Президент США Дональд Трамп приступил к практической реализации своих предвыборных обещаний, направленных на оживление американской экономики. Как известно, хитрый план Трампа по стимулированию экономического роста заключается в резком снижении налогов и не менее резком увеличении госрасходов на инфраструктуру и оборону. Возможно, что экспрессивный президент США предпочел бы немедленно, после вступления в должность, начать налоговую реформу, но на это требуется одобрение Конгресса. Обжегшись на отмене судами президентских указов, запрещающих посещение США гражданами ряда мусульманских стран, Трамп отказался от тактики кавалерийских наскоков и занялся рутинными обязанностями главы американского государства — начал искать компромисс с законодательной властью.
На этой неделе Конгресс должен начать рассматривать законопроекты, касающиеся реформы налогообложения. По словам его спикера республиканца Пола Райана, который уже ознакомился с пакетом документов, реформа на 80% согласована с Конгрессом и осталось лишь скорректировать незначительные детали. Глава казначейства США Стив Мнучин сообщил, что ставку налога для бизнеса планируется сократить с 35 до 15%. Такая щедрость со стороны государства может дорого обойтись бюджету США, но лишь в том случае, если не увеличится налогооблагаемая база, то есть число плательщиков налогов или их прибыль. Нетрудно подсчитать: для того, чтобы бюджет США получал не меньше, чем до налоговой реформы, совокупная прибыль американских компаний должна вырасти более чем вдвое. Кроме того, планируется снизить (пока неизвестно, до какого уровня) налог на прибыль американских компаний, полученную за пределами США и составляющую на сегодняшний день 35% общей суммы прибыли американского бизнеса. По американскому законодательству налог на нее должен быть уплачен только при возвращении денег в США. Пользуясь нехитрой житейской логикой, американские компании предпочитают эти деньги не возвращать в США и таким образом не платить налог. Например, когда компании Apple понадобились денежные средства на территории США, она не стала переводить деньги из ирландского офшора, где хранит порядка 250 млрд долларов, а осуществила заем на американском рынке. Всего же нежелание делиться с бюджетом США не дает вернуться на Родину трем триллионам долларов.
Если Конгресс одобрит проект налоговой реформы, то можно считать, что Трамп смог изменить экономическую ситуацию в стране. В лучшую сторону или в худшую, пока не ясно. Появятся в США новые налогоплательщики или нет, в любом случае в первое время после резкого снижения налогов доходы бюджета упадут. Но найти средства для переходного периода, пока появятся тысячи новых предприятий или в США вернутся сотни тысяч рабочих мест, для действующей администрации не составит большого труда. Репутация США как одного из самых надежных заемщиков позволит привлечь дополнительные займы на финансовом рынке и восполнить выпадающие доходы. Хотя и здесь возникают риски: на победу Дональда Трампа, реагируя на обещания нового президента снижать налоги и наращивать госрасходы, рынок отреагировал ростом ставок на гособлигации. То есть новые заимствования становятся дороже, по новой ставке придется перекредитовывать огромные долги, сделанные государством в кризисные 2008–2009 годы, и как раз в 2018–2019 годах подходит срок погашения десятилетних казначейских обязательств.
А главное разочарование в экономических экспериментах может наступить в том случае, если, несмотря на снижение налогов, новые компании не станут расти как грибы, старые не захотят возвращать производства в США, а жадность корпораций, хранящих три триллиона долларов в офшорах, не сможет преодолеть и 10–15-процентный налоговый барьер. В этом случае США получат целый букет проблем в виде огромного дефицита бюджета и возросшей стоимости обслуживания госдолга.
Можно сказать, что Трамп почти добился своего: теперь в Америке неизбежно снова должно произойти что-то великое, будь то быстрый экономический рост или новая Великая депрессия.