На этой неделе разрешится одна из главных интриг дивидендного сезона — на заседании совета директоров «Газпрома» 19 мая станет ясно, прислушается компания к требованиям правительства о выплате дивидендов или вновь заплатит столько, сколько сочтет нужным.
По словам аналитика ИГ «Атон» Александра Корнилова, госкомпании можно поделить на две группы: те, которые выплачивают дивиденды согласно требованиям правительства, и те, которые грамотно и умело эти требования обходят. В прошлом году «Газпром» был среди «уклонистов» — как и ряд других компаний.
Напомним, в этом году федеральный бюджет принят с достаточно большим дефицитом — 2,75 трлн рублей (3,2% ВВП). На этом фоне понятно, почему правительство упорно ищет дополнительные источники доходов. Всплывают и такие неоднозначные инициативы, как повышение налогов на доходы физлиц или налоговый маневр 22/22 с повышением НДС (подробнее см. «В непонятной ситуации перераспределяй налоги», «Эксперт» № 8 за 2017 год). Похоже, опять повторяется история, когда часть компаний заплатит меньше положенного, увеличив и без того немалый дефицит бюджета.
Комментируя ситуацию, Александра Суслина, руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы, отмечает, что бюджет на 2017 год очень сжатый, идет непрерывный поиск источников пополнения казны. «В этом случае возможность уменьшения притока доходов в казну видится крайне нежелательной, так как доход от дивидендов госкомпаний запланирован на уровне 483,5 миллиарда рублей, и это довольно ощутимая часть бюджета», — говорит эксперт.
Насколько меньше окажутся эти поступления, подсчитывать пока рано, но уже понятно, что бюджету придется уступить.
В предыдущих сериях
Раньше, до 2016 года, действовала норма выплаты дивидендов госкомпаниями в размере 25% чистой прибыли по МСФО, но и ее исполняли далеко не все. Весной 2016-го было подписано постановление, обязующее госкомпании выплачивать в виде дивидендов не менее 50% чистой прибыли по МСФО или РСБУ. Тем не менее ряд компаний под разными предлогами выплатил меньше. Так, «Газпром» направил по итогам 2015 года акционерам 23,7% прибыли по МСФО, объяснив это наличием обширных инвестпрограмм. А «Транснефть», сославшись на закон «Об акционерных обществах», который не позволяет платить более 100% прибыли по РСБУ, направила на дивиденды 8,9% чистой прибыли по МСФО.
Летом 2016-го Минфин подготовил проект постановления, ликвидирующего часть лазеек и обязующего компании направлять на дивиденды не менее 50% чистой прибыли по РСБУ либо МСФО — в зависимости от того, какой показатель больше. Так что, планируя бюджет на 2017–2019 годы, Минфин предполагал, что теперь госкомпании будут направлять на дивиденды 50% консолидированной прибыли по МСФО. Как заявил в апреле первый вице-премьер Игорь Шувалов, «ориентируем компании на то, что надо платить дивиденды максимально». А через две недели, 27 апреля, на сайте правительства РФ появилось поручение премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, адресованное Минэкономразвития и федеральным органам исполнительной власти: обеспечить принятие решений о дивидендах в размере не менее 50% консолидированной прибыли по МСФО. Поручение уже одобрено президентом России Владимиром Путиным.
В список компаний, которые уже готовы направить 50% на дивиденды, в этом году вошли «Алроса», «Аэрофлот», «Русгидро», Московская биржа и др. (так, в случае с Мосбиржей выплаты могут составить до 70% чистой прибыли). А что же с теми, кто в прошлом году в силу разных причин заплатил меньше?
Все ушло в трубу
На фоне заявлений первых лиц и новостей о поручении обеспечить выплату дивидендов в размере 50% по МСФО акции госкомпаний, прежде всего «Газпрома», резко взлетали, однако так же резко пикировали после разочаровывающих данных от самого холдинга. 13 апреля правление ПАО «Газпром» рассмотрело вопросы подготовки к годовому собранию акционеров и разработало предложения совету директоров о выплате дивидендов по итогам 2016 года. Предлагаемый размер выплат — 186 млрд рублей. При этом «Газпром» за прошлый год получил 952 млрд рублей чистой прибыли по МСФО. В соответствии с поручением правительства газовый холдинг должен был бы выплатить 475,8 млрд рублей.
Как замечает Александр Корнилов, для того чтобы заплатить меньше 50%, у «Газпрома» есть достаточно веская причина: «“Газпром” реализует важные национальные и геополитические инвестпроекты, и плюс ко всему рынки газа находятся не в лучшем состоянии. Обязать “Газпром” выплатить дивиденды, когда он проходит пик своей инвестпрограммы, было бы, наверное, неправильно и нелогично, и у “Газпрома” есть все аргументы для послаблений», — говорит аналитик. Действительно, обширная инвестпрограмма «Газпрома» — «Северный поток — 2», «Турецкий поток» и «Сила Сибири» — требуют значительных вложений: только в 2017 году на инвестпрограмму будет направлено более 910 млрд рублей. Но все же интрига с объемом выплат сохраняется как минимум до заседания совета директоров.
«Транснефть» по итогам 2016 года планирует направить на вознаграждение акционерам за 2016 год 25% прибыли, или около 60 млрд рублей, но вся чистая прибыль «Транснефти» по МСФО в 2016 году составила 232,9 млрд рублей. Поэтому в случае, если бы исполнялась норма правительства, на выплату дивидендов компания должна была бы направить 117,9 млрд рублей. Но «Транснефть» модернизирует старые и строит новые магистральные трубопроводы, в которые только в этом году вложит 385 млрд рублей.
«Россети» тоже оставляют себе широкое поле для маневра и ориентируются на выплату 25% чистой прибыли по РСБУ (она значительно выше МСФО). В руководстве это объясняют затратной инвестпрограммой: план «Россетей» по инвестициям на 2017 год составляет 254 млрд рублей.
Менеджмент ФСК ЕЭС по итогам 2016 года предложил направить на дивиденды 50% скорректированной прибыли по РСБУ (прибыль по МСФО на 15% больше), но окончательного решения пока нет.
Кто больше?
Вполне возможно, что выплаты «Роснефти» в этом году окажутся самыми большими среди госкомпаний (хотя формально она не является госкомпанией: ее акционер — государственный «Роснефтегаз» плюс одна акция находится у Росимущества). Сначала «Роснефть» направит на дивиденды 35% чистой прибыли по МСФО, а потом осуществит еще одну выплату — дивидендная политика «Роснефти» теперь предусматривает выплату дивидендов два раза в год. Это изменение было сделано в рамках подготовки к приватизации 19,5% компании. Таким образом, по оценке аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, с учетом промежуточных дивидендов выплаты «Роснефти» в 2017 году могут составить 116 млрд рублей, или 64% чистой прибыли компании.
На банки норма в 50% не распространяется, тем не менее системообразующие финансовые структуры вносят существенный вклад в наполнение казны: так, по итогам 2016 года акционеры ВТБ могут получить дивиденды в размере 44,39 млрд рублей, или 86% чистой прибыли по МСФО. Сбербанк отметился более скромными дивидендами, но увеличил объем выплат относительно 2015 года до 25% чистой прибыли по МСФО. По словам главы Сбербанка Германа Грефа, это некий компромисс между интересами акционеров и устойчивостью компании, дальнейшее увеличение выплат может создать риски для банка.
К 2019 году правительство планирует сократить дефицит федерального бюджета до 1% ВВП. Вполне возможно, этого удастся достичь, если крупнейшие компании вроде «Транснефти» и «Газпрома» все же начнут выплачивать дивиденды согласно требованиям. Действительно, довольно странно выглядит ситуация, когда самые богатые госкомпании платят меньше своих гораздо более скромных по масштабам коллег.
Наконец, кроме федерального бюджета есть и миноритарные акционеры-физлица. И хотя их относительно немного (в структуре акционерного капитала Сбербанка 2,9% принадлежит частным лицам, тогда как целых 45,6% — нерезидентам, у того же «Газпрома» доля инвесторов-физлиц, по оценкам, от 6 до 10%), в абсолютном выражении это десятки тысяч людей, которые тоже имеют право на часть доходов компаний.