Корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) на минувшей неделе сообщила, что получила государственные гарантии в объеме 25,7 млрд рублей. Они предоставлены для рефинансирования текущей задолженности как головного предприятия, так и кредитов его «дочек» — «ЧТЗ-Уралтрак» и «Уралтрансмаш».
Общий долг компании на конец 2016 года составляет около 80 млрд рублей.
Одновременно с распространением информации о получении госгарантий стало известно, что УВЗ получил первый кредит под государственное обеспечение: 4 млрд рублей на срок до пяти лет корпорации выдал банк «Югра». Он наряду с Газпромбанком и ВТБ входит в число основных кредиторов предприятия.
Как говорится в распространенном УВЗ пресс-релизе, соответствующие договоры о предоставлении государственных гарантий были подписаны 30 декабря 2016 года, а процесс их получения длился около восьми месяцев.
Примечательно, что оформление гарантий закончилось через два дня после того, как был обнародован указ президента РФ о передаче 100% акций научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» госкорпорации «Ростех».
Первые сообщения о том, что УВЗ может войти в «Ростех», появились осенью прошлого года. По информации газеты «Ведомости», с таким предложением к Владимиру Путину обратился вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий оборонную промышленность. Однако никто из фигурантов этой истории — ни УВЗ, ни «Ростех», ни аппарат вице-премьера — эту информацию тогда не подтвердил. Впрочем, в день появления указа о передаче УВЗ в «Ростех» Дмитрий Рогозин в своем твиттере кратко обозначил причины передачи и ее последствия: «“Ростех” поможет УВЗ в кризисный период для гражданского производства, а кооперация военных заводов создаст единый “бронетанковый холдинг”».
А за несколько часов до публикации указа с заявлением выступил глава «Ростеха» Сергей Чемезов. По его словам, УВЗ находится в сложном положении из-за больших долгов, предприятие нуждается в финансовом оздоровлении. Со своей стороны Чемезов пообещал провести аудит и не исключил, что Уралвагонзавод может быть объединен в один холдинг с Курганмашзаводом, который контролируется «Ростехом».
Финансовые проблемы у УВЗ образовались в 2014–2015-м. Именно за эти два года компания «заработала» убыток в 5,2 млрд и 16,4 млрд рублей соответственно. Причина — резкое сокращение продаж вагонов из-за политики правительства относительно использования на железнодорожной сети старого подвижного состава: перевозчики получили возможность не обновлять свой парк, и продажи новых вагонов упали. Кроме того, конкретно против УВЗ были введены санкции США и Евросоюза, что серьезно сократило для компании возможности привлечения финансирования. Что же касается доходов от производства военной продукции, то, как известно, рентабельность по государственному заказу ограничена законодательно и на практике не превышает 3–5%.
Все эти проблемы привели к тому, что в начале 2015 года начался конфликт корпорации с Альфа-банком. Последний потребовал досрочного погашения ранее выданных кредитов от дочерней компании УВЗ — «ЧТЗ-Уралтрак» из-за просрочки обязательного платежа по кредиту. Дело чуть было не дошло до подачи иска о признании Уралвагонзавода, который был поручителем по этим кредитам, банкротом. Конфликт удалось урегулировать только осенью прошлого года — стороны подписали мировое соглашение.
2016 год УВЗ закончил с прибылью 863 млн рублей. Выручка выросла на 30%, до 141 млрд рублей. Таких результатов удалось достичь за счет роста экспорта военной продукции и восстановления вагоностроительной отрасли. Отмечается, что объем экспортных поставок в рамках военно-технического сотрудничества вырос в 2,2 раза, а рост производства подвижного состава — в 2,4 раза. В связи с этим в компании подчеркнули, что «корпорация УВЗ успешно адаптировалась к тяжелым внешним условиям и вызовам, связанным с включением в санкционный список, девальвацией курса рубля, стагнацией российской экономики в целом».
Поправить финансовое положение корпорация намерена также за счет продажи своей транспортной «дочки» «УВЗ-логистик». Вагонный парк компании насчитывает около 40 тыс. единиц. Ранее сообщалось, что «УВЗ-логистик» оценивается в 25 млрд рублей. Сбор заявок от потенциальных покупателей завершился 29 декабря. Однако, как рассказал «Эксперту» представитель УВЗ, конкурс будет объявлен несостоявшимся, поскольку поданные заявки «не удовлетворяют на 100 процентов тем жестким условиям, которые были выставлены». Впрочем, он отметил, что «сами предложения представляют интерес, поэтому сейчас с потенциальными покупателями ведутся дальнейшие переговоры об альтернативной структуре сделки. В течение ближайшего времени переговоры будут завершены».
В ноябре прошлого года Уралвагонзавод принял стратегию развития на период до 2025 года. Она предполагает рост выручки до 282 млрд рублей, прибыли — до 24,5 млрд рублей, увеличение доли гражданской продукции до 46%.
Впрочем, с учетом новых реалий стратегия может быть пересмотрена.