«Детский мир» по взрослым правилам

Лина Калянина
редактор отдела конъюнктуры отраслей и рынков «Монокль»
Вера Кузьмина
корреспондент журнала «Эксперт»
23 января 2017, 00:00

Группа компаний «Детский мир» объявила о выходе на IPO и хочет продать до 30% своих акций. Однако она не раскрывает информацию о том, куда пойдут вырученные деньги — в доход акционерам или на дальнейшее развитие компании

ПРЕДОСТАВЛЕНО ГК «ДЕТСКИЙ МИР»

Крупнейшая сеть по продаже детских товаров в России «Детский мир» готовится провести первое публичное размещение акций. Известно, что акции уже допущены к торгам на Московской бирже и включены в третий уровень списка ценных бумаг. Продавцами выступают АФК «Система» (доля в акционерном капитале — 72,57%), Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ, доля 23,1%) через инвестиционные компании Floette Holdings Limited и Exarzo Holdings Limited и некоторые представители менеджмента компании и «Системы».

«Мы не стремимся иметь самые красивые магазины»
Компания «Детский мир» реализует стратегию повышения эффективности своей розничной сети. Основная ставка сделана на оптимизацию технологий бизнеса и развитие магазинов в новом современном концепте
Лина Калянина
читать ...

Как рассказал «Эксперту» источник, близкий к организации размещения, акционеры намерены продать в общей сложности 30% акций компаний. Окончательно это будет определено на более позднем этапе. «Но ни один из акционеров не выйдет из капитала компании полностью, все они сохранят определенную долю после закрытия сделки. АФК “Система”, основной акционер компании, сохранит контрольный пакет акций компании», — комментирует наш источник.

По мнению аналитиков, ожидать размещения акций «Детского мира» можно в первой половине текущего года: «На мой взгляд, подходящее “окно возможностей” для размещения “Детского мира” будет в конце первого — начале второго квартала 2017 года. Ожидается, что российская экономика вернется к росту, а рынок в целом поддержат сезон отчетностей и дивидендный период. В 2017 году ожидается плавное восстановление сектора ритейла. При этом летний спад торговой активности еще не начнет оказывать существенного влияния на рынок», — считает Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик группа компаний «Финам».
Эксперты считают, что акции сети привлекут внимание инвесторов прежде всего потому, что товары для детей пользуются постоянным высоким спросом. «Наш сектор стабильно развивается, несмотря на сдерживающие факторы в экономике России. Рынок товаров для детей рос в среднем на восемь процентов в год с 2008 года и демонстрировал высокую устойчивость в кризисные годы, в отличие от большинства сегментов розничного сектора», — комментирует Владимир Чирахов, генеральный директор группы компаний «Детский мир».

Кроме того, «Детский мир» — единственная розничная сеть по продаже детских товаров в России, акции которой можно будет приобрести. «Специализированный характер сети лишь подчеркивает ее привлекательность, тем более что удельные затраты на ребенка имеют тенденцию расти. А эта сеть хорошо чувствует тренды на рынке детских товаров. Поэтому размещение, скорее всего, вызовет интерес у инвесторов, — считает аналитик ВТБ24 Олег Душин. — Акции могут заинтересовать как частных инвесторов, так и фонды, которые обладают большей ликвидностью».

По объему выручки "Детский мир" в разы опережает ближайшего конкурента. Темпы роста рынка детских товаров снижаются. 22-02.jpg
По объему выручки "Детский мир" в разы опережает ближайшего конкурента. Темпы роста рынка детских товаров снижаются.

При оценке стоимости акций ориентиром может послужить мультипликатор EV/EBITDA (соотношение стоимости компании к прибыли до налогообложения) в 2015 году, который был в районе 9–11. «Тогда общая оценка сети составит 479–647 млн долларов. Замечу, что при подготовке к IPO в 2014 году фигурировала оценка компании в районе 960 миллионов долларов. При курсе 60 рублей за доллар в рублевом эквиваленте стоимость компании сегодня может быть оценена в сумму от 28,7 до 38,8 миллиарда рублей. Акция в этом случае будет стоить 21,77–29,4 доллара», — подсчитал Олег Душин.

Тимур Нигматуллин оценивает стоимость компании несколько выше: «В начале 2016 года РКИФ купил пакет в компании “Детский мир”, исходя из ее оценки в 42,2 миллиарда рублей. Думаю, что в рамках IPO компания будет оценена примерно в 50–60 млрд рублей».

Однако на российском рынке торговые сети стоят по-разному — так, у «Магнита» и X5 Retail Group показатель EV/EBITDA равен 10, а у «М.Видео» — 7. Поэтому оценка «Детского мира» для размещения может лежать в очень широком диапазоне. Источники СМИ в Sberbank CIB говорят даже о потенциальной стоимости компании в размере 98–118 млрд рублей — в этом случае «Детский мир» разместится очень дорого, намного дороже всех российских торговых сетей.

В «Детском мире» не раскрывают информацию о том, куда пойдут вырученные от IPO деньги — акционерам или на развитие компании. Известно, что средства от прошлогодней сделки с РКИФ в размере 9 млрд рублей были потрачены на оптимизацию долгового портфеля и на развитие сети. В последнее время программу развития компания осуществляет за счет собственных средств, получаемых от операционной деятельности. Более того, в 2015 году компания выплатила 3 млрд рублей в виде дивидендов акционерам — сумма дивидендов увеличилась в семь раз по сравнению с 2013 годом. Что касается долговой нагрузки, то за прошлый год она выросла вдвое (см. график), но пока не является критической для компании. «По итогам первого полугодия 2016 года одна из основных характеристик долгового обременения — коэффициент net debt/EBITDA (чистый долг к прибыли до налогообложения) “Детского мира” была равна 2,12, что находится в пределах разумного (менее 3). Для сравнения: у самой дорогой сети России, “Магнита”, соотношение было меньше, 1,08, но это уже отличный уровень», — продолжает Олег Душин.

В последние годы «Детский мир» действительно показывает хорошие темпы роста выручки и прибыли (см. график). Выручка прибавила 36,6% в первом полугодии 2015 года, 31% во втором полугодии 2015-го, 36,3% в первом полугодии 2016-го. Правда, динамика роста выручки сети по показателю like-for-like (когда оценивается выручка магазинов, работающих больше года, то есть не учитывается прирост доходов за счет открытия новых магазинов), составляет 11–13% в год, что на фоне роста всего рынка детских товаров тоже весьма неплохо. «Темпы роста могут, конечно, замедляться, но окончание кризисных явлений в России само по себе улучшит самочувствие розничной сети. —Таким образом, приобретать инвесторы будут в расчете как минимум на 20 процентов роста акции», — считает Олег Душин.

Девальвация рубля привела к снижению прибыльности бизнеса компании 22-03.jpg
Девальвация рубля привела к снижению прибыльности бизнеса компании

 

Рыночные риски

 

Сейчас сеть «Детский мир» насчитывает 525 магазинов в 178 городах России. 210 магазинов были открыты только за последние три года, 30% магазинов расположены в Москве, 7% — в Санкт-Петербурге, остальные — в регионах. Главные особенности сети — очень широкий ассортимент товаров для разных возрастных групп и оптимальная для покупателя цена. Помимо игрушек на полках магазинов представлены канцелярские товары, школьная форма, товары для личной гигиены, продукты питания, а также обувь и одежда, что в целом повышает конкурентоспособность сети среди специализированных детских магазинов.

Безусловно, рынок детских товаров — один из немногих живых потребительских рынков, и сегодня уже нет оснований полагать, что его конъюнктура в ближайшее время заметно ухудшится. Тем не менее есть и риски для работающих на этом рынке компаний.

Значительный рост выручки компании «Детский мир» в последние годы объясняется не только наращиванием трафика и открытием новых торговых точек, но и ростом цен вследствие девальвации рубля. Ассортимент магазинов на 70% состоит из импортных товаров, и, несмотря на усилия менеджмента, повышения цен избежать не удалось. Вследствие девальвации изменили свою ценовую политику и российские производители, у которых «Детский мир» размещает заказы на производство (в частности, это касается одежды и обуви), так как они тоже во многом зависят от импорта. В итоге изначальная стратегия компании — предложить широкий ассортимент товаров по самой низкой цене — начала претерпевать изменения.

Многое сегодня зависит от позиций поставщиков, их возможностей идти на уступки. Если, например, в категориях товаров по уходу за детьми «Детский мир» сохраняет лидирующие позиции и магазины даже вынуждены ограничивать объемы продаж некоторых категорий товара «в одни руки» (поскольку приобретенный товар перепродается дальше по более высоким ценам в других магазинах), то, например, в самом тяжелом рыночном сегменте, где покупатель особенно экономит, а именно в сегменте детской одежды и обуви, «Детский мир» проигрывает по критерию цена—качество крупным иностранным и российским универмагам и производителям, таким как H&M, Zara, Benetton, Sela, Gloria Jeans. Вообще, одежно-обувной ассортимент никогда не был сильной стороной «Детского мира» — необходимость удерживать определенный уровень цен, жесткий контроль за себестоимостью (в том числе путем размещения заказов на производство одежды и обуви у местных производителей, что фактически означает полноценное участие в производственном бизнесе) существенно сужают возможности создания привлекательного ассортимента.

Что касается игрушек (а в «Детском мире» их доля в общем объеме продаж составляла до 40% от общей выручки), то их продажи на рынке в штуках за время кризиса упали на 30–40%, а зависимость от импорта по наиболее востребованным и трендовым игрушкам очень высока. Маржа всех компаний — продавцов игрушек за последнее время сильно сократилась, и удерживать на этом рынке ценовое лидерство непросто.

Важно и то, что покупки детских товаров стали более активно перемещаться в интернет. Пока для «Детского мира» с его оборотами это не представляет большой угрозы, тем более что собственный интернет-магазин активно развивается, но объемы интернет-покупок растут, в том числе на зарубежных сайтах.

Одной из важных зон риска в развитии сети «Детский мир», на наш взгляд, является отсутствие сервиса в магазинах, в частности, работа персонала, что называется, на первой линии. Борьба за эффективность бизнеса сказывается на качестве персонала и его функционале: в большинстве случаев сотрудники магазинов весьма сдержанны и мало заинтересованы в общении с покупателем. Магазины сети «Детский мир» — это магазины самообслуживания, куда приходишь за конкретным, понятным продуктом (либо заказываешь его через интернет-магазин). В этом плане сеть проигрывает другим детским магазинам, где покупатели всегда могут получить консультацию о качестве продукта, его особенностях и сравнительных характеристиках. Если развивать магазины низких цен на рынке становится все сложнее и многим покупателям цены уже не кажутся оптимальными, то наличие сервиса в магазинах приобретает не последнее значение.