Так жить нельзя

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
23 января 2017, 00:00

Марлон Джеймс — свежеиспеченный лауреат Букеровской премии, этим и интересен. В этой книге прежде всего хочется понять, что же так привлекло членов жюри The Man Booker Prize, и попытаться распознать их логику. Оргкомитет премии с не столь давних пор решил резко расширить ее географию и заявил о готовности присуждать ее любому англоязычному автору. И выходец с Ямайки Марлон Джеймс, проживающий ныне в США, как раз и стал подтверждением опасений общественности, связанных с нашествием в премиальные списки авторов из Нового Света и перспективой утраты чисто английского духа.

Но, видимо, Букер крайне нуждался в сотрясении закостеневших основ, и Джеймс как нельзя лучше подошел на роль возмутителя премиального спокойствия. Он описывает в своей книге будни ямайских бандитов и проституток, создавая у читателя эффект погружения в выгребную яму человеческого общества. Он представляет читателю больше десятка персонажей, повествуя то от имени одного, то имени другого. Благо в начале книги есть список с упоминанием рода деятельности каждого, и, обращаясь к этому списку, читатель может хотя бы отчасти понять контекст монологов, произносимых героями книги. Джеймс в изобилии использует ругательства и жаргонные словечки, а переводчик Александр Шабрин старательно подбирает им аналоги в великом русском языке.

Вроде бы у книги даже есть сюжет, и, возможно, как это указано в аннотации, он разворачивается вокруг фигуры Боба Марли, имя которого на страницах книги на самом деле не упоминается, там фигурирует некий Певец. Но уследить за развитием сюжета практически невозможно. Все персонажи вызывают только отвращение. Они пьют, курят, колются и трахаются друг с другом. Это жизнь на Ямайке образца 1976 года. Хочется верить, что там с тех пор каким-то чудом хотя бы что-то изменилось. Людей все-таки жалко.

 

Марлон Джеймс. Краткая история семи убийств. — М.: издательство «Э», 2016. — 688 с. Тираж 3000 экз.