Нажать на тормоза в ушедшем году российский авторынок все-таки не смог. По итогам 2016 года продажи оказались в заметном минусе: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), реализация новых легковых машин в России упала на 11%, до 1,42 млн единиц. Впрочем, сокращение было хотя и болезненным, но все же не таким драматичным, как в 2015-м, когда продажи рухнули на 35,7%. Таким образом, российский авторынок падает четвертый год подряд и по сравнению с рекордным по продажам 2012 годом (2,9 млн штук) сократился более чем вдвое (см. график 1).
В поисках дна
Хотя в большинстве прогнозов, сделанных в начале ушедшего года, предрекалось дальнейшее снижение продаж новых автомобилей, участники рынка все же надеялись, что после трехлетнего сжатия рынок хотя бы стабилизируется и достигнет долгожданного дна. И признаки стабилизации начали появляться в начале весны прошлого года. Тем не менее январь 2016-го сильно разочаровал дилеров: продажи в первом месяце года упали на внушительные 29% к аналогичному периоду предшествующего года. Однако в феврале, марте и в апреле сокращение начало замедляться — в апреле, например, оно составило минус 8,5%. Потом, увы, падение продаж вновь ускорилось: минус 12–14% в мае и июне, в августе оно достигло ощутимых минус 18%. Осенью падение рынка опять начало притормаживаться. К концу года в ноябре продажи продемонстрировали даже прирост (плюс 1%), в декабре — скромное сокращение (минус 1%). Но общую статистику по году это уже не исправило, итоговые абсолютные показатели рынка по итогам года оказались худшими за последние десять лет.
Ключевые причины сокращения продаж автомобилей остались прежними. Прежде всего это продолжающийся рост цен на новые машины. За 2016 год, согласно подсчетам, они в среднем выросли еще на 15–20%. И это при том, что рубль уже не падал, а укреплялся по отношению к мировым валютам. Однако его падение в 2014–2015 годах оказалось достаточным, чтобы цены продолжили рост. При растущих ценах падала покупательная способность населения, но главное, 2016 год не принес ощущения, что кризис позади. А уверенность в завтрашнем дне — важное условие принятия решения о такой крупной покупке, как личный автомобиль. И решение это многие отложили до лучших времен.
Сильные становятся сильнее
Выживать на кризисном авторынке лучше всего получалось у крупных игроков. Как и в предыдущие годы, мелким компаниям приходилось все труднее, а крупные автобренды продолжили укреплять свои позиции. Так, в первой десятке ведущих автомобильных марок только одна (Nissan с падением минус 23%) показала снижение продаж ниже рынка. Остальные закончили год с минимальными потерями, а некоторые даже сумели показать прирост продаж, хотя и небольшой. Например, с падением всего в 1% (266 тыс. машин) закончил год лидер рынка — российский бренд Lada. На втором и третьем местах упрочились корейцы — бренды Kia (149 тыс.) и Hyundai (145 тыс.), которые потеряли за год 9 и 10% соответственно. Четвертое место досталось французской компании Renault (117 тыс.), которая окончила год с минимальными потерями в минус 3%. Идущая за ней японская Toyota (94 тыс.) тоже упала только на 4%. Volkswagen (шестое место; 74 тыс.) упал в продажах на 4%. Российский ГАЗ сумел и вовсе нарастить продажи на 9% (до 55 тыс.). На 1% увеличил реализацию своих автомобилей УАЗ (48 тыс.). Неплохо выступила расположившаяся на десятом месте Škoda c приростом в 1% (55 тыс., см. таблицу 1).
Одним из ключевых факторов успеха для автопроизводителей было наличие собственных производственных мощностей в РФ с высокой степенью локализации, что позволяло более успешно сдерживать рост цен. В выигрыше оказались и те компании, которые смогли развивать свой модельный ряд в самых перспективных сегментах. В 2016 году российский авторынок продолжал суживаться до двух самых популярных типов автомобилей: бюджетные так называемого размерного В-класса и кроссоверы. Согласно маркетинговым оценкам, два этих сектора сейчас в совокупности занимают около 70% рынка (см. график 2). А таким некогда популярным типам автомобилей, как гольф-класс, пикапы, минивэны, сейчас в совокупности принадлежит порядка 30% продаж. 2016 год ознаменовался премьерами ярких новинок прежде всего в сегменте кроссоверов, к каковым можно отнести обновленный Nissan Qashqai, Renault Kaptur, Hyundai Creta, Toyota RAV4 и другие.
Неплохо чувствует себя и премиальный сегмент, где сокращение продаж было меньшим, чем в среднем по рынку: по данным «Автостата», продажи автомобилей премиум упали на 7%, а доля этого типа машин в структуре продаж превысила 10%. При этом половина из 14 премиальных брендов оказались в плюсе: существенно прибавили в продажах Alfa Romeo (рост 127%), Jaguar (113%), Smart (47%), Lexus (19%), Cadillac (11%).
Что же касается неудачников ушедшего года, то сильно упали продажи у японских марок Honda (минус 62%), Mitsubishi (минус 53%), Datsun (минус 41%), Suzuki (минус 30%). Продолжают сокращаться французы — продажи Citroën и Peugeot снизились на 31 и 36% соответственно, некоторые китайцы (Geely — минус 61%), итальянский Fiat (минус 43%), уходящий с российского рынка Chevrolet (минус 38%).
Интересно, что в рейтинге самых популярных моделей первое место впервые в истории российского авторынка заняла иномарка. Самой продаваемой машиной стала корейская Hyundai Solaris (90,3 тыс. единиц), которая сумела обогнать российскую Lada Granta (87,7 тыс.). Третье место с минимальным отрывом тоже досталось корейской модели — Kia Rio (87,6 тыс.; см. таблицу 2).
Поворот вверх
Наступивший год должен стать более удачным для российского автомобильного рынка: большинство его участников прогнозируют, что падение продаж наконец остановится и рынок все же поедет вверх, пусть и медленно. Например, представители Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) прогнозируют, что в новом году рынок вырастет на 4%, до 1,48 млн автомобилей. «Очевидно, что автомобильный рынок сейчас находится в финальном процессе поиска дна, — заявил на пресс-конференции АЕБ Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ. — Есть большая вероятность, что в новом году падение остановится и рынок пойдет в рост впервые за последние четыре года».
Важным фактором роста должны стать общая стабилизация экономики и рост уверенности потребителей, которые в 2017-м с большой вероятностью будут охотнее тратить сбережения на покупку новых машин. «Мы считаем, что в новом году весь автомобильный рынок как минимум покажет такие же результаты, как в году ушедшем, — сказал в интервью “Эксперту” президент АвтоВАЗа Николя Мор. — В новом году в России ожидается рост ВВП, планируется продолжение государственной поддержки авторынка, у потребителей появится уверенность, наконец, мы видим улучшение международной политической ситуации».
По словам Николя Мора, АвтоВАЗ в текущем году ставит себе цель завоевать 20% отечественного рынка (в 2016-м у компании было 18,7%). В этом году АвтоВАЗ планирует продолжать развитие модельного ряда: в частности, появится новая модификация популярной модели Lada Vesta (начнутся продажи машины в кузове универсал), будут усовершенствоваться модели Х-Ray, Granta, Largus. АвтоВАЗ будет продолжать развивать экспорт. «В новом году мы планируем увеличить наш экспорт на 50 процентов, — заявил Николя Мор “Эксперту”. — Прежде всего мы будем наращивать поставки в страны СНГ, в частности в Казахстан, Белоруссию. Будем также развивать экспорт в дальнее зарубежье, в том числе в Европу и страны Ближнего Востока. В частности, в ближайшее время модель Lada Vesta получит сертификацию по выбросам в соответствии со стандартом “Евро-6”, что необходимо для продаж в европейских странах».
Стимулировать рынок в новом году будет и такой фактор, как отложенный спрос. «В наступившем году в России, вполне вероятно, будет продано порядка полутора миллионов новых машин. Большинство людей, покупавших автомобили в 2012 и 2013 годах, на которые приходился пик российского авторынка, задумаются о замене машины в новом году. Хотя, по нашим оценкам, 30 процентов покупателей этого периода будут согласны подождать с заменой своей машины», — рассказал «Эксперту» Александр Мойнов, управляющий директор Kia Motors Rus. По его словам, в новом году Kia представит в России пять-шесть новых моделей, производство главной из которых — обновленной Kia Rio — начнется в Санкт-Петербурге во второй половине 2017 года.
С уверенностью смотрят на перспективы российского автомобильного рынка и представители третьей по популярности в России автомобильной марки — Hyundai. «Мы считаем, что прогнозируемый рост рынка в пять процентов в новом году вполне реален, — рассказал “Эксперту” Алексей Калицев, исполнительный директор компании “Хендэ Мотор СНГ”. — Емкость российского авторынка все еще высока. По степени обеспеченности личным транспортом России все еще существенно уступает развитым странам».
По словам Алексея Калицева, в новом году Hyundai тоже планирует развивать модельный ряд. В частности, в первой половине года в продаже должна обновиться самая популярная модель бренда Solaris, кроме того, в салоны должны поступить новые модели Sonata, i30, Santa Fe. Помимо этого корейская марка планирует развивать продажи машин в кредит. «В ушедшем году в кредит продавалось порядка 38 процентов автомобилей Hyundai, в этом году мы рассчитываем достичь показателя кредитных продаж не ниже 60 процентов, — заявил Алексей Калицев. — В США доля кредитных машин достигает 80 процентов, и мы считаем, что в перспективе такая доля достижима и у нас».
Иностранные автопроизводители в новом году намерены продолжать осуществлять инвестиции в российский авторынок. «Мы уже вложили недавно 250 миллионов евро в строительство своего моторного завода в России. И еще планируем инвестировать в общей сложности 180 миллионов евро в производство в России нашей новой модели Tiguan, — рассказал “Эксперту” Пьер Бутен, руководитель марки Volkswagen в России. — Мы рассчитываем на рост продаж наших новых моделей, так как потребительская уверенность и покупательная способность в России в этом году будут расти».
Автоконцерны, имеющие заводы в России, рассчитывают, что объемы их производства в новом году будут увеличиваться. «В 2016 году мы нарастили производство на нашем заводе под Санкт-Петербургом на три тысячи единиц. Надеемся, что тенденция сохранится и в этом году», — говорит Роман Скольский, директор по связям с общественностью Nissan в России.
Те же компании, которые еще не имеют в России развитых производственных мощностей, будут стремиться их наращивать. В частности, это относятся к китайским компаниями: по словам Алексея Лазарева, представителя компании FAW в России, в настоящее время этот китайский концерн начинает производство кроссоверов Х80 на заводе в Калининграде, старт их продаж намечен на февраль 2017-го.
Особое внимание в новом году автомобильные компании будут уделять сервису. «Стоимость владения автомобилем в России растет из-за платных парковок, налогов, страховки. Поэтому в новом году очень важно предлагать автомобиль с прозрачной и доступной стоимостью владения, — говорит Инна Зеленцова, руководитель департамента продаж и маркетинга Suzuki в России. — С первого января этого года наша компания будет предлагать пятилетнюю гарантию на автомобили. Кроме того, мы расширяем дилерскую сеть, делаем обслуживание более доступным».
Ценовой вопрос
Во многом развитие авторынка в текущем году будет связано с тем, насколько автопроизводителям удастся сдерживать рост цен на новые машины. По данным АЕБ, предварительные итоги января показывают, что в среднем цены на автомобили уже выросли на 2–3%. И это при том, что курс рубля в последнее время укрепляется, из-за чего у потребителей появились ожидания, что могут снижаться и цены на автомобили. Однако в новом году это вряд ли произойдет. «После падения рубля многие производители продавали автомобили себе в убыток, ведь если бы они подняли цены сразу в полтора-два раза, то продажи остановились бы окончательно. Сейчас компании продают машины хотя бы с нулевой или минимальной прибылью. Так что рассчитывать на снижение цен из-за текущего укрепления рубля вряд ли оправданно», — говорит Василий Мельников, PR-директор BMW в России. «Сегодня дорожает все: и производственные издержки, и новые технологии в автомобилях, и затраты на обеспечение экологичности. К тому же цены еще не отыграли падение рубля в 2014-м, так что в новом году снижаться они не будут», — согласен Ян Прохазка, директор марки Škoda в России.
К тому же автопроизводителей в России ждут новые затраты, связанные, например, с обязательной установкой на автомобилях системы вызова экстренных оперативных служб ЭРА-ГЛОНАСС, которая, как ожидается, поможет спасать четыре тысячи жизней в год. В этом году все модели, продаваемые в России, должны иметь соответствующие сертификаты на данную систему. «Обязательное введение системы ЭРА-ГЛОНАСС в этом году требуют значимых инвестиций от автомобильных компаний. Из-за этого некоторые модели уходят с российского рынка, так как издержки на сертификацию превышают доход от продаж, — говорит Йорг Шрайбер. — Но в целом рынок готов к этому нововведению, которое сделает автомобиль еще более безопасным средством передвижения».
На стабилизацию рынка надеются и автомобильные дилеры. Ушедший год был для них сложным: согласно исследованиям, в России сейчас работает порядка четырех тысяч дилерских предприятий, и в 2016-м их число сократилось на 4% (в 2015-м — на 7%). Дилеры с надеждой смотрят на не только на продажи новых машин, но и на перспективы вторичного рынка, который в 2016 году, по данным компании «Автостат», вырос на 6%, до 5,2 млн машин. Воодушевляет дилеров и рост рынка услуг автосервиса, который, по данным «Автостата», тоже продолжает расти и в ушедшем году достиг 524 млрд рублей. — автовладельцы в последнее время активнее обслуживают старые машины, так как откладывают покупку новых.
Интересная тенденция на российском рынке авторитейла — активизация продаж новых машин через интернет. В конце 2016 года о начале предоставления услуг в этой области заявили сразу несколько крупных игроков: к онлайн-продажам автомобилей с пробегом приступила компания «Авилон», ГК «Максимум» открыла онлайн-дилера Carmart. Наконец, самым значимым событием в области онлайн-торговли автомобилями стал запуск веб-магазина новых и подержанных автомобилей Favorit Digital компании «Фаворит Моторс», где сейчас можно приобрести более четырех тысяч автомобилей. «На сегодняшний день покупать автомобили в интернете на два процента выгоднее, чем при самых выгодных условиях в автосалонах, которые только существуют на рынке, — рассказал “Эксперту” глава ГК “Фаворит Моторс” Владимир Попов. — Мы планируем до конца 2017 года вывести в интернет 30 процентов объема продаж, а Favorit Motors продает 30 тысяч машин в год».
Примечательно, что, по словам Владимира Попова, в ближайшее время компания планирует совершенствовать технологии виртуальной покупки автомобилей. В частности, в конце 2017-го компания собирается начать сопровождать онлайн-продажи специальными очками дополненной реальности, которые к тому же будут иметь модуль встроенной капсулы запаха автомобиля.
Коммерческий успех
Более удачным ушедший год оказался для рынка грузовых машин (грузоподъемностью от 3,5 тонны), который по итогам 2016 года неожиданно оказался в плюсе. Еще в начале прошлого года мало кто верил, что продажи грузовиков начнут восстанавливаться, — например, в январе и феврале сбыт этих машин упал соответственно на 40 и 25%. Однако с апреля начался устойчивый рост, который сохранялся вплоть до декабря, причем последний месяц года закончился с рекордным приростом — 20%. Всего же, согласно данным «Автостата», по итогам 2016 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 53,3 тыс. единиц, что на 4,2% выше показателей 2015-го (см. график 3).
Рост рынка грузовиков выглядит неожиданным, поскольку в ушедшем году не наблюдалось явного улучшения макроэкономической ситуации, а также положения компаний, активно использующих коммерческие автомобили. «Продажи грузовиков растут вследствие реализации отложенного спроса: многие компании приостановили закупки автопарка в связи с кризисом, однако бесконечно откладывать обновление невозможно», — объясняет Александр Дьяконов, директор по транспорту логистической компании FM Logistic. «Продажи новых российских грузовиков в 2016 году росли, поскольку перевозчики обновляли свои автопарки. Это необходимость, так как технические средства изнашиваются», — согласен Дмитрий Иевлев, генеральный директор транспортного парка логистической компании ПЭК.
Примечательно, что наиболее активный рост в ушедшем году показали российские производители грузовиков: занимающий теперь треть рынка КамАЗ нарастил продажи на 15%, ГАЗ — почти на 3%, «Урал» — более чем на 2% (см. таблицу 3). «Рост доли грузовиков отечественного производства связан с ухудшением экономической ситуации. В таких условиях главным критерием выбора стала цена, конкурентоспособность российского транспорта обеспечена минимальной стоимостью, — комментирует Олег Гребенько, менеджер по транспорту компании AsstrA AG.
В новом году производители грузовиков прогнозируют продолжение роста продаж. Так же как и в сегменте легковых автомобилей, он будет стимулироваться в том числе мерами государственной поддержки. Ее детали пока не объявлены, однако, по словам представителей властных структур, на меры поддержки российского автопрома и автомобильного рынка в 2017 году из бюджета будет выделено около 55 млрд рублей.