Одна из крупнейших в мире площадок социального трейдинга — израильская компания еТоro — и ее партнер Сбербанк России запускают в вузах нашей страны образовательную программу «Как меняется мир инвестиций? MoneyManagement 2.0 — новые правила управления капиталом». По сути это первая попытка популяризировать и масштабировать социальный трейдинг, который позволяет за счет упрощенных операций зарабатывать онлайн на курсовой разнице акций и валют даже несведущим в сложных финансовых схемах людям. В отличие от большинства электронных торговых площадок социальные трейдинговые платформы позволяют трейдерам общаться с более опытными коллегами по всему миру и видеть в режиме реального времени все их сделки, а также аналитику, которой они пользуются. Соответственно, видна и степень прибыльности, и случаи провала каждого трейдера. Кроме того, многие социальные трейдинговые площадки имеют функцию автоматического копирования действий наиболее успешных трейдеров, что, собственно, и позволяет зарабатывать с минимальным риском людям без специальных финансовых знаний (впрочем, в последние годы такую функцию все чаще стали заводить и традиционные электронные биржевые площадки).
Социальный трейдинг в мире представлен несколькими десятками компаний, они начали появляться с начала 2000-х и уже управляют триллионами долларов инвестиций. Мировыми лидерами социального трейдинга признаны такие платформы, как европейские ZuluTrade, Tradeo, SuperTrader и, собственно, один из пионеров — компания eToro, в которую в ноябре 2014 года китайский финансовый конгломерат Ping An и российский Сбербанк инвестировали вместе 27 млн долларов (позже к ним присоединился немецкий Commerzbank). Как пояснил «Эксперту» основатель и генеральный директор eToro Йони Ассия, за счет такого партнерства российские трейдеры и инвесторы получили доступ к таким биржевым инструментам, которые раньше им приобрести было сложно. «И в Китае, и в России, сотни миллионов клиентов Ping An и Сбербанка теперь могут инвестировать в акции, скажем, Facebook или Apple за счет нашего сервиса. В целом наша цель — революционизировать способ доступа людей к финансовым рынкам и сделать процесс трейдинга более социально ориентированным, понятным и прозрачным. Если на обычной площадке брокер может вести максимум сто клиентов одновременно, то здесь его действия могут копировать сразу хоть миллион человек».
Когда биржа — дело рискованное, но надежное
Классическая биржевая инфраструктура в России представлена несколькими биржами — это Московская биржа, Московская фондовая биржа (торгуются как валюты, так и акции), Санкт-Петербургская биржа, которая специализируется на товарных сделках, и Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа, где, как правило, продают и покупают нефть и прочие сырьевые товары. Схема покупки биржевых инструментов такова: при биржах регистрируются брокеры (на текущий момент имеется 26 брокерских компаний, крупнейшие из них — БКС, ИК «Открытие», «Ренессанс-брокер», «Финам», «ВТБ-капитал»), и уже с брокерами инвесторы заключают договор, и через них покупают и продают валюты, акции, облигации и прочие финансовые инструменты как российские, так и зарубежные.
При разумном инвестировании на бирже можно получать в среднем в полтора-два раза большую прибыль, чем доход от депозитов. Хотя и вероятность потери денег при рискованных операциях сохраняется.
Второй распространенный рынок и в мире, и в России — внебиржевой, где доступны и валюты, и производные финансовые инструменты. Речь идет не о классических акциях, а таком производном финансовом инструмент, как CFD — контракт на разницу (contract for difference). Именно он позволяет совершать мгновенные сделки в один клик на внебиржевом рынке. Инвестор покупает не саму акцию или валюту, поскольку это довольно сложная процедура, связанная с необходимостью регистрации сделки на бирже, расходами на оплату услуг депозитария, биржи, регистратора и прочее. Он покупает обязательство заплатить в случае, если цена акции снизится, получая взамен право получить прибыль от брокерской (дилинговой) компании, если цена повысится.
В России действуют десятки компаний, торгующих только валютами на международном рынке Форекс. Работа на таком рынке проще, в отличие от торговли акциями на фондовом рынке. Этим и пользуются многие недобросовестные форекс-брокеры, привлекая неопытных инвесторов. Среди них немало таких компаний, которые ни на какой международный рынок деньги клиентов не выводят, а только создают видимость торгов на внебиржевом рынке. Они привлекают новичков, даже обучают их премудростям биржевой торговли, втираюсь в доверие. Затем, получив на свой счет деньги клиента, дают ему несколько раз заработать на курсовой разнице, а когда он войдет в раж и начнет пополнять свой счет, его аннулируют, подкручивая вручную курсы валют. Против такого вида мошенничества и направлен принятый в прошлом году закон о форекс-брокерах.
Что такое социальный трейдинг
Судя по последнему исследованию известного в мире консалтингового агентства Roubini ThoughtLab, социальный трейдинг все больше теснит традиционный: по прогнозу, через пять лет использовать его сервисы при планировании торговых стратегий станет каждый четвертый (26%) инвестор. А 37% опрошенных Roubini трейдеров и инвесторов к 2021 году хотят торговать именно на социальных торговых площадках. Roubini ThoughtLab прогнозирует, что в течение пяти лет приток в фондовые и валютные рынки 25 наиболее развитых стран составит 89 трлн долларов (сейчас 207 трлн), в том числе за счет развития социального трейдинга.
В России первой осваивать социальные торговые сервисы начала компания «Финам», создавшая в 2010 году сервис Comon; элементы соцтрейдинга стала внедрять торговая площадка A Markets (бывшая A Forex). Похожая идея была реализована и Saxo Bank, у которого в России также было свое представительство (впрочем, они его свернули после введения сложной процедуры лицензирования). Интеграцию чата и торговых идей предлагает также набирающий популярность ресурс tradingview. EToro имеет более долгую историю на мировом рынке, где присутствует с 2007 года, но в России социальный трейдинг она запустила лишь в 2016 году.
Суть социального трейдинга в следующем: на одной площадке инвестор может не просто купить тот или иной торговый инструмент, но и скопировать любого участника сообщества, видеть все его сделки, а также напрямую общаться с ним в его ленте новостей. Зачастую начинающие инвесторы, предпочитающие классическую биржевую торговлю, отдают свои средства в управление брокерским компаниям, которые чаще всего не объясняют своих действий, во всяком случае мелким инвесторам. Пользователей же социального трейдинга привлекает не только простота интерфейса, но и упрощенная схема совершения сделок. В отличие от традиционной торговли при покупке CFD-контрактов прав собственности на сами акции или другие инструменты не наступает, что и упрощает сделку. Инвестор просто вносит деньги на банковский счет трейдинговой компании, которая в случае успеха возвращает их ему с процентами, зависящими от роста котировок купленного инструмента (или же возвращает частично в случае снижения курса).
При этом в отличие от черных дилеров золотых гор здесь никто не обещает. Считается, что вдумчивый и осторожный трейдинг может обеспечить 10–30% доходности при риске от 2 до 5%. А самим легальным социальным трейдинг-площадкам приходится прикладывать немало усилий, чтобы подтверждать свою репутацию.
Скопировать, чтобы не рисковать
«Сообщество трейдеров, своеобразные трейдингрумы и трейдингфлоры, вылезли в интернет как грибы после дождя, начиная с уже знакомых многим Smart-lab.ru и hamaha.net и заканчивая всевозможными пабликами в соцсетях, — говорит вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер. — Отличие eToro и Сomon в том, что там реализована возможность опции, которая позволяет копировать действия успешных управляющих. Такая фишка сейчас стала появляться у многих брокерских компаний, но далеко не все они являются площадкой для обсуждения торговых идей среди трейдеров. Во многих случаях расчет на повторение действий более успешных “коллег” срабатывает, но всегда нужно помнить о рисках — ведь успешная стратегия может в конечном итоге дать сбой. И не нужно забывать ключевую инвестиционную истину: прошлые результаты не являются гарантией будущих доходов».
То есть в социальном трейдинге подавляющее большинство игроков зарабатывают именно на копировании действий более опытных участников, или, говоря на биржевом сленге, на автоследовании.
Включив функцию «копировать» в аккаунте того или иного успешного трейдера, ваши средства автоматически направляются в те же биржевые инструменты, в которые вкладывает он. Когда число таких «автопоследователей» и их общий оборот достигают определенной величины, социальная торговая площадка, которая сама зарабатывает на комиссии от каждой сделки, начинает платить трейдеру бонус.
Например, у eToro этот платеж составляет от 500 долларов до 2% от капитала копирующих трейдеров плюс тысяча долларов. Именно возможность получить дополнительный фиксированный доход за счет «автоследователей», а также прямой доступ к биржевым инструментам всего мира и общение с ведущими брокерами, привлекает все больше трейдеров с традиционных биржевых площадок. «Если в самом начале развития в России наша площадка привлекала в основном новичков, которые приходили ради простого интерфейса и возможности общаться, то в последнее время мы наблюдаем прирост матерых инвесторов с серьезным опытом, — говорит директор по развитию eToro в РФ и СНГ Павел Салас. — Причем происходит это без рекламы: информация о новых продуктах достаточно быстро распространяется в сообществе трейдеров. Поколение миллениум активно включается в работу на финансовом рынке, и победителями в конкурентной борьбе выйдут те брокеры, которые смогут подстроиться под новую аудиторию».
Грядет ли финансовая революция?
Впрочем, из пяти миллионов пользователей, зарегистрированных на eToro в 140 странах мира, российских пока только 7500. Пока что среди них неоднозначное отношение к социальному трейдингу в целом. «Я не верю, что большинство трейдеров отдадут предпочтение социальному трейдингу просто потому, что практика показывает: думать надо самому, а не полагаться на массовые тренды, копируя разных трейдеров, — говорит управляющий активами компании “Альфа-страхование” Сергей Ковжаров. — Да, сейчас некоторые торговые площадки все больше создают у себя элементы социального трейдинга. Но еще лет пять назад говорили, что это произведет революцию в биржевой и форекс-торговле, чего, как видим, пока не произошло».
«Не думаю, что большинство трейдеров вскоре перейдут на социальные платформы, поскольку автоследование популярно у категории некрупных инвесторов со счетами до пяти миллионов рублей, — говорит генеральный директор УК “Солид Менеджмент” Юрий Новиков. — Заниматься такими клиентами вдумчиво брокерам накладно, они не получают качественного обслуживания. А автоследование — это низкие затраты брокера и выбор клиента, что и привлекает. Однако крупные инвестора предпочитают вкладывать основные деньги с опорой на собственные идеи».
Впрочем, г-н Новиков признался, что сейчас «Солид Менедмент» также работает над созданием удобных сервисов для клиентов, в том числе функции автоследования. «Соцтрейдинг очень интересный опыт, и я сам в нем участвую, — говорит вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт. — Это отличный выход для всех активных людей, не желающих зависеть от работодателя и ждать, дадут ему зарплату или нет, а готовых самостоятельно обеспечивать дополнительный заработок. Для начинающих это неплохое подспорье, тем более что с развитием мобильных устройств и интернета зарабатывать можно отовсюду, даже по дороге на работу».
Одна из причин того, что к социальному трейдингу многие российские брокеры и инвесторы относятся настороженно, в том, что под него в последнее время стали маскироваться многочисленные так называемые форекс-кухни.
«Собственно, мы для того и развернули образовательную программу в вузах, чтобы помочь студентам ориентироваться в мире финансов, где сейчас очень много недобросовестных участников, из-за которых разоряются до 90 процентов новичков-инвесторов, — пояснил “Эксперту” первый заместитель председателя правления Сбербанка России Лев Хасис. — Мы объясняем потенциальным инвесторам, что чудес не бывает и трейдинг, в том числе социальный, — это не казино, здесь нельзя в одночасье баснословно разбогатеть, как многие думают».
В этом автор этих строк убедился лично: прописавшись на eToro и получив в распоряжение 100 тысяч виртуальных долларов (демо-счет дается бесплатно для обучения новичков) и купив CFD-контракт на акции Apple, я вскоре получил убыток, поскольку не уследил за их падением. С другой стороны, получил прибыль, копируя сделки успешных трейдеров. Собственно, на биржевых торгах прогорают и вполне опытные трейдеры, что характерно для мира финансов.
Вопрос регулирования
Самый острый вопрос при любых инвестициях, будь то, акции, валюты, недвижимость, предметы искусства, — регулирование рынка. С классическим биржевым рынком, несмотря на его сложность и неповоротливость по сравнению с тем же социальным трейдингом, все понятно.
Все брокеры, аккредитованные при биржах, должны иметь лицензии Центробанка на каждый вид биржевых сделок и аккредитацию на биржах, инструментами которых они торгуют.
Закон о форекс-брокерах приняли только в декабре 2014 года, одно из его требований — ограничение кредитного плеча. Последнее — это отношение собственных средств к заемным: при каждой сделке на один свой рубль раньше можно было привлечь почти неограниченное количество виртуального кредита от брокерской компании и ее банка-контрагента. Сейчас Центробанк эту лавочку прикрыл, ограничив кредитное плечо по валютным сделкам 1 к 50, а по некоторым инструментам, например по акциям, до 1 к 10. Но многие обходят этот закон за счет регистрации на каких-нибудь Виргинских островах, где их не достанет ни один регулятор, так что жаловаться кому-либо в случае потери денег бессмысленно.
«Мы уже в сентябре в рамках ответственного трейдинга ввели ограничение для российских инвесторов в размере 1 к 50, — говорит Павел Салас. — Мы регулируемся Управлением по финансовому регулированию и надзору Великобритании FCA и комиссией по ценным бумагам и биржам CySec, у нас проводятся аудиторские проверки сделок, поскольку это предписания этих двух регуляторов и требования инвесторов — Сбербанка России, Commerzbank и китайской финансовой группы Ping An. Кроме того, в отличие от множества торговых платформ у нас есть функция Copy Stop-Loss, автоматическое прекращение копирования трейдера в случае, если он начинает генерировать убыток. Сами же трейдеры тщательно верифицируются. По кредитному плечу мы полностью соблюдаем законодательство России. И хотя имеем юрисдикцию Кипра и Великобритании, сейчас ведем переговоры с Центробанком для нахождения лучшего способа предоставления наших услуг в российском правовом поле».
У другой известной социальной трейдинговой площадки, ZuluTrade, тоже есть жесткие требования к трейдерам: максимальная «просадка» не должна быть более 30% от суммы сделки, а среднее количество пунктов на торговую прибыль — более пяти. В итоге наименее удачливые трейдеры теряют право на автокопирование своих сделок, лишаясь при этом дополнительной прибыли. FxPro SuperTrader также пропускает трейдеров через специальное «сито» и проверяет их стратегии на подлинность после публикации. Другие социальные трейдинговые площадки тоже наперегонки заявляют о легальном регулировании, что неудивительно. Поскольку, согласно тому же исследованию Roubini, в социальный трейдинг вовлекается все больше обывателей, в частности женщин, которые менее склонны к азарту и больше внимания уделяют вопросам безопасности своих сбережений.