Больше торгуйте, больше платите

Евгений Гайва
10 июля 2017, 00:00

Московская биржа рассчитывает нарастить обороты и повысить комиссионный доход — ведь на остатках клиентов она теперь зарабатывает все меньше

Московская биржа в августе 2017 года введет так называемый единый пул обеспечения. Это означает, что торговать различными инструментами можно будет с одного счета, а не с отдельных для срочного, фондового и валютного рынка, как сейчас. При этом будут введены новые тарифы. В частности, обсуждается повышение комиссий по валютным сделкам своп, то есть операций по привлечению одной валюты под обеспечение другой валютой.

«Единый пул обеспечения — революционная инициатива, которая позволит участникам рынка в полной мере воспользоваться преимуществами торговли различными классами активов на одной площадке, — сказал “Эксперту” управляющий директор Московской Биржи Андрей Брагинский. — Это означает возможность совершать операции на всех биржевых рынках с использованием единого счета и одного пула активов. Станет также возможным использование ценных бумаг, а не только денежных средств, в качестве обеспечения на всех рынках».

 38-01.jpg
 38-02.jpg
 38-03.jpg

В результате клиенты биржи смогут существенно снизить свои издержки и высвободить значительные средства. Соответственно, остатки на счетах клиентов должны будут сократиться, а значит, сократятся и процентные доходы торговой площадки, которые она получает от размещения средств клиентов на депозитах. Но менеджмент биржи это не пугает. «Мы рассчитываем, что повышение эффективности торговых операций и высвобождение капитала приведут к росту объемов торгов на всех рынках и к росту комиссионного дохода», — добавил Андрей Брагинский.

Повышению комиссионного дохода, собственно, должно способствовать изменение тарифов. Поскольку единый пул значительно повысит эффективность работы брокеров, за новый сервис потребуется дополнительно платить. «То есть брокеры получат возможность существенно экономить, но должны будут немного заплатить за эту возможность. Ведь реализация проекта требует значительных инвестиций в инфраструктуру и принятия биржей дополнительных рисков», — отмечает Андрей Брагинский.

Затраты на введение единого пула обеспечения Мосбиржа не раскрывает.

Но есть и другой важный стимул к повышению тарифов. Комиссионные доходы должны также компенсировать сокращающиеся процентные доходы и в целом поддержать прибыль биржи.

На остатках не проживешь

Согласно отчетности по МСФО, Московская биржа в 2016 году получила чистую прибыль в размере 25,2 млрд рублей, в то время как годом ранее она составила 27,9 млрд рублей. Операционные доходы Московской биржи снизились на 5,3% по сравнению с 2015 годом, показатель EBITDA уменьшился на 8% и составил 33,60 млрд рублей. Рентабельность по EBITDA в прошлом году тоже немного снизилась, хотя и остается довольно высокой — 77,1%.

Московская биржа получает доходы из двух основных источников: это комиссии за совершение операций на бирже и проценты от размещения на депозитах средств, находящихся на счетах клиентов. В общей сумме операционных доходов по итогам 2016 года процентные и прочие финансовые доходы составляли 53%, а комиссионные — 45%. И тянут прибыль вниз именно процентные доходы. За прошлый год они снизились на 15,6%, до 22,7 млрд рублей, и произошло это по вполне предсказуемым причинам. «Уменьшение процентного дохода происходит сейчас само собой за счет уменьшения процентных ставок на рынке и уменьшения денежных остатков у участников торгов, что, в свою очередь, происходит из-за упавшей волатильности. На текущем рынке это закономерно», — отмечает начальник управления интернет-трейдинга «Открытие Брокер» Александр Дубров.

Значительную роль в снижении доходов биржи играет и эффект высокой базы. В 2015 году процентные доходы выросли почти в два раза, до 27,1 млрд рублей, — причиной были резко возросшие ставки.

Кроме того, в тот период увеличились остатки на счетах: в условиях высокой волатильности на валютный рынок пришло много игроков. Объем сделок на валютном рынке за 2015 год вырос более чем в два раза (!) — до 30,9 млрд рублей.

«Получилось так, что Московская биржа стала одним из главных бенефициаров в годы кризиса. Биржа получала значительный доход, к которому привыкли акционеры. Теперь менеджмент ищет пути сохранения этого дохода», — говорит аналитик инвестиционной компании «Атон» Михаил Ганелин.

Клиенты заплатят больше

Коль скоро от процентных доходов роста ждать не приходится, биржа обращается к комиссиям, что означает повышение тарифов. «Биржа стремится удовлетворить требования акционеров. Но не факт, что это понравится участникам торгов и их клиентам», — отмечает Александр Дубров.

Первой ласточкой стало повышение комиссий на срочном рынке в октябре 2016 года. Вместо действовавших биржевых сборов с каждого контракта стали взиматься комиссии в процентах от суммы сделки. Комиссии за сделки с опционами привязали к комиссиям по фьючерсам. В результате в ряде случаев тарифы повысились вдвое. Окончательно все тарифные нововведения на срочном рынке вступят в силу осенью этого года. Управляющий директор по срочному рынку Московской биржи Кирилл Пестов на конференции Smart Lab в сентябре 2016 года высказывался о готовящемся повышении тарифов вполне определенно: «Вы думаете, что можно бесконечно зарабатывать и ничего не вкладывать. На комиссиях сейчас никто не зарабатывает, доход брокеров — просто от высоких ставок размещения свободных средств. Мосбиржа тоже живет за счет размещения свободных средств, комиссия не перекрывает операционные расходы».

Участники торгов вполне определенно отреагировали на повышение комиссий. В течение четвертого квартала 2016 года объемы торгов на срочном рынке даже росли и в итоге комиссионные доходы биржи в конце 2016 года не упали, но уже в первом квартале 2017-го объем торгов на срочном рынке обвалился на 37,5%, хотя комиссионные доходы в этом сегменте снизились всего на 3,2%. Мосбиржа объясняет это изменением структуры рынка в пользу более доходных для биржи товарных деривативов.

 38-04.jpg

Валютный рынок не радует

Стремление Мосбиржи повысить комиссии на валютном рынке понятно. В первом квартале 2017 года в дополнение к снижающимся процентным доходам начали снижаться и комиссионные доходы. В частности, на валютном рынке, одном из крупнейших сегментов биржи, в первом квартале 2017 года они снизились на 24,8% по сравнению с первым кварталом 2016-го. Как поясняют на самой Мосбирже, произошло это в связи изменением структуры объемов в пользу операций своп, то есть привлечения одной валюты под обеспечение другой с последующей обратной операцией без фактического перечисления средств и с выплатой причитающихся процентов по кредитам и депозитам. Эта тенденция продолжается с прошлого года — тогда доля валютного рынка в общем объеме комиссионных доходов снизилась за год с 26 до 19%. И даже рост комиссионных доходов от депозитарной деятельности, денежного рынка и доходов от облигаций потерь на валютном рынке не компенсировал.

Теперь вопрос в том, как отразится на доходах повышений комиссий на валютном рынке. Как пояснили «Эксперту» представители Московской биржи, тарифы за конверсионные валютные операции меняться не будут. «На фондовом, валютном, спот-рынке и по многим другим инструментам тарифы не меняются. Наша главная задача — стимулировать ликвидность на наших рынках. Поэтому по целому ряду инструментов в рамках маркетинговых программ мы предлагаем существенно снизить тарифы, в том числе на свопы и репо с центральным контрагентом на длинные сроки», — подчеркивает Андрей Брагинский. Обсуждается же изменение тарифов за привлечение и размещение валюты под обеспечение в другой валюте, то есть как раз своп-рынок. Именно на этом рынке введение единого пула обеспечения значительно повысит эффективность работы брокеров.

Своп-рынок, по мнению экспертов, выбран еще и потому, что положение Московской биржи здесь полностью монопольное. «Если повысятся комиссии за спот-сделки, то обороты упадут, так как есть хорошая альтернатива в виде электронных брокерских систем (EBS) и российский межбанк, которые готовы работать за более низкие комиссионные. Если речь идет о торговой комиссии по свопам, то не думаю, что это существенно скажется на обороте, по крайней мере сразу. Все-таки существенная часть свопов делается с целью закрытия необеспеченных обязательств на спот-рынке», — считает Александр Дубров.

Наконец, объемы торгов на рынке своп растут, они уже выше, чем на рынке спот. Так что повышение комиссий на своп-рынке действительно может увеличить прибыль Московской биржи.

Без трейдеров не заработать

Стратегия Мосбиржи, направленная на повышение доли комиссионного дохода, закономерна. Однако увеличение торговой комиссии должно происходить за счет увеличения оборотов торгов через привлечение на рынок новых клиентов разных групп — частных, корпоративных и институциональных — или предложения действующим клиентам новых продуктов, подчеркивает Александр Дубров.

У зарубежных бирж, кстати, фактически отсутствует процентный доход, они зарабатывают по-другому. «Зарубежные биржи имеют иную структуру доходов. У них есть комиссионный доход, но практически отсутствует процентный доход. Существенную долю составляют доходы от дополнительных услуг — аналитики, дополнительных сервисов», — говорит Михаил Ганелин. Так, у Варшавской биржи товарный рынок дает почти 40% доходов. Комиссионные доходы от торговых операций составляют почти 50% в общем объеме доходов, причем основная часть комиссионных идет от товарного рынка. Информационные услуги и сервисы в режиме реального времени дают еще около 40% доходов. Подобную структуру доходов имеет сеть бирж и клиринговых палат Intercontinental Exchange (ICE), в состав которой входит мировой гигант NYSE.

«Учитывая отличную от российской инфраструктуру рынка и крайне низкие процентные ставки, в частности в США, биржи больше зарабатывают на комиссионном доходе, продаже рыночной информации и ее производной, размещении оборудования высокочастотных трейдеров в своих дата-центрах и реализации для них особо быстрых сетевых соединений», — добавляет Александр Дубров.

Собственно, по этому пути и собирается идти Мосбиржа: в стратегии развития на 2015–2020 годы прописана задача существенно увеличить выручку от классических сервисов и создать новые биржевые рынки.

По мнению экспертов, Мосбиржа могла бы проводить больше IPO, наращивать доходы на рынке акций. По качеству услуг Мосбиржа не уступает любой мировой бирже, а в некоторых случаях оно даже выше, но от усилий менеджмента зависит не все. «Многое определяет экономическая ситуация. Например, в прошлом году на Московской бирже было пять IPO. Это можно считать хорошим показателем, если учесть полное отсутствие IPO годом ранее. Но для сравнения: на азиатских биржах ежегодно проходят десятки IPO», — говорит Михаил Ганелин. Восполнять выпадающие доходы Московская биржа действительно сможет отчасти за счет повышения комиссий, но к заметному росту прибыли это не приведет — тут нужен рост волатильности или существенный рост числа участников, отмечает Александр Дубров.