Онлайн-агрегаторы заказа такси — российский «Яндекс. Такси» и международный Uber — подписали соглашение об объединении деятельности в России и на рынках нескольких стран СНГ. Общий бизнес оценивается в 3,7 млрд долларов. Контрольный пакет получит «Яндекс» (59,3%), 36,6% будет у Uber, оставшиеся 4,1% будут принадлежать сотрудникам.
Сделка выгодна прежде всего Uber, что и сказалось на распределении долей в объединенной компании. Сервис, вышедший на рынок значительно позже «Яндекса», так и не сумел догнать соперника по охвату российских городов, не войдя, в отличие от него, даже во все города-миллионники. Кроме того, в активе «Яндекса» — разработанный им эффективный картографический и навигационный сервис, что делает сотрудничество с ним привлекательным для перевозчиков. Правда, считается, что сервис собственно поиска и заказа такси более совершенен у Uber.
Объединенная компания сможет составить сильную конкуренцию не только еще не получившему устойчивых позиций на российском рынке аналогичному сервису — Gett. На самом деле речь идет об укреплении позиций в борьбе с крупными отечественными компаниями, предоставляющими услугу вызова такси, такими как давно обосновавшиеся на рынке региональные, а теперь всероссийские «Максим», «Везет», перевозчик Fasten (возник в результате слияния RuTaxi, «Такси Сатурн» и RedTaxi), у которых до сих пор больше вызовов и поездок, чем у объединившихся агрегаторов. На этом фоне преимуществом объединения становится не только увеличение охвата и числа доступных машин, но и полученные в результате факторы повышения эффективности перевозок: сокращение времени ожидания и холостого пробега. Кроме того, объединенная компания может стать более привлекательной для зарубежных инвесторов, считающих, что бизнесы, связанные с интернетом, в наше время наиболее перспективны. А для «Яндекса» открывается выход на зарубежные рынки. Уже сейчас в соглашении предусматривается взаимный роуминг: наш соотечественник, прилетев во Францию, сможет вызвать такси через привычное приложение, а парижанин в Шереметьево — использовать Uber.
После объединения для пользователей сервисов по-прежнему будут доступны оба приложения. Однако стоимость поездок может повыситься — слившимся компаниям уже не надо будет демпинговать ради перетягивания друг у друга клиентов. Повышения цен опасается и ФАС, выступившая против слияния агрегаторов, ведь в некоторых городах они займут более половины рынка, хотя на российском их доля пока не превышает, по оценкам экспертов, 6–7%.
Рынок же с энтузиазмом принял известие о слиянии: акции «Яндекса» взлетели более чем на 17% и вышли на исторический максимум — 1915 рублей за бумагу, свидетельствуют данные Московской биржи.