Война миров

Петр Скоробогатый
заместитель главного редактора, редактор отдела политики «Монокль»
23 января 2017, 00:00

Накал истерии в США и европейских странах ко дню инаугурации Дональда Трампа достиг небывалого градуса, памятного разве что по эпохе «маккартизма». Проплаченные митинги, тотальный страх перед русскими хакерами, «работу» которых теперь видят в любом техническом сбое, салют из букв USR вместо USA (всерьез расшифровывают как United States of Russia) — такова сегодня атмосфера на Западе. Пресса «свободного мира» ежедневно поднимает планку цинизма и маразма. Казалось, достаточно уже публичных обсуждений на тему «сколько лет отработает Трамп до импичмента» (это еще до смены хозяина Белого Дома!), но CNN идет дальше и выдает в эфир репортаж о гипотетическом убийстве нового президента на церемонии инаугурации. СМИ транслируют картину мира, сформированную старыми глобалистскими элитами, которые вслед сами же поддаются раскрученным страхам. Все говорит о том, что они так и не сделали выводов из поражения Хиллари Клинтон, брексита и набирающей популярность волны правых политиков в Европе. Очевидно, что трансформация прежней системы будет долгой и сложной, но обязательно будет, вопрос в сроках и готовности западного общества к переменам. А сомнения на этот счет есть.

Американская нация в растерянности. Нещадно критикуемый Барак Обама уходит с приличным рейтингом доверия в 55%, а Дональду Трампу сегодня верят лишь 37%. Это лишний раз говорит о том, что осеннее голосование было во многом протестным, а новый президент воспринимается с опаской, поскольку сам является плотью от плоти старой элиты. Трампу предстоит сложная задача: вперед обещанных законопроектов и конкретных шагов во внутренней и внешней политике опрокинуть, подорвать информационный и медийный фон, долгими годами создаваемый центральными СМИ и Голливудом (во многом поэтому президент жестко конфликтует с журналистами и шоу-бизнесом). Ведь американцы продолжают жить в искусственном мире, где Штаты по-прежнему политический и экономический центр Вселенной. А проблемы временные и локальные. Как «вернуть Америке былое величие», если нация загипнотизирована мантрами о своем величии здесь и сейчас?

В этом мире Трампу отведено место правого популиста, который низвергнет основы американской мощи и либеральной демократии. В этом мире по-прежнему не слышны голоса жителей «ржавого пояса» страны, которые думают не штампами из новостей, сериалов и фильмов, а называют вещи своими именами и не подавляют гнев и недовольство жизнью догмами политкорректности. Этим людям не нравятся наступление на традиционные ценности, захват мигрантами рабочих мест, бесконечные дотации для ленивых меньшинств и так далее. Трамп на высшем уровне озвучивает эти мысли, за что получает клеймо «популиста». Как Марин Ле Пен во Франции или Виктор Орбан в Венгрии.

В этой войне «двух миров» Россия не случайно получила одну из главных ролей. В сказках о «страшных русских» не так много русофобии, больше простых политтехнологий. Москву пытаются вернуть на место главной внешнеполитической угрозы, дабы консолидировать нацию и предотвратить трамповские реформы. Именно поэтому есть определенная уверенность, что новый американский президент найдет точки соприкосновения с Владимиром Путиным на прагматической и взаимовыгодной основе. Те принципы международной политики, которые продвигает Россия, несомненно, востребованы даже на Западе: реализм в политике, уважение чужих порядков, уважение государственности. Сконструировав вместе с Москвой прочный фундамент международных отношений, Трамп без оглядки на внешний фон сможет заняться внутренней политикой. От обвинений в пророссийской позиции президент никуда не уйдет. Но что-то подсказывает, что авторы фантазий о «русских хакерах» и происках ФСБ в конце концов затянут новую песню. Герою пятничной инаугурации надо просто дать немного времени на медийную раскрутку несправедливо задавленного мира простых американских работяг.

В конце концов, эпоху «маккартизма» венчал контрэлитный бунт, который в 1961 году привел к власти Джона Кеннеди. Тогда речь шла о «левом повороте», сегодня — о «правом», но, как бы то ни было, прежний порядок вещей был таки разрушен молодым 43-летним демократом. И даже его загадочное убийство не остановило художников новой картины мира для Америки. Но мы желаем Дональду Трампу здоровья и долгих лет жизни.