открытое приглашение к вымогательству у правительства для руководителей корпораций, ищущих подачки», — пишет Стиглиц. По его прогнозам, все это приведет к существенному увеличению стоимости жизни обычных американцев, и производственных рабочих мест станет еще меньше. Плюс крупное сокращение налогов и значительное увеличение расходов неизбежно приведут к широкому дефициту. А увеличение расходов на инфраструктуру, по его словам, скорее всего, будет осуществляться за счет налоговых кредитов, которые помогут хедж-фондам, но не американскому балансу: длинный послужной список подобных программ показывает, что они невыгодны.

Если же Трампу удастся развернуть поток рабочих мест и инвестиций обратно в США, то конфигурация взаимоотношений Штатов с другими странами, где раньше активно размещались производства, а также транснациональных компаний с этими странами очевидно серьезно изменится. Требования этих государств к компаниям и условия, которые им предоставляют, могут стать совершенно другими.

Стоит отметить еще один важный факт: уклоняющиеся от налогов компании новой экономики сегодня лидеры американского рынка акций. Google стоит больше 550 млрд долларов, Apple — 640 млрд, Facebook — 370 млрд. И стоят они столько благодаря ожиданиям инвесторов относительно роста их доходов. Годовая прибыль Google до налогов в 2015 году составила 19,6 млрд долларов, а после налогов — 16,3 млрд, то есть налоги составили около 17% от прибыли. Заплати Google 35%, прибыль компании стала бы на треть меньше. Вряд ли инвесторам понравится такая перспектива. Равно как и удорожание iPhone на несколько сотен долларов, что произойдет в случае ввода запретительного сбора за товары, произведенные не в США. Возможно, именно так Трамп обрушит американский фондовый рынок, который давно уже находится на пике.

Самым же спорным намерением Трампа является торговая война с Китаем. Новый президент пригрозил Пекину повышением ввозных пошлин. Цель — сократить торговый дефицит с КНР, ведь по итогам 2015 года отрицательное сальдо торгового баланса с Китаем превысило 365 млрд долларов, то есть почти половину всего торгового дефицита Соединенных Штатов. Намерения Трампа вызывают тревогу в Китае. Выступая на давосском форуме, председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что «в торговой войне не будет победителей». Ему вторят некоторые представители вашингтонского истеблишмента, которые надеются, что амбиции Трампа удастся обуздать в ходе совместной работы.