Если в 2013 году зарплата среднего россиянина превосходила уровень оплаты труда горожанина-китайца больше чем на треть (936 долларов в месяц против 692), то уже по итогам 2015 года (официальных китайских данных за 2016 год нам найти не удалось) соотношение было ровно обратным: 554 доллара в России и 832 доллара в среднем по городам КНР. Китайское село, очевидно, все еще существенно беднее, так что национальная статслужба ограничивает внешних пользователей данными только о городских поселениях (urban areas).
Незавидная судьба и у жителей других крупных стран СНГ. Хотя номинальная зарплата продолжала везде расти, ее реальное наполнение, как и долларовый эквивалент, сжалось примерно вдвое. Виной тому масштабные девальвации национальных валют. Они не пощадили не только крепко завязанные на резко подешевевшие углеводороды экономики России, Казахстана и Азербайджана, но и глубоко интегрированную в рынок ЕАЭС Белоруссию и с трудом переваривающую военно-политические потрясения Украину.
По итогам десяти месяцев прошлого года среднемесячная зарплата на Украине составила менее 200 долларов (против 409 в домайданном 2013-м). Странам ЕС впору закрывать свои рынки от нового наплыва трудовых мигрантов с Востока.
Заметное снижение уровня жизни произошло и в Белоруссии. Средняя зарплата в валютном эквиваленте в прошлом году здесь снова снизилась — до 363 долларов в месяц, и это уже почти на 40% ниже межкризисного максимума 2013 года (590 долларов). Подробнее о состоянии экономики и ситуации в Белоруссии читайте в материале на стр. 44.