Интернет отстающих не прощает

Заур Мамедьяров
к.э.н., заведующий сектором экономики науки и инноваций ИМЭМО РАН
26 июня 2017, 00:00

Основной бизнес образованной в 1995 году компании Yahoo! Inc., одного из пионеров интернет-эпохи, продан американской телекоммуникационной компании Verizon Communications за 4,48 млрд долларов

Читайте Monocle.ru в

Yahoo! — один из тех бизнесов, которые сформировали современную интернет-среду. В 1994 году, когда интернет только входил в нашу жизнь, два аспиранта Стэнфордского университета Джерри Янг и Дэвид Фило в свободное от работы над диссертацией время начали исследовать расширяющееся с каждым днем интернет-пространство, воспользовавшись только что появившимся веб-браузером Mosaic. И их посетила идея навести порядок в Сети, каталогизировав все существующие интернет-ресурсы. Так появился «Путеводитель Джерри и Дэвида по Всемирной паутине». Он был похож на большой каталог — сайт состоял из списка папок, в каждой из которых были подпапки, и так далее. Например, путь к сайту MTV был таким: Развлечения >> Музыка >> Видеоклипы >> MTV.com.

Вскоре друзья переименовали «Путеводитель…» в Yahoo. По словам Янга, в поисках нового названия они просто листали словарь — и наткнулись на это слово, придуманное автором «Приключений Гулливера» Джонатаном Свифтом и означающее грубого, неотесанного человека. Правда, к тому моменту торговая марка Yahoo уже была зарегистрирована кем-то другим, поэтому Янг и Фило добавили восклицательный знак в конце. Получилось экспрессивно. Сначала путеводитель по интернету располагался на домене Стэнфордского университета, но в январе 1995 года создатели ресурса зарегистрировали домен Yahoo.com. Тогда в каталоге Янга и Фило было 10 тысяч сайтов, каждый день его посещали более 100 тысяч уникальных пользователей.

Успеть за меняющимся миром

Когда друзья приходили на переговоры с инвесторами, их спрашивали: «Сколько денег вы собираетесь брать с подписчиков?» Но создатели Yahoo! настояли на том, чтобы их ресурс оставался бесплатным. Основным источником дохода Yahoo! стала баннерная реклама. Цены на рекламу в интернете были существенно ниже, чем в традиционных СМИ, поэтому рекламодатели охотно обращались к Yahoo!. Первым крупным инвестором, оценившим эту бизнес-модель, стал венчурный фонд Sequoia Capital, купивший в 1995 году четверть компании за 1 млн долларов. К 1999 году этот миллион превратился в восемь миллиардов.

К концу 1990-х Yahoo! стал точкой входа в интернет для большинства пользователей. Ни о каком таргетинге тогда речи не шло: аудитория воспринималась просто как огромное скопление людей. Компания стремительно росла, но одновременно надувался и пузырь доткомов. На волне популярности всего, что было связано с интернетом, крупные компании инвестировали в интернет-стартапы — не особо вникая в то, смогут ли они приносить прибыль. Цены на акции интернет-компаний взлетели до небывалых высот: тогда одна акция Yahoo! стоила 475 долларов.

Пиковые значения оборотов Yahoo! не достигнуты до сих пор. Рынок не прощает управленческих ошибок 30-02.jpg
Пиковые значения оборотов Yahoo! не достигнуты до сих пор. Рынок не прощает управленческих ошибок

В начале 2000-х акции интернет-компаний рухнули. Пострадал от этого и Yahoo! (его капитализация упала на 92%, до 11 млрд долларов), который, как и другие, вкладывал слишком много денег в проекты, не подтвердившие своей эффективности. Все последующие годы компания пыталась вернуться к капитализации, провалившейся в период краха доткомов, но так и не сумела.

Но не только биржевые курсы меняли ландшафт IT-индустрии. Перед Yahoo! появилась новая опасность — Google. Yahoo!, который в эру доткомов покупал стартапы практически без разбора, недостаточно серьезно отнесся к технологии, определившей судьбу интернета как минимум на следующее десятилетие, — поисковым системам. Вместо того чтобы развивать собственный поисковик, в 2000 году Yahoo! заказал его Google, тогда еще совсем молодому интернет-стартапу. В 2002 году Yahoo! пытался купить конкурента за 3 млрд долларов, но в Google это предложение отвергли. Полноценный собственный поисковик появился у Yahoo! только в 2004 году, когда догонять Google было уже поздно.

В середине 2000-х в Сети вновь происходят революционные перемены: появляется Facebook. Yahoo! пытался приобрести и эту компанию в 2006 году, но получил отказ. Кстати, примерно в это время на Yahoo! претендовал Microsoft, собираясь купить компанию за 44,6 млрд долларов. Сегодняшний Facebook, а с ним и другие новые медиа, например блоги и Telegram-каналы, претендуют на то, чтобы стать основным источником новостей в интернете и тем самым вытеснить Yahoo! и из ниши сайтов-новостников.

Причины технологического отставания компании возникли еще до краха доткомов. Большинство будущих лидеров отрасли стремились завлечь к себе как можно больше самых талантливых программистов, при этом не особо заботясь о дресс-коде и прочнм. Марк Цукерберг вспоминал, что в первые годы он набирал в Facebook программистов даже на те позиции, где не нужно было программировать: HR, маркетинг. В Yahoo! изначально стали строить корпорацию, и, по воспоминаниям сотрудников, набор талантливых программистов не был в числе приоритетов. Слабые управленческие решения в области инноваций постепенно задвинули компанию за спину гигантов отрасли. Появление нового директора летом 2012 года подтолкнуло Yahoo! к росту, были приняты важные, но запоздалые решения. Тем не менее менеджмент по-прежнему фокусировался на медиаконтенте, тогда как технологичные гиганты захватывали все новые области IT. После покупки Tumblr за 1,1 млрд долларов в 2013 году стала очевидной неспособность Yahoo! внедрять и использовать инновации: компания так и не смогла извлечь выгоду из покупки сервиса блогов с многомиллионной аудиторией (на тот момент у Tumblr было 300 млн уникальных посетителей в месяц).

Конец независимости

О том, что Verizon приобретает Yahoo!, стало известно в прошлом году. Verizon — американский телекоммуникационный оператор. Компания появилась в 2000 году в результате слияния старейшей телефонной компании Bell Telephone Company и американского независимого телефонного оператора GTE. Verizon не единственная телекоммуникационная компания, которая начала приобретать медиабренды. Этой же тенденции следуют AT&T, купивший телерадиовещательную компанию DirecTV и планирующий купить новостной и развлекательный конгломерат Time Warner, и ComCast, заполучивший вещательную компанию NBC Universal и активно инвестирующий в онлайн-медиа BuzzFeed и The Verge.

Для бывшего интернет-гиганта Yahoo! сумма сделки (4,48 млрд долларов) кажется нелепой. Надо сказать, что сначала Verizon предлагал за компанию 4,8 млрд долларов, но цену снизили из-за серьезных уязвимостей в системе информационной безопасности компании. Тогда выяснилось, что в 2013 году хакеры украли порядка миллиарда учетных записей Yahoo!, а еще около 500 млн взломали в 2014 году.

Из всего Yahoo! Verizon не купил Yahoo! Japan и Alibaba. С 19 июня то, что осталось от Yahoo!, получило название Altaba и теперь торгуется с тикером AABA. YHOO уже нет на бирже в принципе. Акции Verizon при этом падают.

По всему миру СМИ устраивают панихиду по Yahoo!: крупнейший бренд, сайт которого был одним из самых посещаемых в интернете, отстал от новых реалий мира IT и теперь исчезнет в созданной Verizon «сборной солянке». Бывший интернет-первопроходец вместе с другими медиакомпаниями и интернет-ресурсами станет частью Oath — компании, объединяющей различные интернет-бренды: рекламную платформу AOL, онлайн-медиа HuffPost, службу блогов Tumblr и другие СМИ и сервисы. Правда, в Verizon утверждают, что бренд Yahoo! сохранится, а почта Yahoo Mail не превратится в Oath Mail.

Verizon благодаря созданию такого медиаконгломерата сможет использовать новейшие рекламные технологии на огромной аудитории. Еще в конце 2000-х Verizon скупала маркетинговые и рекламные стартапы. Как у одной из крупнейших телекоммуникационных компаний, у Verizon есть доступ к данным всех своих клиентов. Вместе с инновационными методами таргетирования рекламы и аудиторией ведущих СМИ это невероятно мощный маркетинговый инструмент.

По словам исполнительного вице-президента Verizon Марни Уолден, Oath будет устроен по принципу большого торгового центра — только вместо одежды и продуктов посетители будут получать информацию. Поэтому, похоже, пока рано хоронить Yahoo!: авторы проекта Oath ожидают, что услугами объединенных в холдинг компаний будут пользоваться более миллиарда человек. В случае аккуратных и умных управленческих решений Verizon Yahoo! не умрет, а наоборот, получит шанс возродиться и из медленно угасающего бренда вновь превратиться в растущую медиакомпанию. Впрочем, технологические позиции Yahoo! так и останутся в прошлом.