«Только не рисуйте лучше меня», — шутит художник-модератор «вечеринки» Painty. Да, именно вечеринки — в будний день после работы под руководством специалиста, желательно в ресторане или баре, несколько человек за пару часов нарисуют свою картину — такую, какую они выбрали из представленных в расписании на сайте проекта. Она же стоит на мольберте как образец для всех. Результаты у всех получатся разные: кто-то поменяет цвет, кто-то — угол зрения, но обязательно это будет «шедевр», как скажут организаторы после вечеринки. Впрочем, результат на бумаге не самое главное, важны эмоции — переключение с повседневных задач на что-то совершенно иное. И эта услуга — определенно тренд: уже несколько лет идет попытка восполнить потребность человека — переключиться, насытить свободное время смыслом, причем лучше, если это будет работа своими руками или разминка для мозгов.
Идея Painty, появившись чуть больше года назад в Санкт-Петербурге, была скопирована основателем Дмитрием Анисимовым в Москве. На вечеринках уже побывало более 15 тыс. участников. Молодой проект успел провести корпоративы для сотрудников Сбербанка, Ситибанка, компаний Ginza Project, Ernst & Young, Coffeeshop Company, «Сколково», Mars и других. Редеющие потоки посетителей торговых центров тоже вынуждают последние создавать специальные точки притяжения, и каждые выходные Painty проводит вечеринки в четырех ТРЦ Москвы, на 60 участников каждая.
Личные вложения Анисимова окупились за несколько месяцев. Могли и быстрее, но оказалось, что в деле много деталей, для понимания которых пришлось потратиться. Выручка в каждый летний месяц 2016-го составляла от четырех миллионов рублей.
Как это работает
На вечеринках рисуют даже те, кто последний раз держал кисточку в школе на уроках «изо». «Ведущие, место и контент — так определяет Дмитрий Анисимов ингредиенты качества. — Найти и обучить ведущего-художника не так просто, как кажется: мы провели более тысячи собеседований, чтобы выбрать шесть человек. Нужно найти подходящее место. Нужно создавать классный контент. Мы не обманываем людей. Мы не показываем какую-нибудь крутую картину, которую приходи и нарисуй. Мы сами разрабатываем картины. Это достаточно современные сюжеты, которые будут просты в исполнении, чтобы их можно было успеть нарисовать за два часа, но которые не стыдно дома повесить, подарить кому-нибудь. У нас есть специальные скрипты по каждому изображению. Мы создаем целую базу знаний. Например, картину кто-то в Питере нарисовал, и она пошла и в Москве, и в Питере по разным ведущим. Нужно, чтобы каждый умел ее нарисовать. Мы думаем и о названиях этих картин. Собрать людей на вечеринку — это тоже большая работа».
Будущий участник заходит на сайт Painty и выбирает изображение, которое ему было бы интересно повторить. Сопоставляет расписание со своим свободным временем — определяет дату и место. Бронирует и оплачивает свое место онлайн. В Москве это две с половиной тысячи рублей с человека (в Петербурге — две тысячи). Для тимбилдинга и корпоративов — отдельные льготные условия; также можно рассчитывать на скидку, если это компания желающих «от трех человек». Депозита ресторан не требует. Можно прийти и вообще ничего не заказывать. Специальная одежда тоже не нужна, краска с ткани легко отстирывается, при этом предоставляются фартуки, все материалы и даже сумки для готовых произведений. Остается прийти на вечеринку и назвать имя на входе. Нас было десять человек.
С виду все укладывались в возрастную категорию «до тридцати пяти». Были одиночки, выделялись три веселые подруги — с одним именем Ксюша, а еще влюбленная пара, где инициатором совместного творчества явно была девушка, очень переживавшая за успех мероприятия.
Шутки, музыка, два часа целенаправленных действий, вспышки профессионального фотоаппарата — получатся отличные фото увлеченных процессом людей, — и вот мы уже сушим краску. Рисовали вроде одно, но на выходе получили 11 разных картин.
Его история
После года разработки и официального запуска другого своего проекта Анисимов решил устроить корпоратив для всех участников команды. Корпоратив с идеей: не просто собраться, выпить, а взять да нарисовать большую картину. Общую. Вопрос: что с ней потом делать? В офисе места нет, да и у людей ничего не останется на память. Значит, нарисовать должен каждый для себя, размышлял предприниматель. В соседнем офисе, похожем на коворкинг петербургского пространства, проводились какие-то мастер-классы по живописи. «Правда, там грустным голосом рассказали, что мне самому нужно купить холсты, кисти, краски, найти место, мольберты. Я понял, что это нерешаемая задача. И мы просто пошли нашей небольшой компанией в бар. И там провели корпоратив, отметили Новый год. Но я постоянно вспоминал свой запрос. Самому хотелось поучаствовать в такой истории, как рисование», — вспоминает Дмитрий.
В коллективном рисовании все оказалось не просто. «Потратил полгода, чтобы найти каждую деталь, такую, чтобы это было прямо “вау” от каждого элемента! И чтобы при этом стоило адекватных денег. Собирал все — от тарелочки, от палитры, которую я искал три месяца, до краски, которую мы возим из США. В России такой нет. Я попробовал все образцы, которые продаются в России, общался со всеми заводами, но в России краску везде делают, будто на века. А вот такой краски, которую можно, если ты вдруг испачкаешься, легко отмыть, ее в России не оказалось. Сейчас мы можем ресторанам гарантировать, что не “убьем” их пространство. Нашел в Штатах и заказал сразу полтонны краски, в специальных двухлитровых бутылках с помпами — просто выдавливаешь, сколько нужно. Практически все, что мы используем в Painty, не из России», — рассказывает предприниматель. Но от идеи выпускать краски в России он не отказался: «Нужно уменьшить плечо доставки. Кисти для работы с акрилом закупаются на заводе в Кирове. Используются также профессиональные хлопковые холсты 40 на 50 сантиметров, для их поддержки из Китая привозим специальные мольберты, оттуда же приходит фирменная ярко-зеленого цвета ткань — для столов. Увлеклись “эко”: палитры сделаны из сахарного тростника, а стаканчики — из переработанного картона».
Монетизация
«Цена у нас сформировалась в Петербурге. Потом мы экспериментировали, проводили тесты. Было две с половиной тысячи рублей, но можно прийти и за тысячу семьсот, если от пяти человек. Потом стало две тысячи. В Москве мы тоже запустились с ценой две тысячи рублей. И у нас вначале почти на месяц не было ни одного свободного места — до сорока человек на каждой вечеринке! Мы решили поэкспериментировать — поставили две с половиной тысячи. Тоже все пошло. Недавно опять снизили до двух тысяч. Но за две с половиной тысячи лучше покупали, чем за две», — вспоминает Дмитрий.
«Затраты мы считаем не на отдельную вечеринку, а за месяц. Расходы — это не только материалы. Есть постоянный ФОТ, маркетинг, обучение, ведущие. В Москве у одного ведущего пять вечеринок в неделю. В среднем они получают от сорока до ста тысяч рублей в месяц. Потом логисты — у каждого ведущего есть ассистент, на каждой вечеринке — фотограф. У нас больше двух десятков человек в команде. Есть склады в Питере, в Москве. И есть пиар-отдел небольшой. Сейчас мы программистов берем в штат, — перечисляет предприниматель. — Но мы стремимся к тому, чтобы делать нашу услугу доступнее за счет увеличения объемов закупок, снижения себестоимости», — говорит Дмитрий.
Площадка
«Вначале договариваться было сложно. А сейчас многие рестораны хотят сотрудничать с нами, и мы стараемся выбрать, чтобы место было трендовое, но чтобы при этом не было космических разниц в ценах — чтобы не получилось, что человек купил билет за две с половиной тысячи и наткнулся на очень дорогие вино и блюда. У нас все обходится тысяч в семь на двоих», — объясняет Анисимов.
Если нет депозита, гарантирующего ресторану, что участники оставят в заведении определенную сумму, зачем ресторанам и барам принимать у себя шумных рисовальщиков? «Мы заполняем пространство ресторана в не самые лучшие для них дни и время. Например, вторник, среда, четверг, вечер воскресенья. Плюс мы интересны ресторану тем, что приводим качественную аудиторию: есть вероятность, что нашим клиентам понравится место и они потом сами сюда зайдут. Мы и корпоративы приводим. У нас есть менеджер для общения с корпоративными клиентами, он может проконсультировать, где и какой для этого потребуется депозит, поможет выбрать место и связывает желающих напрямую», — делится деталями бизнеса Анисимов.
У корпоративного направления Painty есть свое преимущество — быстрая реакция, гуляй и рисуй хоть на следующий день после обращения. Годится для компании от десяти до трехсот участников, которые будут обеспечены всеми необходимыми материалами. Стоимость зависит от количества посетителей. Вечеринка для двадцати человек обойдется в 52 тысячи рублей.
Отдельная история — торговые центры. Например, открывается новый торговый молл, или «не сезон» для посетителей — требуется создать какую-то активность. «Они обращаются к нам. Мы делаем вечеринки. И там выстраивается очередь как в “Эппл-стор”, когда выходит новый айфон. Одновременно у нас могут участвовать шестьдесят человек», — рассказывает предприниматель. В этом случае мероприятие, конечно, оплачивает торговый центр. «Сейчас мы сейчас проводим четыре вечеринки в неделю. Например, сейчас они идут во всех “Рио”, плюс к нам обращались “Меги” и “Золотые Вавилоны”».
«Чтобы зарабатывать, мы должны проводить более 17 вечеринок в месяц в Петербурге с заполняемостью от 28 до 35 человек на каждой. И от 22 вечеринок в Москве с заполняемостью от 26 до 32 человек», — приводит расчеты Анисимов.