В парном разряде

Елена Николаева
6 февраля 2017, 00:00

— Дайте совет: что нужно, чтобы выйти на рынок? — В онлайн можно выйти с чем угодно, потому что не нужно платить за аренду и зарплату продавцам. Достаточно соцсетей и платформ для продажи вроде «Ярмарки мастеров», «Ламбада маркет», Etsy.com

В истории фактически семейного и домашнего бизнеса Soroko Fabrica любопытен путь предпринимателей — от способа, которым они целенаправленно выбирали свое дело, до организации производства, которое уже вышло на окупаемость. Ассортимент — всевозможные сумки, рюкзаки, портмоне, аксессуары из кожи. Заказчики тоже разнообразные: от частных лиц до ищущих оригинальные подарки корпораций и озаботившихся именными аксессуарами ресторанов, которым нужна атрибутика под разные нужды (например, «мясному» ресторану понадобились настольное покрытие из кожи и чехлы для ножей).

 30-01.jpg

История

Футболки с тремя богатырями продавались неплохо — маржа в процентах могла бы впечатлить самых искушенных бизнесменов. Только масса прибыли была копеечной, притом что дело было довольно суетливым — сырье приходилось собирать по разным поставщикам, торговаться, договариваться; до конечного вида полуфабрикат доводили тоже в разных местах. С такой зависимостью от широкого круга лиц и расстояний КПД бизнеса стремительно летит вниз. И встал вопрос: если не футболки, то что? Никита Сороко подошел к его решению технически: создал в Excel таблицу и начал заполнять ее идеями. Какие-то брал из окружающего пространства, что-то — адресовав запрос интернету. «Первый столбец заполнял кратко: суть идеи в трех словах; второй столбец — большее развертывание; третий — где это может примениться; четвертый — что лично мне нравится в этой идее, что нравится в ней моему партнеру, что в ней не нравится. Плюсы и минусы, плюсы и минусы…» — вспоминает предприниматель.

«Мы шли от обратного, то есть минимум инвестиций, максимум удовольствия», — рассказывает Никита. Но идея вышла на ловца сама — в метро, в виде интересного рюкзака у пассажира. «А почему бы и нет? Прикольно», — решил Никита. Партнер Никиты по бизнес-начинаниям — его девушка Екатерина Цмокилина. От бизнеса, как от производства футболок и кожевенного дела, она далека: всегда находилась по другую сторону прилавка — как покупатель. Работала и работает в банке, тем не менее такие направления банковской деятельности, как «стартапы», «финансы и реальное производство» — предметы для Кати столь же далекие. Но Никита ее убедил: «Мне нравится работать руками, и я просто привел доводы, что сейчас нужно что-то именно производить. В этом деле мы не зависим от поставщиков, здесь нет размеров, с которыми мы намучались, когда футболками занимались. У нас кожа хранится рулонами. Пришел заказ — я кожу достал, изготовил, убрал. Смотрю на многих своих ровесников. Сейчас все хотят рубить деньги прямо вот так, сразу. Никто не хочет вкладываться и работать».

 30-02.jpg

Лучше советских технических книг ничего нет

Чтобы освоить новое дело, Никита Сороко начал с книг. «В интернете ничего толкового не нашлось. Я в библиотеку пошел. Изучил много японских книг и наших старых советских. Все промышленное оборудование, в общем, “выучил” по книгам восьмидесятых годов. Любое техническое производство можно изучить только по книгам, которые были выпущены в Советском Союзе, — лучше них ничего нет. Все остальное — просто мусор, хлам», — делает вывод Никита.

Вариант пойти стажером на швейную фабрику он не рассматривал. Поэкспериментировал с полотнищами кожи, потратив на это около 30 тысяч рублей. Такая «плата» за обучение оказалась выгоднее, чем тратить время на стажерство, ведь постоянную, с зарплатой, работу он тоже не бросает.

В итоге процент товарного брака на Soroko Fabrica, по его словам, нулевой. С выбором техники Никита тоже не ошибся — оборудование приобретали с перспективой расширения. «Что важнее всего? Выкройка, правильно вышитые и подготовленные детали, хорошо проклеенные, подогнанные, окрашенные, прошитые. Например, чтобы хорошо сделать женские и мужские портмоне или клатч, лучше сразу делать их десять за один раз. Тогда все десять будут лучше, чем один экземпляр, потому что это конвейер. Например, клей подсыхает три-четыре минуты. Когда заканчиваешь клеить десятый клатч, первый уже готов. Плюс калибровка оборудования, ведь промышленные швейные машины настраиваются под конкретный тип кожи. Я вырезаю кусочки, калибрую и шью. Некоторые кожи очень мягкие, нужно всё выкручивать, чтобы лапки на кожу не давили, иначе след остается, — делится опытом Никита. — У нас разделение труда. Катя вообще не умеет шить. Но она готовит выкройки для меня, дает советы по сочетанию цветов. Катя еще нашим сайтом и продвижением в интернете занимается».

Полноценная мастерская. Затраты

В мастерской предприниматели оказываются сразу, как только просыпаются, — сейчас это их квартира. Шоурума у Никиты и Кати нет, но современный активный покупатель, готовый выискивать небольшие бренды, научился заказывать на сайте, в Instagram и ждать курьера. «Есть сложные машины, которые способны выполнять весь цикл от А до Я. Но на самом деле, чтобы делать большинство вещей из кожи, достаточно одной прямострочной швейной машины. Есть дополнительные машины, которые упрощают процесс и ускоряют производство. Есть фурнитура — железная, алюминиевая. Мы на своих вещах ставим клейма, и для этого нужен специальный пресс. Я пока не хочу ничего красить, мы берем кожу, которая уже окрашена. Но мы ее всегда обрабатываем специальным составом, из Италии, который придает глянец, обеспечивает водоотталкивание», — рассказывает предприниматель.

Оборудования у Soroko Fabrica сейчас примерно на полмиллиона рублей: первое покупали, откладывая с зарплаты, следующее — уже с прибыли. «У нас три большие промышленные швейные машины. Плюс небольшой станок для клеймления кожи и нанесения логотипа. Еще есть машина для нарезки ремней. И пресс самодельный — я сам чертеж сделал, обратился к специалисту по металлу, он мне всё выточил. Там гидравлика машинная, используется бутылочный домкрат — очень медленный, правда, но эффективный. Остальное всё из Китая. Отечественное оборудование, которое было в Советском Союзе, к сожалению, сейчас морально устарело, а нового нет. Какие бы у тебя ни были золотые руки, хорошо не сошьешь — оно жестче шьет, следы остаются. Или, например, машина для стачивания края: та, которая у нас, весит килограммов семьдесят. А советская — под 250 килограммов, — рассказывает Сороко. — Наша первая швейная машина стоила 40 тысяч рублей, вторая — полтинник, третья где-то в районе 130 тысяч, она была куплена уже на инвестиции от доходов».

«Сюрпризом» оказались затраты на электричество — в месяц уходит около десяти тысяч рублей. Соседи на шум пока не жалуются. Но если производство автоматизировать, придется приобрести промышленный пресс. А это 300 килограммов и такая вибрация, что к соседям можно буквально упасть на голову.

Пока что Катя с Никитой работают вдвоем, изредка обращаясь к посторонним швеям. «Потом, совсем развившись, я бы производство куда-нибудь в регионы, например в Иваново, перенес», — делится планами Никита.

Клиенты и деньги

«Мы не собираемся выставлять суперцену. Но масс-маркета, к сожалению, не получится, потому что тогда придется конкурировать с Китаем. Придется вкладываться в бренд, и в масс-маркете в любом случае качество станет падать. Но на некоторые объемные кожаные сумки “Шоппер” реальная цена — тысяч восемь, а мы будем стараться сделать за пять тысяч рублей», — рассуждает Никита.

Первые заказы пошли через три месяца после того, как идея стартовала: частные клиенты, корпоративные… Цену подбирали, ориентируясь на рынок: «Конечно, мы учитывали расходы на сырье, но помогает пройтись по некоторым брендовым сайтам одежды. Например, вариантов мужских и женских портмоне очень немного — естественные ограничения задают размеры купюр и кредитных карт. А цена от 15–20 тысяч начинается. Хотя там максимум три процента реальной стоимости от той цены, по которой они эти вещи продают. А мы зачастую можем сделать лучше. И схожие модели по три тысячи триста рублей продаем — я считаю, это хорошая цена за качественную вещь. Да, мы пока никому не известны, но мы делаем красивые и качественные вещи», — говорит Никита. Партнеры по кожевенному делу хотят превратить свое ремесло в бренд, стать узнаваемыми.

Калькулятор

Стартовые вложения пошли на самообучение, оборудование, материалы (кожа, клеи и другая химия). В бизнесе заняты два человека — его основатели; впрочем, иногда они прибегают к помощи профессиональных швей.

Сами себе платят условные 20 тысяч рублей в месяц. Все доходы направляют на закупку оборудования, разных видов кож и химии для проведения «опытов». Откладывают деньги на покупку отдельного помещения под мастерскую (она же шоурум).

Основная статья расходов — материал. Продвижение идет через интернет, в частности через Instagram. В рекламу специально не вкладываются — поток клиентов на данном этапе предпринимателей вполне удовлетворяет. «Практически все, кто задает нам вопросы в соцсетях, потом заказывают у нас изделия. Под праздники (Новый год, 8 марта, 23 февраля) значительно увеличивается спрос — заказов примерно втрое больше, чем в обычные дни», — говорит Никита.

Средний чек — четыре тысячи рублей. Вложения в бизнес окупились за первые полгода. «Наша цель — платить себе в ближайший год зарплату сто тысяч рублей на человека. Остальные 50 процентов пойдут на то, чтобы накопить на мастерскую, покупку дополнительного оборудования. При том среднем чеке, который у нас сейчас, нужно продавать не менее 100–130 изделий в месяц».