Нужен крутящий момент

Вера Колерова
корреспондент журнала «Эксперт»
10 июля 2017, 00:00

Российские производители уже теснят китайскую продукцию в сегменте недорогих стальных велосипедов, следующий этап — развитие производства алюминиевых велосипедных рам и других деталей. Чтобы создать для отечественного производства более благоприятную среду, планируется ввести обязательную RFID-маркировку велосипедов

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «ВЕЛОМОТОРС»
Большая часть продукции «Веломоторс» — недорогие стальные велосипеды. В этом сегменте компания успешно конкурирует с импортом из Китая

Велосипедисты превращаются в полноценных участников дорожного движения: для них делают велодорожки, расширяют тротуары, открывают пункты проката на улицах, разрабатывают на уровне правительства программы и концепции развития велосипедного транспорта. Если прибавить к этому моду на фитнес и культ велосипеда как демократичного и экологичного транспортного средства, мы имеем очень интересный рынок, на котором должен возникнуть бум.

Но в последние годы сложная ситуация в экономике отражалась и на велосипедном рынке. По данным маркетингового агентства Discovery Research Group, в 2015 году российский рынок велосипедов сократился на 26%, а производство снизилось почти на 40% по сравнению с 2014-м. В компании «Веломоторс», которая лидирует на российском рынке по объемам производства (1,5 млн велосипедов в 2016 году, по данным компании), утверждают, что за последний год продажи велосипедов в России упали на 20% в штуках и на 35–40% в денежном выражении из-за того, что сильно просел высокий ценовой сегмент. И сейчас, особенно учитывая ненастное лето на внушительной части территории страны, высокой динамики в продажах не наблюдается.

«Веломоторс» удалось и в 2016-м увеличить продажи на 7% благодаря тому, что компания выпускает недорогие стальные велосипеды: их стали больше покупать те, кто раньше предпочитал более дорогие изделия с алюминиевой рамой.

Весь российский рынок велосипедов сегодня составляет около 5 млн единиц. Российские производители, включая и тех, кто занимается отверточной сборкой импортных машинокомплектов, занимают 45% рынка. Остальное — полноценный импорт. А здесь главенствуют китайцы — 39% в общем объеме. Предприятий, которые не просто собирают велосипеды из импортных деталей, а имеют высокую степень локализации производства, на рынке единицы.

Под колесами демпинга

Россия традиционно была «велосипедной» страной. Как рассказывает совладелец «Веломоторс» Александр Начёвкин, в СССР работали 19 заводов, которые выпускали 8–10 млн велосипедов в год, и сотня заводов-смежников. Мы имели почти на 100% собственное производство и даже экспортировали часть велосипедов.

Сегодня к нам из Китая едут и готовые велосипеды, и комплекты для сборки. Поднебесная производит 86–87% велосипедов в мире.  А своя велосипедная промышленность у нас фактически развалена. Ее восстановлению, по мнению производителей, мешают, с одной стороны, низкие ввозные пошлины на велосипеды и комплектующие (10–12%), а с другой — введенная в ЕС антидемпинговая пошлина против наших изделий в размере 48,5%. Свой рынок не защищаем, а на чужой не можем попасть из-за ограничений.

Производители, естественно, считают, что свой рынок надо защищать и повышать ввозные пошлины. Но тогда есть вероятность, что вырастут розничные цены на импортные велосипеды, что ударит по покупателям.

Впрочем, проблема не только в размере пошлин, но и в том, что фактически импортеры и их не платят в полном объеме. По сведениям «Веломоторс», на таможне широко распространена практика существенного занижения стоимости ввозимых велосипедов, чтобы свести к минимуму таможенные платежи. Экономике некоторых импортеров можно позавидовать: они закупают в Китае велосипеды по 300 долларов, декларируют их стоимость как 27–30 долларов, платят с них 12% пошлины — и продают в России этот велосипед за тысячу долларов. Импортеры работают в основном через брокерские конторы, которые обслуживают десятки компаний, и умеют так договориться с таможенниками, что странные цифры в декларациях никого не удивляют. В «Веломоторс» считают, что по заниженным ценам ввозится минимум два миллиона велосипедов в год, и российский бюджет теряет на этом 50–60 млн долларов. Отслеживанием и пресечением такого рода манипуляций власти вплотную не занимаются. «Серый импорт завозится через сотни компаний-однодневок, и таможенник на российской таможне не может понять, чем металлическая рама отличается от алюминиевой, и как велосипед, который стоит полторы тысячи долларов, декларируется за доллар. Наши попытки навести порядок через Таможенную службу ничего не дали», — говорит Павел Шмидов, президент Национальной ассоциации развития веломотоиндустрии.

Если бы всех импортеров заставили платить справедливые пошлины, конкуренция на рынке между российскими и импортными велосипедами стала бы более честной.

Теснить китайцев у российских производителей получается в нижнем ценовом сегменте и лишь частично — в среднем. В нижнем сегменте (складные, дорожные велосипеды, «бабушкины» варианты) представлены велосипеды со стальной рамой, которые составляют бóльшую долю в продукции «Веломоторс». У них невысокая себестоимость за счет того, что предприятие выстроило почти полный цикл производства. «Веломоторс» закупает металл, сам «катает» трубы, занимается фрезерованием, сваркой и покраской рам. На заводах делают рули, рукоятки, крылья, «варят» пластик. Однако 30–40% деталей велосипедов все равно приходится закупать за рубежом: это цепи, седла, резина, педали, переключатели. В России такую продукцию не производят.

«В производство мы вложили десятки миллионов долларов, — говорит Александр Начёвкин. — Все, что зарабатывали за эти двадцать лет, пускали в развитие. Нам повезло: большая часть наших заработков пришлась на то время, когда на запчасти для велосипедов пошлина была десять процентов, а на готовый велосипед — 20 процентов. При нынешней рыночной ситуации мы бы вообще не стали строить заводы».

Конкурировать с китайской продукцией в более дорогих категориях велосипедов, например по маунтинбайкам, гораздо сложнее, потому что именно они преимущественно приходят в Россию по заниженной таможенной стоимости. Если говорить о велосипедах с алюминиевой рамой, которые в основном дороже стальных, то здесь российские производители сегодня мало что могут предложить рынку. Алюминиевые велосипеды занимают примерно 50% рынка, и это импорт. Понятно, что на стальных рамах проще и быстрее заработать, их легче продавать, они дешевле в производстве. Себестоимость алюминиевой рамы приблизительно на восемь долларов выше, чем стальной.

В Китае на алюминий переключается все больше производителей, а в России только строятся планы развития производства алюминиевых рам. «Сегодня их у нас никто не делает, — говорит Ильсур Аминов, руководитель направления специальных продуктов завода “Татпроф” (Набережные Челны), где выпускают специализированный алюминиевый профиль для велосипедных ободьев и рам. — Для этого нужно дорогое оборудование, и многим выгоднее везти готовые рамы из-за рубежа». Но, по крайней мере, обода из алюминия для велосипедных колес делать в России уже начали.

Изобретение алюминиевого велосипеда

У «Веломоторс» большие планы в отношении выпуска алюминиевых велосипедов.

Развивать алюминиевое производство компания намеревается в сотрудничестве с лидером отрасли «Русалом». «Мы пришли к ним и говорим: в страны Таможенного союза ввозится три миллиона алюминиевых велосипедов в год, общий вес алюминиевых деталей — 24 тысячи тонн. Вам интересно было бы поставлять такие объемы на российский рынок? Мы готовы поставить рядом с вашим производством два-три завода, в том числе в Красноярске, в Алюминиевой долине», — рассказывает Александр Начёвкин.

Как выяснилось, «Русал» только «за». «Мы уже видим, что российские компании готовы расширить производство алюминиевых деталей, а это означает, что потребление алюминия на внутреннем рынке будет расти», — говорят в «Русале».

Но пока «Веломоторс» не готов называть конкретные сроки открытия новых производств. Условий для роста велосипедного производства пока не создано, считает г-н Начёвкин.

Сначала шуба, потом велосипед

Большие надежды «Веломоторс» возлагает на введение обязательной маркировки готовых велосипедов и велосипедных рам идентификационными знаками — RFID-метками — при ввозе на территорию РФ и стран Таможенного союза. Такая система уже действует в отношении меховых изделий, и успешно: благодаря этому способу борьбы с нелегальным импортом таможенные платежи по шубам в 2016 году выросли на 40%. Такие данные приводит компания «Роснано», чья портфельная компания «РСТ-инвест» производит таможенные RFID-метки на шубы.

«Чипирование» велосипедов может быть введено до конца этого года, считают в «Веломоторс». Как сообщили «Эксперту» в пресс-службе Минпромторга, ведомство совместно с заинтересованными органами исполнительной власти поддерживают эту инициативу. Маркировка будет введена в целях защиты российского рынка и исключения фактов недобросовестного занижения таможенной стоимости ввозимых на территорию РФ велосипедов и комплектующих. К примеру, в 2015 году в Россию нелегально, без уплаты таможенных пошлин, было завезено 1,3 млн единиц такой продукции (1 млн велосипедных рам и 300 тыс. готовых велосипедов).

Если сейчас велосипеды могут растаможиваться под неверными таможенными кодами (бывают случаи, когда их ввозят даже как туалетную бумагу) и свободно поступать в торговлю, то теперь вся информация о товаре будет на чипе, и продавать контрабанду не получится. Кроме того, налоговая служба сможет получать точные данные о том, по какой стоимости был растаможен конкретный велосипед, и сопоставить ее с конечной розничной ценой.

«Веломоторс» запланировал на следующий год расширение производства на имеющихся площадках до 2,5 млн велосипедов. «Один наш завод — это 30 гектаров, 120 тысяч квадратных метров производственных площадей. Сейчас мы строим дополнительно еще 40 тысяч метров», — рассказывает Начёвкин. А если будет введена маркировка велосипедов, компания сможет в течение двух лет построить новые заводы и выйти на объемы ежегодного производства 4-4,5 млн велосипедов с перспективой на экспортные поставки.