Туристический бренд России будет представлен на Петербургском экономическом форуме, а развитию самой отрасли впервые в истории мероприятия посвящена отдельная сессия. О чем пойдет речь, какие темы и проекты будут предложены к обсуждению, как себя чувствует российский туризм в целом — об этом «Эксперту» рассказал руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Олег Сафонов.
— Во-первых, мы будем обсуждать пути развития отечественной туристской отрасли и шаги, которые необходимо предпринять для того, чтобы сохранить позитивную динамику и укрепить позиции России на мировом туристском рынке. На протяжении трех последних лет растет внутренний туризм, увеличиваются въездные турпотоки из ключевых стран-партнеров. Россия вошла в десятку самых посещаемых туристами государств мира и в 2016 году заняла в рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма Всемирного экономического форума 43-е место, улучшив свои позиции на два пункта по сравнению с предыдущим годом и опередив Турцию. В рейтинге самых популярных направлений исламского туризма Global Muslim Travel Index (GMTI) наша страна в 2017 году поднялась на пять позиций по сравнению с прошлым годом и заняла 44-е место.
Мы пригласили ключевых российских и зарубежных экспертов, глав субъектов Российской Федерации. Они выскажут свои мнения о том, что нужно сделать для того, чтобы в нашей стране продолжали расти внутренний и въездной турпотоки.
Во-вторых, в рамках ПМЭФ-2017 мы планируем обсудить со всеми заинтересованными сторонами вопросы реализации туристского потенциала важных международных спортивных событий, которые пройдут на территории нашей страны — Кубка Конфедераций FIFA 2017 и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Крупные спортивные события всегда привлекают огромное внимание к стране проведения и способствуют притоку иностранных туристов. По оценкам экспертов, турпоток, связанный с чемпионатом мира по футболу в России, может составить два миллиона человек. Что касается Кубка Конфедераций, то опыт проведения этого турнира в других странах позволяет прогнозировать, что турпоток в городах-организаторах может увеличиться на 20 процентов от среднестатистического.
— По данным Росстата, реальные доходы россиян продолжают снижаться, граждане все чаще экономят на отпуске. Что надо делать для развития внутреннего туризма на фоне снижения спроса и как он развивается сейчас?
— Категорично заявлять о снижении спроса не стоит. Итоги майских праздников показали востребованность российских курортов и их конкурентоспособность. Продажи билетов в Крым выросли почти на 20 процентов по сравнению с прошлым годом. По данным оператора аэропортов Краснодарского края, количество авиапассажиров, прилетевших в период с 29 апреля по 1 мая 2017 года в Сочи, Краснодар, Анапу и Геленджик, на 20–42 процента больше показателей прошлого года. А туристы пользуются не только самолетами, но и поездами и междугородными автобусами, а также личным автотранспортом.
Что касается стимулирования внутреннего туризма, то эта задача решается путем развития инфраструктурной базы, повышения квалификации персонала и качества услуг индустрии гостеприимства, а также продвижения российских турпродуктов в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011–2018 годы)».
В рамках повышения транспортной доступности курортных регионов для российских граждан расширяется география собственных полетных программ туроператоров. Увеличено число субсидируемых государством авиамаршрутов. На 2017 год федеральными программами предусмотрено субсидирование пассажирских авиаперевозок более чем по 200 маршрутам внутри России, в том числе в туристско-рекреационные зоны.
— Россия — одна из самых привлекательных стран с низкими внутренними ценами для иностранного туриста. Как обстоят дела с внешним туризмом?
— Тенденция роста числа поездок по Российской Федерации туристов из ключевых стран-партнеров сохраняется. В 2016 году значительный рост показал Иран. В числе лидеров по приросту турпотока также Куба. Существенный рост показывают страны Азии, где в целом увеличивается спрос на туристские поездки.
Увеличение количества туристских поездок в Россию наблюдается и на европейском направлении. Интерес к России начал постепенно восстанавливаться после снижения в 2015 году, произошедшего из-за осложнения геополитической ситуации. Среди граждан стран Европы по-прежнему самыми активными путешественниками в Россию являются туристы из Германии, Италии, Франции.
Туристы приезжают из-за рубежа не только в Москву или Санкт-Петербург. Например, Приморский край в 2016 году привлек почти 600 тысяч иностранных туристов, Республика Татарстан — 250 тысяч, Смоленская область — 33 тысячи, Дагестан — 28 тысяч.
Необходимо продолжать активно работать над повышением качества и доступности отдыха в России, тем более что конкуренция с выездными направлениями возросла. Об этом мы постоянно говорим с участниками рынка на совместных мероприятиях.