Выжали максимум

Евгений Огородников
редактор отдела рейтинги «Монокль»
17 апреля 2017, 00:00

«Россети» ударно отработали прошлый год, однако внутренние резервы оптимизации исчерпываются. Впереди большая работа по налаживанию внешних долгосрочных и прозрачных условий работы холдинга

ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ

Крупнейший инфраструктурный холдинг страны «Россети» представил свои рекордные финансовые показатели за прошлый год. Компания смогла нарастить примерно на 20% как выручку, так и прибыль, однако самое главное — рост эффективности всего бизнеса. Рентабельность по EBITDA превысила 35% — рекордный показатель за всю историю холдинга. Последние пять лет компания активно ищет внутренние резервы и использует их для роста финансовых показателей.

Однако внутренние резервы постепенно исчерпываются: постоянно наращивать эффективность без угрозы стабильной работе огромного сетевого хозяйства, распределенного по всей стране, становится все труднее. Но есть еще внешние факторы, то есть условия работы всего электроэнергетического комплекса страны, изменив которые можно дать холдингу «Россети» возможность развиваться и получать прибыль даже без существенного роста тарифов.

Для этого достаточно консолидировать сетевые активы, создать единую техническую политику для всех сетей, сформировать прозрачные и понятные для потребителя правила тарифообразования и справедливо распределить платежные потоки.

 

Внутренние резервы истощились

 

Консолидированная выручка компании «Россети» выросла в прошлом году на 17,9%, до 904 млрд рублей. При этом чистая прибыль в размере 98,3 млрд рублей оказалась рекордной — это на 20,5% выше, чем годом ранее. Скорректированная EBITDA выросла на 18,4%, до 323,3 млрд рублей. Рост эффективности бизнеса позволили сократить соотношение чистого долга к EBITDA с 2,0× в 2015 году до комфортных 1,8× в 2016 году. Такие показатели — во многом эффект комплексной работы холдинга над издержками. Еще в 2013 году правительство установило целевой показатель по снижению операционных расходов для госкомпаний на 15% к 2017 году. «Россети» достигли цели опережающими темпами: по итогам 2016-го снижение составило 29,7%, или 50,7 млрд рублей к уровню 2012 года. Инвестиционные расходы удалось снизить на 9,9 млрд рублей, а это 23,3% к уровню 2012 года.

Тем не менее любая оптимизация однажды подходит к пределу своей эффективности. Понимают это и в «Россетях». «В прошлом году компания прошла независимый аудит для выявления направлений оптимизации. По итогам аудита был разработан план работ на ближайшую пятилетку: выполнение плана должно повысить производительность труда, улучшить загрузку оборудования и так далее. Однако крупных цифр ждать не стоит: потенциальный уровень дальнейшего снижения расходов равен лишь 2,7 процента», — говорит заместитель генерального директора по экономике компании «Россети» Оксана Шатохина.

Дальнейшее кардинальное повышение эффективности электросетевого комплекса возможно только за счет синергетического эффекта от создания единой электросетевой компании, то есть объединения всех сетевых активов в одном обществе. «Такое объединение даст колоссальный эффект. Во-первых, позволит оптимизировать оргструктуру. Во-вторых, единая структура позволит объединить производственные базы, запасы, оптимизировать работу ремонтных бригад», — считает г-жа Шатохина. Консолидация холдинга — один из последних резервов «Россетей». По предварительным расчетам, суммарный эффект от создания единой электросетевой компании может составить около 67 млрд рублей.

 

Перекресток льготников

 

При этом на повестке дня у энергетиков ряд угроз, которые могут затормозить планы дальнейшего повышения эффективности. Работать с ними без государственной поддержки весьма трудно — почти все препятствия находятся в той области, где решения принимают уже не сетевики. Проблемы эти не решаются годами, и здесь тоже есть существенные возможности для налаживания более взвешенных отношений.

Пожалуй, самая застарелая проблема — перекрестное субсидирование, то есть снижение цены на электроэнергию для населения за счет повышения цен для промышленных предприятий. Проблема понятна и известна. Более того, перекрестное субсидирование признано одним из барьеров для развития экономики страны, негативно влияющим на конкурентоспособность целого ряда отраслей промышленности. Однако комплексного решения пока нет, а объем перекрестного субсидирования за последние три года не снизился, а в некоторых регионах даже вырос.

Другая проблема розничного рынка — льготное технологическое присоединение. Еще в 2009 году правительство установило плату за техприсоединение потребителей до 15 кВт в размере 550 рублей. С 2009 года она ни разу не корректировалась. Кроме того, два года назад ввели льготы для клиентов с мощностью ниже 150 кВт, и такие потребители оплачивают лишь 50% расходов на строительство новых электросетевых объектов, а с октября 2017 года эти расходы потребители и вовсе не будут компенсировать. Деньги на подключение этих потребителей не берутся из воздуха — за них расплачиваются старые потребители. В некоторых регионах даже амортизационные отчисления идут не на восстановление существующей сети, а на подключение новых, что приводит к ускоренному старению существующих сетей. При этом «Россети», пожалуй, единственный инфраструктурный холдинг, поставленный в такие условия. Например, в газораспределительной отрасли идет активная газификация регионов. На это существенные средства тратит «Газпром», однако плата за подключение жилых домов и объектов малого и среднего предпринимательства составляет от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, что позволяет не отвлекать средства от поддержания в рабочем состоянии действующей газораспределительной сети.

Льготное присоединение заставляет компании «Россетей» постоянно строить новые сети. Потребители, видя, что за присоединение не надо платить существенных денег, заказывают мощности «про запас». В итоге средняя загрузка мощности по новым присоединениям составляет лишь около 20%, а платят за стройку уже существующие потребители, в первую очередь все та же промышленность.

 

Плата за простой

 

В целом проблема розничного рынка решаема — необходимо установить экономически обоснованную плату за техприсоединение для всех потребителей. Другой вариант — ввести индивидуальный тариф на услуги по передаче энергии, включив в него инвестиционные расходы на подключение в рассрочку. Кроме того, решить проблему излишнего сетевого строительства можно введением трехставочного тарифа, разделив ставку на плату за фактическое потребление, плату за потери и плату за номинальную мощность сетевой инфраструктуры. Такой подход давно используется в мировой практике установления сетевых тарифов с учетом максимальной мощности.

«Да и в целом создание понятной и прозрачной тарифной политики даст отрасли импульс для развития, а потребителям — простые и ясные правила формирования тарифов. Например, на федеральном уровне можно ввести ставку на содержание электросетевого комплекса, включив в нее расходы на эксплуатацию сетей, включая реновацию, и реализацию федеральных инвестпроектов. На региональном уровне — установить надбавку, которая обеспечит льготное технологическое присоединение в каждом конкретном регионе, снизит перекрестное субсидирование и сделает возможным реализацию инвестиционных проектов регионального значения», — говорит Оксана Шатохина.

Проблемам розничного рынка не один год. На первый взгляд защита граждан от высоких цен на электроэнергию обоснованна. Однако существующие условия работы ведут к тому, что вложения в инфраструктуру низкого напряжения становятся крайне невыгодными, а привлечь внешнее финансирование на заведомо убыточную деятельность невозможно. Сетям приходиться зарабатывать на одной инфраструктуре и изыскивать средства на восстановление другой — в итоге в минусе оказываются все. Оптовые потребители платят и за себя, и за розницу. Не выигрывают и розничные потребители, так как для них остро встает вопрос надежности электроснабжения.

Касса с дефицитом

Другой, не менее важный аспект работы сетевого холдинга — «кассовые разрывы», который сетевики получают из-за откровенно неправильного регулирования отрасли. Населению и бизнесу электроэнергию продают сбытовые компании. Собранные деньги они должны передавать генерирующим компаниям и сетям. В случае просрочки платежей генерации сбытовые компании получают огромные штрафы. В случае же просрочки оплаты за услуги сетевого комплекса штрафы выглядят символически. Сами сбытовики испытывают на себе регулярные кассовые разрывы, эти дыры необходимо закрывать. Часто выгоднее «перекредитоваться» за счет «Россетей», задержав им оплату, а не привлекать банковское финансирование. Как результат, уровень просроченной задолженности за оказанные услуги по передаче электроэнергии по итогам прошлого года составил 86,1 млрд рублей. «Правительство давно разработало целый комплексный план по принятию нормативных актов, которые должны решить этот вопрос. Тем не менее за прошедший год из восьми правовых актов выпущено только два. В результате сбыты продолжают копить задолженность перед “Россетями”, а существующие механизмы взыскания за неоплату услуг по передаче электроэнергии исчерпали себя», — отмечает Оксана Шатохина.

Проблему неплатежей можно решить радикально. В минувшем году «Россети» направили в правительство инициативу о создании системы расщепления платежей — она подразумевает, что платеж от потребителя сразу будет распределяться между всеми субъектами электроэнергетики, без предварительного зачисления «чужих» денежных средств на счета посредников, в том числе сбытовых компаний и гарантирующих поставщиков. Из таких вышеперечисленных мер в итоге должны сложиться долгосрочные и стабильные условия для развития сетей, что в конечном счете благотворно отразится на всех потребителях электроэнергии.