Шоу в стиле «буря и натиск»

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
10 июля 2017, 00:00

Феликс Михайлов поставил на сцене «Ленинград-центра» шоу, которому нет аналогов по сочетанию различных видов искусства и по степени эмоционального воздействия на зрителя

«ЛЕНИНГРАД-ЦЕНТР»

Это шоу должно было когда-нибудь случиться. Театральная индустрия, ищущая новые способы привлечения внимания зрителя, сумела найти формулу, которая позволяет соединить акробатическое шоу в стиле Cirque du Soleil и мюзиклы, какими мы их видели в исполнении компании «Стейдж Энтертейнмент». Эти сценические форматы достигли пугающей степени совершенства и стали слишком предсказуемы, они перестали удивлять. Зритель давно требует впечатлений новой силы, и шоу «Прекрасная М» в постановке Феликса Михайлова на сцене «Ленинград Центра» — это попытка ему их предоставить. На сцене почти все время происходит сразу несколько событий, в первую очередь это танец: главную партию в «Прекрасной М» исполняет Вера Арбузова — балерина классической школы. Второе — акробатический номер, его могут проделывать где угодно, в том числе в пространстве зрительного зала, почти над головами зрителей — хотя, если быть до конца точным, над роялем, который вдвинут в зрительный зал. Номер исполняют без страховки.

Третий план шоу — это вокальные номера: артисты поют вживую то в пространстве зрительного зала, то над сценой. При этом Феликс Михайлов управляет фокусом зрительского внимания: танец, акробатика, вокал, — изменяя расположение в пространстве центра действия, когда происходит что-то особенное, например «икарийские игры», когда один акробат подбрасывает другого ногами, а тот в полете совершает сальто, каждый раз иное. Или на сцену выходит жонглер и заставляет шары кружиться не над собой, а вокруг себя. Или эквилибрист, который разбирает сверху вниз пирамиду из стульев, причем стоит где-то посредине в наклонном положении, периодически совершая стойку на руках и на голове. Он действует так быстро, что об опасности этого номера можно судить лишь по страховочной лонже, все-таки прикрепленной к поясу артиста.

Проблема жанра мюзикла заключается в том, что музыку для него пишет один автор, в лучшем случае два и, если у них получается один-другой хороший мюзикл, то в третьем даже самым талантливым не удается выдать музыкальное шоу, начиненное хитами. Создатели «Прекрасной М» обращаются к жанру музыкального ревю, с тем отличием, что он не предполагает сюжетной связки — между музыкальными номерами ее и в самом деле нет, — а в танце она присутствует, и поэтому «Прекрасная М» — это все-таки больше, чем просто ревю. В саундтреке звучат хиты, которые тематически соответствуют происходящему на сцене. Героиня ищет себя, путешествует, оказывается в разных странах, и музыка создает соответствующую атмосферу, в том числе помогает зрителю понять, что происходит на сцене. Чтобы это представить, достаточно сказать, что в шоу звучат незаслуженно забытый речитатив Микаэла Таривердиева «Не отнимайте у женщины сигарету» и «Прощай» — финальная песня из мюзикла Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». И та и другая оказываются уместными.

Но главное — это все-таки танец. Вера Арбузова великолепно солирует, и мы видим в ее исполнении современный балет, она держит на себе всю последовательность эпизодов, но помимо этого в шоу есть необычные номера, завораживающие своей психоделической красотой. Например, тот, который можно назвать танцем зайцев: его исполняют в заячьих масках. Или танец в деревянной обуви — танцоры еще и отбивают ею ритм; это не только необычно и красиво — ритм тоже оказывает какое-то завораживающее действие.

Среди артистов не так много узнаваемых лиц, но каждый — профессионал высокого уровня. А еще важнее то, как они взаимодействует друг с другом. На сцену в течение полутора часов выходят несколько десятков человек, но понимаешь, что их много, только когда они появляются на сцене все вместе в конце каждого акта. Не замечаешь, что вместо одних артистов — иные, настолько они попадают друг к другу в ритм.