«Самое главное — уменьшить риски»

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
1 мая 2017, 00:00

Новая система управления прикладной наукой, создаваемая в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского», позволит резко сократить сроки проектирования и выхода на рынок новой авиатехники и существенно уменьшить затраты, считает генеральный директор центра Андрей Дутов

Иллюстрация: КОНСТАНТИН БАТЫНКОВ

Несмотря на то что наша авиационная конструкторская школа считается чуть ли не лучшей в мире, новые модели российских самолетов и вертолетов, появившиеся на рынке за последнее десятилетие, можно пересчитать по пальцам одной руки. Да и стоят они порой гораздо дороже западных аналогов. Но это лишь полбеды. Наши авиаконструкторы тратят на их создание слишком много времени и ресурсов. Если американские и европейские концерны новый авиалайнер делают в среднем за семь-восемь лет, а вертолет — за пять, то у нас на это почти всегда уходит не меньше десятилетия. Изменить эту ситуацию должен Национальный исследовательский центр «Институт имени Н. Е. Жуковского», объединивший под своей эгидой все отраслевые авиационные институты и центры. Этот институт будет выполнять роль единого центра управления отечественной прикладной наукой в авиационной сфере для формирования опережающего научно-технического задела на основе принципов междисциплинарной конвергенции наук и межотраслевой интеграции технологий. О том, как изменится работа наших авиационных НИИ и КБ, почему необходимо разделить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и для чего НИЦ должен делать собственные форсайты, в интервью «Эксперту» рассказал его глава Андрей Дутов.

Гендиректор НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» Андрей Дутов считает, что новая система управления позволит сократить сроки проектирования новой авиатехники как минимум на два-три года 40-02.jpg АЛЕКСЕЙ ХАЗБИЕВ
Гендиректор НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» Андрей Дутов считает, что новая система управления позволит сократить сроки проектирования новой авиатехники как минимум на два-три года
АЛЕКСЕЙ ХАЗБИЕВ

— Андрей Владимирович, почему возникла необходимость создания НИЦ?

— Большинство институтов авиационной промышленности созданы еще в первой половине прошлого века. У каждого была своя специализация, своя экспериментальная база, и все занимались разными вещами. Один — аэродинамикой, второй — моторами, другие — испытаниями на земле и в воздухе, авиационным вооружением. А самолеты создавались следующим образом. Сначала возникало ви́дение продукта, и все силы и средства бросались на то, чтобы его сделать. Конструкторские работы начинались на основе решения, что нужен конкретный образец. Это было характерно прежде всего для военной техники периода холодной войны. У нас должен был быть ответ на каждый вид американских моделей. Такой же подход существовал и в гражданской отрасли. Требовались самолеты всех классов. Но еще в 1980-е годы возник новый тренд. Американцы с помощью программы «Звездные войны», или СОИ (Стратегическая оборонная инициатива), попытались переосмыслить прикладную науку в области создания сложных систем. Они же первыми осознали, насколько повысились риски принятия решений при создании авиационной техники. Не удавалось получать и заявленные тактико-технические характеристики. Тогда появилась концепция опережающего научно-технического задела и была придумана новая схема. В соответствии с ней сначала создаются технологии и, если подтверждается, что они работают, приступают к опытно-конструкторским разработкам. Таким образом можно сократить риски того, что технологию придется дорабатывать на более поздних этапах —а это дорого и требует дополнительного времени. Выдерживаются и плановые тактико-технические характеристики. В рамках СОИ американцы влили огромное количество денег в создание опережающего научно-технического задела, чтобы посмотреть, где можно получить прорывные вещи. В итоге решили, что не стоит делать все подряд, а надо сосредоточиться на двух-трех проектах, которые обеспечат превосходство. И такой подход применим как к военным, так и к гражданским разработкам.

— То есть вы стремитесь сократить издержки и повысить скорость создания новой техники?

— Совершенно верно. Но самое главное — уменьшить риски. Американцы проходили этот путь тоже непросто. К примеру, стратегический бомбардировщик B-2 создавался по новой схеме. Но через какое-то время после начала производства они резко затормозили. Серия была существенно сокращена, а проект закрыт, потому что цена превысила все разумные пределы.

— Насколько мы помним, стоимость одного такого самолета перевалила за миллиард долларов.

— А еще огромные затраты на разработку. И понятно почему. Наука, технологии, конструкторы — все не были готовы сделать такой самолет. И поэтому впоследствии был установлен порядок, согласно которому государство переходит к опытно-конструкторским разработкам лишь после того, как отработаны все технологии, обеспечивающие тактико-технические характеристики изделия.

— Но проблему все равно решить не удалось. Даже рьяный лоббист американского ВПК сенатор Джон Маккейн на слушаниях в Конгрессе заявил, что истребитель пятого поколения F-35 Lockheed Martin делается по фактическим затратам. Да еще и получает сверху несколько процентов маржи…

— Это же идет постоянная борьба и поиск компромиссов. Промышленность всегда будет заинтересована в максимальной загруженности, ей важно постоянно иметь набор опытно-конструкторских работ, даже если она не готова его выполнить. Любой компании нужен объем, потому что все пытаются заработать денег. При этом, если мы говорим о системе управления, все равно надо придумывать какие-то механизмы, которые, с одной стороны, обуздают это рвение в зарабатывании денег, а с другой — повысят обоснованность принятия тех или иных государственных решений. США над этим начали работать еще в 1980-е. Нам тоже эти механизмы надо отлаживать, повышать эффективность расходования средств. Могу сослаться на Юрия Ивановича Борисова, отвечающего в нашем военном ведомстве за государственный оборонный заказ. Он говорит, что Министерство обороны некоторое время назад начинало финансировать опытно-конструкторские работы без подготовленного научно-технического задела. В результате были ошибки, сроки затягивались и мы не получали необходимых характеристик изделий. Но та система, которая сейчас формируется в нашей стране, в будущем позволит этих ошибок избежать. Ее смысл в том, что еще до создания нового образца техники, когда формируются технологии, нам нужно определить, какой вклад каждая из них внесет в конечное изделие. Вы знаете, что больше всего мешает самолету летать, как смеются в ЦАГИ? Двигатель! Потому что он нарушает аэродинамическое качество самолета. Это, конечно же, шутка. Но на самом деле у любой технологии есть плюсы и есть минусы. Раньше такой проблемы не было, так как техника была относительно простой. Все формировалось в головах конструкторов. Когда мы перешли к новому технологическому укладу с компьютерным моделированием, сложность объектов и уровень требований резко возросли. В одной голове или даже в нескольких учесть все факторы уже нельзя. В результате появилась такая дисциплина, как системная инженерия. Конструктор использует совокупность отдельных готовых технологий, учитывает их взаимовлияние с помощью современных IT-решений, определяет, как их использовать, и суммирует дивиденды, которые дают стопроцентные ТТХ. А минусы отсекаются раньше.

— А как формируются требования к образцу?

— У военных свои требования. В гражданской авиации существуют международные нормы ICAO — это безопасность, экология и так далее. Определенные технологии позволяют повысить экологичность. Например, уменьшить шумность, которая особенно чувствуется живущими возле аэропортов людьми при взлете и посадке самолетов. Шумит и фюзеляж, и шасси, и двигатель. Двигатель создает до шестидесяти процентов общего шума. И чем он мощнее, тем больше шума. Эту проблему надо решать на начальных стадиях создания самолета. Например, ученый занимается какой-то проблемой. Он хорошо продвинулся, приходит и говорит: «Государство, дай мне денег!» Но возникают вопросы: а каков будет эффект от внедрения предлагаемой технологии, насколько снизится уровень шума, как это повлияет на другие параметры и сколько будет стоить? В зависимости от этого и принимается решение, давать ли ему деньги, развивать конкретное направление или нет. И это решение должно приниматься на уровне экспертного сообщества на основе численных оценок. Необходимость управления рисками стало одним из оснований для того, чтобы появился один координирующий орган в виде Национального исследовательского центра, который будет системно планировать и контролировать научно-исследовательские работы. Наша цель — реализовать модель квалифицированного заказчика в области научно-технического задела, который в первую очередь будет исходить из стратегических интересов государства.

— В какой форме это создается? На базе ЦАГИ?

— Нет, не на базе ЦАГИ. Все уже создано. Еще в 2014 году появился указ президента. Сегодня НИЦ — отдельное федеральное госучреждение, объединяющее ведущие институты авиационной промышленности — ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС, СибНИА, ГкНИПАС.

— То есть НИЦ как мозговой центр координирует работу всех институтов по перспективным исследованиям?

— Да. У нас есть все регламенты по управлению, которые используются при принятии решений, разработаны необходимые методологии — все это мы уже начинаем внедрять. Принимаются решения о том, как работают научно-координационные советы, на каких принципах распределяются деньги, которые приходят по государственной программе развития авиационной промышленности. Самое главное, нам удалось начать переход от отдельного дисциплинарного финансирования к комплексному научно-технологическому. Например, делаем магистральный самолет. Его созданию должен предшествовать научно-технологический проект или технологическая платформа. Методами системной инженерии можно сформировать комплекс необходимых технологий. Аэродинамика, управляемость, прочность, фундаментальные науки должны соединиться в рамках комплексного научно-технологического проекта. Учитывается взаимовлияние технологий, происходит их системная интеграция. В итоге конструктор получает готовые решения, отработанные на демонстраторах, на основании которых он может сконструировать самолет.

— Как принимаются решения о готовности? Существует ли какая-то экспертиза? Через какое время можно будет ощутить эффект и станет ясно, что все выполняется гораздо лучше?

— В международной практике принято различать девять уровней готовности технологий. Первые шесть — это непосредственно создание технологий, формирование научно-технического задела. Переход с одной стадии на другую занимает примерно год. Поэтому до реальной технологии, которую можно передать в промышленность, проходит шесть-семь лет. Новая система управления прикладной наукой, создаваемая в НИЦ, позволяет понять, на какой стадии мы находимся, принять решение, что делать дальше, и оценить, какой эффект будет при внедрении той или иной технологии. Например, у немецких коллег в DLR двадцать процентов трудоемкости уходит на поисковые исследования, восемьдесят процентов — на доводку существующих технологий. У нас, к сожалению, ситуация обратная: восемьдесят процентов — поиск, двадцать процентов — доводка. Наша задача — перевернуть это соотношение.

— Когда пришло понимание, что эту ситуацию нужно менять?

— Проработка проекта создания НИЦ началась около шести лет назад. Надо было разобраться в сложных документах, в системе управления. Сейчас есть полное понимание и необходимая методологическая и нормативная база. Есть стандарты предприятий как реальный инструментарий, есть внутренние регламенты. Но идея еще должна овладеть массами. Ученые должны осознать, что отдельные знания вне системы не представляют интереса для конструктора и заказчика. На это потребуется время. К счастью, в Министерстве промышленности и торговли, в Министерстве обороны прекрасно понимают, что изменения необходимы. Без новой системы управления прикладной наукой ответить на стоящие перед авиастроением вызовы не получится.

— А не выйдет ли так, что вы внедрите новую модель управления, а промышленность и конструкторы будут действовать так же, как раньше?

— Они все прекрасно понимают. У них своя так называемая гейтовая система. Например, Михаил Асланович Погосян делал гейтовую систему для конструкторских решений еще при создании Sukhoi Superjet 100. Она не противоречит нашему подходу к созданию научно-технического задела, а дополняет его. Как это происходит? Технологии разработаны, проверены и готовы к внедрению. Что остается науке после того, как они переданы в промышленность? Контроль ТТХ. Зачатки этой системы были еще при СССР. У нас, дай Бог ему здоровья, жив академик Евгений Александрович Федосов, Герой социалистического труда. Ему восемьдесят семь лет, он трудится в ГосНИИАС и помнит, что любой доклад великих конструкторов — Туполева, Сухого — сопровождался его содокладом на коллегии министерства. И он говорил именно о рисках в достижении тех или иных технических характеристик. Таким образом государство осуществляло надзорную функцию за конструкторскими разработками. Сейчас мы это восстанавливаем. В противном случае конструкторы сразу начинают что-то чертить и желаемый продукт не получается. Потому что та или иная технология либо материалы не готовы. Они обращаются в институт. Институт говорит: «Приходите лет через десять». В итоге вместо того, чтобы уменьшить срок проектирования, все происходит наоборот. А требования предъявляются очень жесткие. Boeing стремится сократить срок разработки новых моделей самолетов до четырех-пяти лет. Пока не получается. На проектировку наших самолетов уходит семь-восемь лет. Однако по многим направлениям существуют проблемы. Например, работа над самолетом МС-21 по разным причинам задержалась на несколько лет. Поэтому одна из ключевых задач — сократить сроки проектирования и выхода на рынок новый техники и, соответственно, уменьшить затраты.

— А на сколько планируется сократить сроки? Можно оценить это в годах?

— Как минимум, на два-три года.

— И какой эффект это принесет с точки зрения экономии средств?

— Оценить в деньгах очень сложно. Дело в том, что у нас и научно-исследовательские, и опытно-конструкторские разработки финансируются из бюджета по одной статье — НИОКР. Но, по моему мнению и по мнению моих коллег, это неправильно. Термины НИР и ОКР необходимо разделить, так как это по-разному управляемые виды работ. Научное исследование — венчурный процесс, он может и не получиться. Эффект здесь отнюдь не гарантирован. А ОКР — это уже проектное управление, должен получится конкретный результат в заданный срок. В одной терминологии с одним бюджетом соединить эти разные системы управления невозможно. Они должны финансироваться отдельно, и мы добиваемся того, чтобы в Бюджетном кодексе были две разные статьи. Кстати, по правилам ВТО государственное финансирование ОКР запрещено, так как считается, что это прерогатива бизнеса. А вот финансировать различные НИР страны могут безо всяких ограничений.

 40-03.jpg АЛЕКСЕЙ ХАЗБИЕВ
АЛЕКСЕЙ ХАЗБИЕВ

— Но правила ВТО, например, в части государственного финансирования работ по созданию аэрокосмической техники нарушают все страны. Boeing, Airbus, Embraer, Bombardier — все они так или иначе получают помощь от своих государств и правительств и бесконечно жалуются друг на друга…

— И в результате все время судятся. Тем не менее есть определенные принципы, которым следуют государства в зависимости от того, какую систему они строят. Например, в Германии ко всем серьезным компаниям предъявляются огромные экологические и социальные требования. Производители давно бы ушли в Китай, но их останавливает один очень важный момент. Дело в том, что в Германии в рамках институтов Общества Макса Планка или, скажем, Общества Фраунгофера за государственные средства разрабатываются новейшие технологии, которые затем передаются разным компаниям совершенно бесплатно, но с требованием организации производства внутри страны. Таким образом, государства и отдельные их территории конкурируют между собой и осуществляют региональное управление промышленностью. Примерно такая же система выстроена и в ЕС в целом. Там существует много разных финансовых инструментов для поддержки местной промышленности. Там так же разрабатываются технологии за счет общеевропейского бюджета и затем передаются отдельным компаниям для внедрения. Все это регулируется специальными документами, которые подписывают все двадцать семь стран Евросоюза. Они же и решают, в какой стране, на какой территории можно локализовать ту или иную разработку, созданную за общеевропейский счет.

И здесь есть очень много нюансов. Например, если говорить об авиационной технике, то в качестве стран для локализации производства чаще всего выбирают Германию, Италию, Францию, что-то делают в Испании, Чехии, Австрии и Швеции. Все остальные страны с этим так или иначе соглашаются. У них либо нет для этого компетенций в конкретной области, либо им это по какой-то причине не нужно, либо они просто не смогли договориться.

Но факт остается фактом: управление технологиями — основа основ промышленной политики. Если это системно не стимулировать, не финансировать в должной мере, не содержать гигантскую экспериментальную базу, которая не может быть коммерческой, потому что в принципе не может окупиться, то тогда не будет того или иного направления промышленности. И наоборот, если государство хочет развивать ту или иную отрасль, оно должно комплексно поддерживать науку, чтобы она генерировала новые технологии для создания самолетов, вертолетов и прочей техники на уровне мировых стандартов. И даже больше — чтобы завоевывать глобальные рынки.

— А как эта система выстроена в США?

— Там все то же самое. Технологии — это либо коммерческая, либо государственная тайна. Даже в проектах, которые ведутся в рамках европейских программ, где активно участвует ЦАГИ, нас пускают не дальше третьего уровня готовности технологий, когда идет первоначальный анализ идей и концепций. А все реальные технологии они делают сами. Америка считает Европу своим конкурентом, поэтому там по кооперации также есть ограничения. При этом американская система предъявляет очень жесткие требованиями как к результатам работ, так и к финансовой отчетности по использованию выделенных им средств.

— У нас тоже будет внедряться такая система?

— Первое, что нам надо сделать, — разобраться в центрах компетенций, которые у нас есть. У нас ведется очень много исследований. Некоторые из них в активной фазе, некоторые в зачаточном состоянии. Но ревизии всех этих направлений давно уже не было. Между тем она нужна для того, чтобы мы объективно понимали, какую конкурентоспособную технику и когда мы можем создать. Возможно, какие-то работы надо будет закрыть, а на другие, наоборот, выделить больше ресурсов. Надеюсь, что в течение нынешнего года мы такую ревизию проведем.

— Но это сотни исследований и, соответственно, сотни технологий. А значит, нужно где-то взять сотни специалистов. Неужели за год реально все проверить?

— У нас нет цели закрепить надсмотрщика за каждой технологией, да и такого количества специалистов в НИЦ действительно нет. Но они есть в институтах. Наша задача — грамотно скоординировать и организовать эту работу, чтобы они сами это сделали. Для этого мы собрали авторитетных специалистов, которые будут курировать этот процесс.

— Но в институтах вряд ли возьмутся за дело с энтузиазмом. Их задача, наоборот, как можно больше выбить денег на свои исследования, которые они ведут годами, если не десятилетиями. И будут вести еще столько же, пока не выйдут на пенсию…

— А вот пускай и докажут, что то направление, которым они занимаются, те технологии, которые находятся в разработке, действительно необходимы государству. Причем докажут не кому-то одному, а всему научному сообществу, своим коллегам, тем же главным генеральным конструкторам и технологам в ОАК и в ОДК, которые подписывают с государством конкретные контракты на создание тех или иных изделий.

— А кто будет принимать итоговое решение?

— Большой научно-технический совет в самом НИЦ. Наша задача сделать так, чтобы ученые, инженеры и конструкторы вышли из тени профессионального монополизма. Сейчас многие из них говорят так: я этой темой один занимаюсь уже много лет, все здесь знаю, не мешайте мне работать. Но такой подход неприемлем. Для научного сообщества публичность — главный залог успеха. Если в коммерции все надо засекретить, то здесь, наоборот, надо все выносить на суд профессионального сообщества. Все должны понимать, что то, что ты делаешь важно, что это можно где-то применить и получить отличный результат. А значит, у тебя есть перспективы и ты можешь развиваться и двигаться дальше.

— Почему это так важно?

— Потому, что во всем мире идет переход на новый технологический уклад. Можно спорить о том, когда это случится, в 2020 году или в 2025 году. Но очевидно, что базовые технологии, характеризующие сейчас авиационную промышленность, в ближайшем будущем в корне изменятся. Исследования, в том числе европейские, четко указывают, что при сегодняшних технологиях в авиапроме выполнить перспективные требования ICAO по экологии, которые будут введены в действие к 2030 году, можно будет только на 35–40 процентов. При этом применение несущего фюзеляжа даст до пяти процентов, законцовок крыла — два-три процента. Наибольший эффект — до 15 процентов — можно получить за счет изменений в двигателе. И то лишь в том случае, если все это будет сделано с использованием новых материалов с высокой температурной стойкостью. Это означает по сути одно: добиться радикальных улучшений на нынешнем уровне технологий невозможно. Параметры двигателей практически близки к максимально возможным. И вот эти 15 процентов — это максимум, чего можно добиться. То есть потенциал развития существующих технологий практически полностью исчерпан. А значит, необходимо создавать какие-то новые, качественно иные технологии.

— Какие?

— Если говорить о самолетах, то многие эксперты считают, что к 2035 году мы сможем перейти на полную электрификацию всех систем, включая электрические двигатели, на самолетах местных и региональных линий, а к 2050 году — на магистральных. Это подтверждает и наш собственный форсайт. Вообще, увеличение энерговооруженности на борту — общая тенденция, касающаяся не только авиатехники, но и судостроения, автомобильной промышленности и так далее. Просто в авиации она наиболее четко выражена. Мы видим, что мир идет к полностью электрическому самолету. А раз так, то, наверное, нужно активизировать исследования и разработки в области сверхпроводимости. Здесь важно не только провести комплексный анализ имеющихся технологий, но и сконцентрировать усилия на тех направлениях, которые все посчитают наиболее перспективными.

Есть и еще один важный момент. Он заключается в том, что эта работа должна быть разбита на несколько этапов. То есть до 2035 года, когда необходимо будет представить решения по авиации, должны быть созданы технологии для применения в других отраслях, где требования к конечному изделию, в первую очередь по массе, не такие жесткие. Например, для судостроителей или, скажем, для производителей железнодорожного транспорта. Иными словами, мы не должны сидеть и ждать восемнадцать лет, пока появится электрический авиационный двигатель.

— Почему так важен межотраслевой аспект этой деятельности?

— Потому, что прорывы надо искать в самых разных дисциплинах, в одной это сделать очень сложно. Если говорить о междисциплинарных вещах, то самые важные направления работ — это оптика, радиолокация, навигация, материалы, электротехника, технологии синтезированного видения и так далее. Эти технологии могут использоваться в разных отраслях. За этим будущее. Ученый не должен сидеть в какой-то своей нише. Для конкретного человека это большой риск, так как приоритеты могут поменяться. Он должен понимать, как свои знания, свои технологии можно инкорпорировать в разные виды техники. Если ты сделал технологию, которая применяется в различных отраслях, то у тебя кратно возрастает серийность и так же кратно сокращаются издержки, что очень выгодно государству с точки зрения затрат. А если ты создал что-то одно, для какой-то узкой сферы применения, то тогда это просто социальный проект.

— Получается, что вы не только будете проводить аудит и экспертизу технологий, которые предлагают вам институты, вошедшие в НИЦ, но и у самого НИЦ будет собственный форсайт?

— Здесь очень важно понимать, что мы не надстроечная структура и не отделяем себя от наших институтов. Непосредственно в НИЦ работает всего сто человек, многие из которых имеют ученые степени докторов и кандидатов наук. Но мы не позиционируем себя как основной центр компетенций, так как эти компетенции сосредоточены как раз в институтах. Мы — организаторы работы научного сообщества, вместе с которым и будем определять перспективные направления работы, делать форсайты и так далее. Ряд форсайтов мы уже сделали, а к лету сделаем еще несколько. Правда, большинство из них касаются военной тематики.

— И все секретные?

— Могу сказать лишь о концепции скоростного вертолета. Не секрет, что вертолет при всем желании нельзя заставить летать с такой же скоростью, как реактивный самолет, просто в силу физических ограничений. Теоретически скоростной вертолет может полететь со скоростью 400–450 километров в час. Максимум — до 500 километров в час, но вряд ли больше. Сама схема винтов не позволяет увеличить скорость. Именно поэтому американцы пошли по другому пути и сделали конвертоплан Osprey.

— То есть нам тоже нужно делать конвертоплан?

— В первую очередь необходимо исходить из потребностей транспортной системы, которую создает государство и под которую разрабатывается та или иная авиационная техника. Наоборот нельзя, иначе ты создашь авиатехнику, а транспортная система поменяется — и то, что ты сделал, окажется никому не нужным. Поэтому разработка новой техники должна быть увязана с развитием самой транспортной системы. И совсем не очевидно, что для такой системы обязательно нужен скоростной вертолет. Впрочем, этот форсайт пока еще находится в работе и делать окончательные выводы рано.

— Вы сделаете несколько форсайтов, представите свое видение будущего. А как это все будет увязано с программой развития авиационной техники, с государственной программой вооружений?

— Государство нам передало часть экспертных функций, и мы уже активно принимаем участие в подготовке различного рода стратегий и правительственных программ. Мы глубоко погрузились в эту работу, и все наши знания и представления будут инкорпорированы в эти документы. Это, собственно, уже происходит. Наш наблюдательный совет возглавляет первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии. В этот же совет входят восемь заместители министров, сенаторы и депутаты Госдумы, представители корпораций и Российской академии наук. То есть это достаточно представительный орган, который позволяет нам влиять на различного рода документы, которые готовит правительство.

— То есть нечто вроде американского агентства DARPA, только для авиационной индустрии…

— Определенные аналогии здесь, конечно, прослеживаются. Но наш конек — это все-таки комплексность решения задач, поэтому мы достаточно тесно взаимодействуем с Фондом перспективных исследований. Но их задача выловить какую-то перспективную технологию и обеспечить ее развитие. А нам надо целенаправленно формировать научно-технический задел для создания конкретной техники, конечных изделий, в которых эти технологии найдут свое место. Поэтому мы здесь ни в коей мере не пересекаемся, а скорее дополняем друг друга.