Курс — норд

Вадим Пономарев
27 марта 2017, 00:00

Архангельская область активно включилась в процесс новой волны индустриализации российской части Арктики. При этом регион последовательно развивает свою традиционную специализацию в межрегиональной системе разделения труда

ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГУБЕРНАТОРА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Читайте Monocle.ru в

Говоря об Архангельской области, мы традиционно вспоминаем, что здесь производится самое грозное российское оружие — атомные подводные ракетоносцы — и находится Плесецк, один из крупнейших в мире военных космодромов. Здесь удивительной красоты густые северные леса, полные тайн Соловецкие острова, и именно отсюда почти тысячу лет назад поморы начали заселять бесконечные просторы российского Заполярья.

Все это так. Но сейчас область, сохраняя свои традиционные компетенции, активно осваивает новые направления развития. Большинство из них так или иначе связаны с Арктикой. Федеральное правительство выбрало этот регион одним из основных драйверов дальнейшего освоения арктической зоны нашей страны. Именно Архангельск, например, с этого года становится постоянным местом проведения международного форума «Арктика — территория диалога», который с 2010 года стал одной ключевых площадок для обсуждения проблем и перспектив развития циркумполярного (расположенного вокруг полюса) макрорегиона планеты.

Уход в глубину

В традиционной межрегиональной системе разделения труда Архангельская область специализировалась на строительстве (ПО «Севмаш») и ремонте (ЦС «Звездочка») атомных подводных ракетоносцев. Эта специализация сохраняется. Заказами российских военных, «Севмаш», например, обеспечен до 2025 года. А с учетом опыта северодвинских корабелов, модернизировавших по заказу Индии авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», превратив его в полноценный авианосец «Викрамадитья» — и того дольше. Однако уже сейчас в регионе началась работа по переориентации судостроительного кластера (а он включает в себя почти 40 предприятий, в том числе из Санкт-Петербурга) с военного кораблестроения на гражданское, а также на комплексное обслуживание технологических процессов добычи на морском арктическом шельфе.

Экономика арктического региона устойчиво растет. Экономике региона есть куда диверсифицироваться  62-02.jpg
Экономика арктического региона устойчиво растет. Экономике региона есть куда диверсифицироваться

Задел для этого есть. «Звездочка», например, параллельно с выполнением гособоронзаказа уже выпускает один из востребованных видов гражданской импортозамещающей продукции — винто-рулевые колонки. А «Севмаш» успешно сделал свою часть работы по созданию морской ледостойкой нефтедобывающей платформы «Приразломная» — первого российского арктического сооружения такого типа, которое сейчас работает на шельфе Печорского моря. Поэтому полномасштабное участие в создании в России морских платформ, пропульсивных установок и их компонентов, специализированных судов, атомных ледоколов и специальной морской техники для использования в условиях высоких широт становится сейчас одной из главных задач для архангельских корабелов.

По кластерному принципу также организуется работа другого традиционного комплекса Архангельской области — лесопромышленного (ЛПК). В этот кластер входят 37 инновационных предприятий, научных и образовательных организаций. Главная его задача — максимально углубить переработку леса на территории региона. В 2016 году, например, производство бумаги на предприятиях архангельского ЛПК выросло на 4,3%, целлюлозы — на 4,2%, фанеры — на 3,4%, а пеллет — почти на 19%. При этом 38% произведенной в регионе бумаги и картона было экспортировано (в 2010 году этот показатель составлял 28%).

Наряду с уже действующими предприятиями по переработке древесины, до 2021 года в рамках приоритетных инвестиционных проектов на территории Архангельской области предполагается ввести в эксплуатацию несколько новых современных лесопильных производств. В том числе завод по распиловке тонкомерной древесины мощностью 300 тыс. кубометров пиломатериалов в год и производство топливных гранул мощностью 120 тыс. тонн в год в Устьянском районе; новое лесопильное производство мощностью 250 тыс. кубометров пиломатериалов в год в Маймаксанском округе Архангельска на производственной площадке ЛДК-3; лесоперерабатывающий комплекс мощностью 720 тыс. кубометров пиломатериалов в год и 150 тыс. тонн в год топливных гранул в Архангельске на производственной площадке Соломбальского ЛДК.

При этом регион остается одним из российских лидеров о по объемам восстановления лесов. В прошлом году по этому показателю, по данным Федерального агентства по лесному хозяйству, Архангельская область заняла второе место в России. Начавшаяся модернизация Устьянского лесного селекционно-семеноводческого центра приведет к тому, что уже в этом году количество саженцев лесных деревьев, выращенных с закрытой корневой системой, будет увеличено в регионе с 3,5 млн до 5 млн штук в год. А с 2018 года — до 9 млн штук в год.

Северный Клондайк

В начале 2016 года была утверждена Инвестиционная стратегия Архангельской области на период до 2025 года. В число инвестиционных приоритетов вошли как уже традиционные для региона отрасли экономики и социальной сферы, так и новые направления, связанные с углублением использования лесных ресурсов, вовлечением в экономический оборот новых месторождений полезных ископаемых, реализацией проектов аквакультуры и развитием туризма. Для инвесторов предусмотрены льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и другие преференции.

В сфере освоения лесов, например, для реализации приоритетных инвестиционных проектов инвесторам предоставляются лесные участки на льготных условиях, то есть без аукциона и с применением к ставкам платы за лесные ресурсы коэффициента 0,5. На сегодня статус «приоритетный» присвоено восьми проектам ЛПК с общим объемом инвестиций более 40 млрд рублей. «Сегодня мы сформировали платформу для качественной инвестиционной среды в регионе: утвердили инвестиционную стратегию, усилили институты поддержки инвесторов, актуализировали инвестиционное законодательство. Вся наша работа сегодня подчинена одной цели — максимально раскрыть и сделать доступными для инвестора все возможности Архангельской области», — подчеркивает губернатор Игорь Орлов.

Смягчение в регионе инвестиционного климата и его богатый природный потенциал привели к появлению сразу нескольких новых направлений развития. В первую очередь это горнодобывающая отрасль, которая сейчас представлена предприятиями по добыче алмазов и созданием на архипелаге Новая Земля горнодобывающего комплекса по добыче и переработке свинцово-цинковых руд.

Залежи алмазов на территории Архангельской области были разведаны еще в 1970–1980-е годы. Однако доразведка уже в постсоветское время подтвердила то, во что раньше трудно было поверить: на территории региона действительно располагается алмазоносная провинция — единственная в Европе и одна из крупнейших в мире.

В Архангельской области залегает примерно пятая часть всех российских алмазов. Их сейчас разрабатывают два предприятия — «Севералмаз» (месторождение им. М. В. Ломоносова), контролируемое «Алросой», и «Архангельскгеолдобыча» (месторождение им. Владимира Гриба), контролируемое «ЛУКойлом». Примечательно, что к архангельским алмазам в свое время проявлял настойчивый интерес главный мировой алмазный игрок — южноафриканская корпорация De Beers. Однако в конечном счете контроль над их добычей остался за российскими компаниями. В результате, если в 2013 году удельный вес добывающих предприятий в объеме промышленного производства Архангельской области был менее 1%, то в 2016-м за счет разворачивания добычи алмазов он увеличился до 13%.

 62-03.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГУБЕРНАТОРА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГУБЕРНАТОРА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

В свою очередь Первая горнорудная компания, входящая в структуру «Росатома», с 2013 года реализует проект разработки полиметаллического месторождения Павловское на острове Южный архипелага Новая Земля. Этот проект стоимостью более 34 млрд рублей предполагает создание самого северного в арктической зоне России горнодобывающего предприятия по добыче и переработке свинцово-цинковых руд. Строительство ГОКа на острове Южный начнется в 2018 году, и уже в ближайшей перспективе в Архангельской области перспективе появится уникальное арктическое предприятие, которое может стать лидером среди российских производителей свинца и цинка.

Нарастающий в последнее время интерес к Арктике придал мощный импульс и развитию в Архангельской области туризма. С созданием национального парка «Русская Арктика», стало возможным туристское освоение архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, территориально входящих в состав региона. Только в прошлом году, по данным регионального правительства, нацпарк посетила почти 1000 туристов из 40 стран. На Землю Франца-Иосифа, например, сейчас заходят все международные северные туристические круизные маршруты.

Увеличивается и поток туристов на традиционных направлениях — на Соловки, в сам Архангельск, в уникальные северные деревни, например в Кимжу. В прошлом году эту деревню, где живет всего 70 человек, посетили более 1100 туристов. «Гости уже даже на лето места бронируют: ожидаем туристического бума. Появилась острая необходимость новые гостевые дома открывать», — говорит глава туристского культурно-музейного центра «Кимжа» Евдокия Репицкая.

Выход с Урала на Севморпуть

Архангельская область сейчас активно развивает машиностроительное обеспечение дальнейшего продвижения России в Арктику, его образовательное сопровождение через пул научно-образовательных учреждений во главе с Северным (Арктическим) федеральным университетом им. М. В. Ломоносова, вырабатывает рекомендации по медицинскому сопровождению работы человека в Арктике.

Один из наиболее перспективных путей развития региона связан со строительством на территории трех субъектов федерации железнодорожной магистрали «Белкомур» и глубоководного района морского порта в Архангельске.

Главная идея этого проекта, который разрабатывается еще с советских времен, состоит в том, чтобы проложить 1252 км сквозной железной дороги между Пермским краем и Архангельской областью через Республику Коми и тем самым обеспечить максимально прямой доступ грузов с Урала и из Поволжья (и обратно) в Мировой океан через порт Архангельск. А для того, чтобы порт мог эффективно перевалить этот грузопоток, в нем должны быть построены новые терминалы (по погрузке минеральных удобрений, металлогрузов, навалочных грузов, генеральных грузов и т. д.), а дно порта и подходного канала должно быть углублено для подхода крупнотоннажных судов.

Этот проект имеет общефедеральное значение, поскольку превращает порт Архангельск в один из новых опорных портов на Северном морском пути — кратчайшей морской дороге между Европой и Юго-Восточной Азией вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана. А прохождение железной дороги по малообжитым ныне местам вызовет активизацию экономической жизни на всем Северо-Западе России. «Реализация этого проекта дает возможность развития и освоения недоступной сегодня лесосеки (порядка четырех миллионов кубометров), увеличения добычи бокситовой руды в Североонежском бокситоносном районе, известняков для целлюлозно-бумажной промышленности, строительных материалов (гипс, строительный камень, гравий, песок). Все это, несомненно, приведет к появлению новых рабочих мест и дополнительных инвестиций в экономику региона», — подчеркивают в правительстве Архангельской области. С воодушевлением говорят о «Белкомуре» и в Коми, и в Пермском крае.

Вопрос как всегда в деньгах. Оба проекта включены в Транспортную стратегию Россию на период до 2030 года и в число приоритетных проектов, запланированных к реализации на территории арктической зоны РФ. Но дорога с проектным грузопотоком 35 млн тонн грузов в год стоит (в ценах 2015 года) 225 млрд рублей, а глубоководный порт ежегодной мощностью по перевалке 30 млн тонн — 208 млрд рублей. Минфин РФ говорит, что таких денег на эти объекты в федеральном бюджете нет и не будет. Поэтому в качестве главного инвестора сейчас рассматривается китайская Poly International, которая готова вложить деньги в реализацию «Белкомура» и глубоководного порта в Архангельске на условиях концессии. «Китайская сторона подтвердила готовность финансировать оба проекта, они ждут решения российской стороны», — сообщил недавно ТАСС генеральный директор АО «МК “Белкомур”» Владимир Щелоков. Тема строительства «Белкомура» и глубокой модернизации архангельского порта станет одной из основных на Арктическом форуме, который пройдет в Архангельске 29–30 марта. Полноценная реализация этих транспортных проектов, безусловно, придаст хорошее ускорение процессу продвижения России в Арктику, а также резко повысит роль и статус в этом процессе Архангельской области. И, безусловно, привлечет сюда новых инвесторов. В 2016 году, например, объем инвестиций в основной капитал на территории этого арктического региона в сопоставимых ценах уже увеличился на 40,7% — с 57,7 до 90,8 млрд рублей.