Безусловным событием первого квартала текущего года в бюджетной сфере следует считать 25-процентный номинальный рост доходов федерального бюджета. При этом нефтегазовые доходы выросли на целых 53% и вернулись на уровень 2015 года, как и цена нефти, составившая по российской экспортной смеси Urals в среднем 52 доллара за баррель в минувшем квартале (против 32 долларов в январе–марте 2016-го). Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов увеличилась до 42%.
Однако и ненефтегазовые доходы бюджета заметно выросли, в текущих ценах — на 10%, что заметно превышает инфляцию. Этому способствовало повышение поступлений внутреннего НДС на 17%, налога на прибыль — на 45%. Если прирост налога на прибыль носит «технический» характер и связан с централизацией в федеральный бюджет одного процентного пункта ставки налога на прибыль, который затем будет перераспределяться обратно на региональный уровень через дотации на выравнивание, то рост внутреннего НДС, столь явно превышающий динамику добавленной стоимости, может стать бюджетной интригой 2017 года. Поступления от акцизов выросли на 54%, и их рост обусловлен увеличением ставок акцизов, а также перераспределением поступлений от акцизов на ГСМ в пользу федерального бюджета. Поступления налогов на ввозимые товары (НДС на импорт и импортная пошлина) сократились на 5% (очевидно, под влиянием укрепления рубля), в то время как долларовые объемы импорта в первом квартале демонстрировали впечатляющую позитивную динамику.
Расходы бюджета за первый квартал выросли на 10%, в неизменных ценах — на 5%, однако пять лет назад, в 2012-м, сопоставимый уровень расходов был на 15% выше. В соответствии с Законом о федеральном бюджете в целом за год они должны сократиться на один процент, но делать сейчас выводы о превышении расходов по сравнению с запланированным уровнем было бы преждевременно. Рост расходов в первом квартале 2017 года в значительной мере связан с январской доплатой к пенсиям. Дефицит бюджета составил 1,4% ВВП. Таким образом, сбалансированность бюджета по сравнению с двумя предыдущими годами заметно улучшилась. По итогам прошлого года, напомним, дефицит федерального бюджета составил 3,6% ВВП. Текущий дефицит был полностью покрыт за счет поступлений от размещения государственных ценных бумаг, составивших 357,6 млрд рублей. Это более чем в полтора раза превышает эмиссионный результат всего прошлого года (210,5 млрд рублей). Судя по первому кварталу, планы Министерства финансов привлечь в 2017 году около триллиона рублей на рынке ОФЗ кажутся вполне реалистичными. Сочетание высокой ключевой ставки Центробанка и устойчивого и даже укрепляющегося курса рубля способствует привлечению иностранного капитала на этот рынок.
В первом квартале 2017 года действовало «временное бюджетное правило», в соответствии с которым, по данным Минфина, в феврале и марте (с учетом последующих корректировок) на валютный рынок было направлено 178 млрд рублей. Эти интервенции пока не смогли переломить текущую тенденцию к укреплению реального курса рубля. Тем самым эффективность этого инструмента в части ограничения волатильности валютного курса в текущих условиях еще не доказана.
Активы банковского сектора в марте, согласно оперативной сводке ЦБ, сократились на 0,1%, до 79,2 трлн рублей; однако с устранением влияния валютной переоценки они существенно выросли — на 0,6%. Совокупный объем кредитов экономике увеличился едва заметно (на 0,1%) и целиком за счет розничного сегмента (здесь драйвером служит ипотечное кредитование). В то же время корпоративное кредитование продолжает стагнировать, в марте совокупный кредитный портфель в этом сегменте сократился на 0,1% (без учета валютной переоценки). В пассивах кредитных организаций объем депозитов и средств организаций на счетах за месяц снизился на 1,3%. А вот вклады населения слегка подросли (+0,2%). Положительным сигналом является продолжившийся рост прибыли, в том числе за счет восстановления роста чистого процентного дохода, который за первый квартал составил 667 млрд рублей, что на 4,5% больше, чем за аналогичный период 2016-го. Чистый финансовый результат работы банков по итогам квартала составил 339 млрд рублей — втрое больше, чем годом ранее, и вдвое больше прироста резервов банков на возможные потери за этот же период.