Российский авторынок растет четвертый месяц подряд

17 июля 2017, 00:00

Каждая двенадцатая легковушка — с правым рулем Нерезиденты потянулись на выход с рынка ОФЗ

Четвертый месяц подряд российский авторынок демонстрирует положительные темпы роста в годовом выражении. По итогам июня в стране продано 141,1 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 15% выше показателей июня 2016 года, сообщает Ассоциация европейского бизнеса. Доля кредитных продаж достигла 45%.

В целом по итогам полугодия прирост рынка новых машин составил 6,9%. Большинство экспертов ожидают сохранения положительных темпов роста и во втором полугодии, с выходом на годовой прирост 4–7%. Даже такой скромный результат является знаковым после четырех последовательных лет сжатия российского авторынка, за которые он сократился примерно вдвое.

Три с половиной миллиона машин, или 8,3% российского парка легковых автомобилей было представлено на начало 2017 года праворульными моделями, подсчитало агентство «Автостат». Как легко догадаться, доля праворульных легковых машин в автопарке убывает по мере движения с востока на запад России: свыше 80% парка «праворулек» сосредоточено за Уралом, а в Дальневосточном федеральном округе почти три четверти (73%) парка легковых автомобилей представлено такими моделями.

Особенно в этом отношении выделяется столица Приморья Владивосток, где зарегистрировано 267,6 тыс. праворульных машин, или 83,2% городского автопарка. Десять лет активной борьбы российского государства с «нетрадиционной ориентацией руля» не смогли ничего сделать с пристрастиями приморцев. Именно доступные подержанные «японки» вывели Владивосток в лидеры по уровню автомобилизации в стране — 529 машины на тысячу жителей. Это в 1,85 раза выше среднероссийского уровня (285 автомобиля на тысячу населения).

Кстати говоря, Москва, где сосредоточено 9% национального легкового автопарка, довольствуется уровнем автомобилизации ненамного выше среднего (307 машин на тысячу человек), находясь по этому показателю примерно вровень с Воронежем и Екатеринбургом.

Довольно любопытно, что, несмотря на драконовские пошлины на ввоз подержанных иномарок и всяческие административные притеснения на эксплуатацию «праворулек», их доля в российском автопарке не только не уменьшается, но даже постепенно растет. По данным «Автостата», на 1 января 2012 года в России было зарегистрировано 2,48 млн иномарок с правым расположением руля. Тогда на них приходилось 6,8% парка. Таким образом, за последние пять лет поголовье «праворулек» в стране увеличилось более чем на миллион особей, а их доля в автопарке выросла на полтора процентных пункта.

Лишь в 2014 году Россия уступила лидерство по ввозу японских легковых подержанных машин Мьянме, импортировав, по данным японской таможенной статистики, 114,5 тыс. автомобилей против 132,2 тыс. у Мьянмы. В десятку ведущих импортеров этой техники вошли только четыре страны, имеющие «неподходящий» под правый руль порядок дорожного движения — помимо России это Грузия, Киргизия и Монголия.

В июне, по-видимому, впервые в этом году отмечалось чистое закрытие позиций нерезидентов в ОФЗ, как это вытекает из помесячных оценок основных агрегатов платежного баланса. Вполне логичный инвестиционный разворот на фоне снижения ключевой ставки ЦБ с 19 июня и обозначившегося примерно тогда же четкого тренда на ослабление рубля из-за удешевления нефти, потерявшей за предыдущий месяц в цене около десяти долларов за баррель (примерно 20%).

Тем не менее сочетание этих неблагоприятных для курса рубля факторов снизило его довольно умеренно. Факторами, поддержавшими российскую валюту, стали: а) сжавшийся чистый отток частного капитала (даже после исключения сезонного влияния начисленных, но не выплаченных дивидендов, учитываемых как реинвестирование и временно превративших отток капитала в приток, порядка 8 млрд долларов в июне); б) существенно смягчившийся операционный прирост валютных резервов ЦБ, в частности, из-за снижения закупок валюты в соответствии с «переходным» бюджетным правилом.

По традиции, из-за упомянутого выше бухгалтерского эффекта «начисленных, но еще не выплаченных дивидендов» сальдо текущего счета в июне почти всегда уходит в минус, на сей раз довольно заметный — порядка 4 млрд долларов. Это примерно соответствует аналогичным данным за «докризисные» 2012–2014 годы и может служить еще одним признаком выздоровления экономики страны, невзирая на в который раз подешевевшую нефть. Однако и с сезонной поправкой итог текущих операций в мае–июне практически нулевой.

Причины — усилившееся негативное сальдо баланса услуг (из-за активизировавшихся загранпоездок) и инвестиционных доходов. Торговый баланс традиционно остается положительным, однако в мае–июне он сжался из-за сохраняющейся инерции импорта (его объем вернулся к уровню конца 2014 года) на фоне упавшей экспортной выручки. В дальнейшем ослабевший рубль даст очередной толчок инфляции, спрос на импорт понизится, и текущий счет вернется в положительную область.

 64-01.jpg
 64-02.jpg
 64-03.jpg