Дезинфляция оказалась хрупкой. Даже при стабильном курсе рубля

10 июля 2017, 00:00

Майский рост безработицы МЭР связал с погодой Сырьевой экспорт растет под влиянием восстановления цен

Главной неприятной новостью июня стал всплеск инфляции на продовольственном рынке. Из-за капризов погоды плохой урожай плодов и овощей привел к их значительному удорожанию: за прошедший месяц плодоовощная продукция прибавила в цене 11,6%, а с начала года — 27,6%, сообщил Росстат. Отдельные виды овощей взлетели в цене особенно сильно: за июнь свежая капуста подорожала в полтора раза. Именно продовольственная инфляция внесла основной вклад в ускорение роста общего индекса потребительских цен: в июне он увеличился на 0,6% к маю против 0,4% в предыдущем месяце и на 4,4% — по отношению к июню 2016-го. Выше среднего по корзине Росстата уровня за прошедшие 12 месяцев был зафиксирован рост цен на автомобильный бензин (6,1% к июню 2016 года), табачные изделия (12,6%), тарифы на услуги ЖКХ (7,3%), пассажирского транспорта (7,1%) и почтовые услуги (15,7%).

Почти коснувшись официального таргета в апреле и мае (4,1% в годовом выражении), инфляция снова пошла вверх. Дезинфляция оказалась хрупкой, несмотря на относительную стабильность курса рубля. Директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Игорь Дмитриев назвал ускорение инфляции в июне до уровня 4,4% «шоком» и «негативным сюрпризом», из-за которого регулятору придется корректировать прогноз. Такое заявление было сделано на заседании Ассоциации региональных банков в Госдуме. По словам Дмитриева, ЦБ ожидал, что в июне за счет удорожания плодоовощной продукции вырастет годовая инфляция, но не ожидал, что настолько.

В мае 2017 года, по оценкам Минэкономразвития, рост ВВП составил 3,1% год к году, а индекс ВВП, очищенный от сезонности, повысился до 0,4% месяц к месяцу. Ускорению роста ВВП способствовал значительно опережающий динамику ВВП рост грузооборота транспорта, который составил в мае в годовом выражении 9,5%, оборота оптовой торговли — на 7,7% и объема промышленного производства — на 5,6%. Совокупный вклад этих факторов в прирост ВВП составил более 2,5 процентного пункта (п. п.). Впервые с начала года положительную динамику показали строительство (рост в годовом выражении на 3,8%) и оборот розничной торговли (рост на 0,7% год к году). Вклад в ВВП неторгуемых отраслей — торговли и строительства — по оценке Минэкономразвития, составил более 0,5 п. п.

В то же время МЭР отметил повышение уровня безработицы в мае: с учетом коррекции на сезонность норма безработицы увеличилась до 5,4 с 5,2% в апреле. По мнению министерства, причиной тому стала холодная погода. В мае средняя температура по России была на 2,2 градуса ниже, чем в прошлом году. Низкие температуры и дожди привели к снижению сезонной занятости в сельском хозяйстве, а также в гостиничном и ресторанном бизнесе. С другой стороны, холодная погода стала одной из причин улучшения показателей в промышленности. В мае выросли добыча газа и угля, а также производство электроэнергии.

А вот предварительные итоги замеров опросных конъюнктурных индикаторов в июне неблагоприятны. Индекс PMI обрабатывающих отраслей провалился до 50,3 пункта — это минимальное значение за последние одиннадцать месяцев.

По итогам 2016 года Россия вышла на максимальный в постсоветский период уровень добычи и экспорта нефти. Поднявшиеся в первые месяцы этого года цены позволили ей нарастить в январе–апреле стоимостной объем экспорта топлива (его доля в общем российском экспорте составила 63,7%) почти до 70 млрд долларов, или до 144% от уровня января–апреля 2016 года. В первые четыре месяца 2017-го значительно увеличился экспорт как сырья, так и товаров низкой степени переработки, что в основном определялось изменением экспортных цен, а не физического объема поставок. При этом экспорт товаров высокой степени переработки, если иметь в виду страны дальнего зарубежья, показал незначительный рост.

Констатируя также высокий рост импорта, эксперты РАНХиГС указывают на сохранение сильной корреляции между стоимостными объемами импорта и ростом реального курса рубля. Что касается экспорта, то поставки энергоресурсов, металлов и подобной продукции коррелируют именно с мировыми ценами, а с номинальным обменным курсом физические объемы экспорта связаны слабо.

 64-01.jpg
 64-02.jpg
 64-03.jpg
 64-04.jpg