Победа Дональда Трампа — это начало новой парадигмы во внутренней и особенно во внешней политике США, означающее переход от глобализма к национализму. Во внешней политике можно ожидать серьезных изменений, которые откроют качественно новые возможности для российско-американских отношений.
НАТО
Если Трамп и в самом деле пересмотрит отношение США к НАТО как к рудименту холодной войны и к Европе, особенно к странам Балтии и Польше, которые постоянно создают напряжение в отношениях с Россией, пытаясь вовлечь США в конфронтацию с Москвой, это позволит Москве и Вашингтону не допустить, чтобы эти страны под надуманным предлогом российский угрозы продолжали отравлять росиийско-американские отношения. В таком случае политики в Вашингтоне перестанут рассматривать Россию как врага, для сдерживания которого нужно постоянно укреплять НАТО и мобилизовывать совокупную мощь США и Европы.
Отношения по линии Вашингтон—Москва станут более прагматичными, как, впрочем, и отношения Вашингтона с другими европейскими странами, и обретут преимущественно двусторонний характер — в отличие от нынешних отношений между Вашингтоном и Москвой, которые, в первую очередь благодаря усилиям ряда стран Европы, носят скорее блоковый, многосторонний и антироссийский характер. В этих новых условиях, если понадобится, Россия может предоставить некоторым странам Восточной Европы гарантии их безопасности и территориальной целостности, если им недостаточно того, что они и так, в соответствии с пятой статьей Устава НАТО, находятся под защитой этой военной организации. Тем самым Россия наглядно продемонстрирует, что она не враг Запада и не имеет никаких намерений напасть на Прибалтику или Польшу, о чем особенно истерично стали говорить в этих странах после украинского кризиса и воссоединения Крыма с Россией. Для нормализации отношений с Вашингтоном необходимо понимание с американской стороны, что Украина для России — это особый случай.
Украина
Россия не осуществляла экспансию против Украины, хотя с точки зрения Запада это непреложный факт, что привело к созданию целой системы санкций против российских секторов экономики и отдельных граждан. Однако в рамках новой парадигмы администрации Трампа придется от этого отказаться, если она готова нормализовать отношения с Россией и со временем отменить санкции против нее. В таком случае внешнеполитической команде Трампа придется согласиться с позицией России, что экспансию на Украине осуществила не Москва, а Запад, способствуя военному перевороту против законно избранного президента Украины. Российские действия стали лишь реакцией на действия Запада, который преследовал цель создания украинского государства на антирусской основе и в составе НАТО. Россия не могла этого допустить, так как для нее Украина — это экзистенциальная проблема. У Москвы с Трампом может быть следующая компромиссная программа действий. Вопрос Крыма снимается с повестки дня как окончательно решенный, то есть Крым признается российской территорией; Украина закрепляет в своей конституции внеблоковый, нейтральный статус, киевские власти проводят децентрализацию власти, реализуют минские договоренности в части предоставления особого статуса Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике, а Москва и Вашингтон дают письменные гарантии территориальной целостности и обязуются способствовать экономическому восстановлению этой страны. При этом желательно, чтобы администрация Трампа в какой-то форме дала понять, что США прекращают свою конфронтационную по отношению к России политику дальнейшего расширения НАТО на восток с вовлечением в состав этой военной организации новых стран из числа бывших республик Советского Союза. Такие договоренности по Украине могли бы способствовать снятию американских и европейских санкций, введенных против России после начала украинских событий.
Как правило, сторонники расширения НАТО на восток и включения Украины, Грузии и других постсоветских республик в состав этого военного блока ссылаются на то, что эти страны независимы, суверенны и имеют право присоединиться к любому блоку по своему усмотрению. Эта аргументация имеет очень серьезный порок. Возьмем пример из новейшей истории, который фактически дезавуирует такую логику. В 1962 году Куба имела все законные права разместить на своей территории советские ядерные ракеты. Однако у американской администрации Джона Кеннеди на этот счет было иное мнение, и плевать она хотела на кубинские права. США поставили мир на грань ядерной войны, добиваясь того, чтобы СССР убрали свои ракеты. Этот пример наглядно демонстрирует, что одна страна, в данном случае Украина, конечно, имеет право вступить в НАТО, но это не исключает того, что Россия, воспринимая это как экзистенциальную угрозу для себя, также имеет право делать все, чтобы этого не произошло.
Ближний Восток
Применительно к ситуации в Сирии, Ираке и на большом Ближнем Востоке события могут развиваться следующим образом. При реальной смене парадигмы американской внешней политики следует ожидать, что стороны откажутся от линии, имевшей место с начала холодной войны и продолжающейся до сих пор, которая характеризуется как игра с нулевой суммой, когда выигрыш одного автоматически воспринимается как проигрыш другого. В таком случае можно отказаться от гибельных как для региона, так и для Москвы и Вашингтона, конкуренции и соперничества друг с другом, перейдя к реальному и глубокому сотрудничеству между военными и спецслужбами двух стран в войне против терроризма. Учитывая укрепившиеся отношения по линиям Россия—Иран, Россия—Турция, Россия—Ирак, Россия—Израиль, Россия—Египет, можно договориться о том, чтобы США и Россия со своими партнерами и союзниками разделили сферы ответственности в борьбе с «Исламским государством» (организация запрещена в России) и способствовали стабилизации ситуации на большом Ближнем Востоке.
Китай
Улучшение отношений между Москвой и Вашингтоном окажет серьезное воздействие и на характер отношений в треугольнике США—Россия—Китай. Политика сменивших друг друга трех американских президентов — Билла Клинтона, Джорджа Буша и Барака Обамы — толкала Россию в объятия Китая, о чем с тревогой говорили многие американские эксперты. По мнению этих же экспертов, улучшение отношений между Вашингтоном и Москвой при администрации Трампа положительно скажется на отношениях России с Западом в целом и значительно ослабит зависимость России от Китая. В обозримой перспективе российско-китайские отношения сохранят свою близость и доверительность, но по мере улучшения отношений Москвы с Вашингтоном станут более сбалансированными. В результате Россия получит больше пространства для маневра в отношениях как с Вашингтоном, так и с Пекином.
«Мировой жандарм»
Еще в одной сфере внешней политики новые подходы Трампа вполне могут оказаться благотворными для всей системы международных отношений. Есть сегодня в Европе политики и аналитики, которые считают, что США должны продолжать играть роль «мирового жандарма». В противном случае, по их мнению, увеличатся масштабы хаоса и неуправляемости в глобальной системе международных отношений. Увы, эти взгляды не соответствуют реалиям, сложившимся в мире. Роль единственного мирового жандарма, который сдерживает одни страны, наказывает другие и вознаграждает третьи, уже не под силу даже такой богатой и сильной стране, как Соединенные Штаты. Эта роль требует много затрат и мало дает взамен. Трамп, будучи бизнесменом, очень хорошо это понимает. Он, в отличие от профессиональных политиков, умеет считать деньги. Думаю, что для обеспечения глобального мира и стабильности на планете нужны несколько или даже много «жандармов», которые не находились бы в конфронтации друг с другом, а сотрудничали бы и делили сферы ответственности, если хотите, даже и сферы влияния, чтобы общими усилиями обеспечить безопасность в мире. Как показывает исторический опыт — Венский конгресс, Ялта, Потсдам, только когда несколько «полицейских» договариваются о зонах влияния и ответственности, мир вступает в длительный период стабильности и предсказуемости в своем развитии.
Риски и препятствия
Конечно же, существуют преграды на пути возможной реализации такой политики президентом Трампом.
Во-первых, это сам Трамп и видение им и его командой нового места США в мире и, наконец, определение им и его администрацией места России в этом мире.
Во-вторых, противники такой обновленной политики существуют как в рядах республиканцев в Конгрессе, так и среди демократов. Сегодня в США фактически сложился союз неоконов с либеральными интервенционалистами, чтобы не допустить подобных сдвигов в американской политике.
В-третьих, определенные круги в Западной Европе, особенно Польше и Прибалтике.
И последнее. Трудно сказать, как далеко готов пойти Трамп в своем переосмыслении американской политики в соответствии с новыми возможностями США. Но если он проявит твердость и последовательность, то, как показали результаты выборов, американский истеблишмент в своем большинстве его не поддержит, но американский народ точно поддержит. Именно это дает определенную надежду, что Трампу удастся в значительной степени реализовать свои взгляды на внешнюю и внутреннюю политику.
Это означало бы реальное окончание холодной войны с Россией и отказ от начала такой войны с Китаем и другими растущими державами. Это станет обеспечением американского лидерства не через сдерживание, доминирование и наказание, а через вовлечение посредством разделения ответственности между основными «полицейскими».