Твердый факт, размытый прогноз

4 сентября 2017, 00:00

К середине текущего года российский ВВП «отбил» ровно половину четырехпроцентного спада, накопленного за шесть кварталов вялого кризиса 2014–2015 годов, свидетельствуют расчеты главного экономиста ВЭБа Андрея Клепача. По его оценкам, полученным на основе данных Росстата с элиминированием влияния календарного и сезонного факторов, в конце второго квартала ВВП РФ недотягивал до предкризисного максимума второго квартала 2014 года около 2%.

В первом полугодии 2017 года темпы восстановительного роста ВВП вышли на динамику предыдущего посткризисного эпизода  03-01.jpg
В первом полугодии 2017 года темпы восстановительного роста ВВП вышли на динамику предыдущего посткризисного эпизода

Прирост ВВП РФ в апреле–июне в годовом сопоставлении оказался максимальным за последние 19 кварталов. Первая оценка Росстата динамики ВВП во втором квартале (2,5% к апрелю–июню 2016-го) превысила составленный агентством Bloomberg консенсус-прогноз (1,7%), а также показатели двух предыдущих кварталов.

Предварительные оценки Росстата не содержат данных о структуре ВВП в первой половине года (они будут обнародованы в части структуры выпуска в середине сентября, а в части использования и доходов — в начале октября). По косвенным данным, а также учитывая структуру производства ВВП в первом квартале, можно ожидать, что среди лидеров роста окажутся добыча полезных ископаемых, транспорт и связь, обрабатывающая промышленность, торговля и финансы.

Единовременный фактор, повлиявший на рост ВВП, связан с очень холодной погодой весной и в начале лета — это автоматически увеличило потребление и производство энергетических ресурсов. Электро- и газоснабжение во втором квартале увеличило выпуск на 3,6% в годовом сравнении, особенно значительный прирост наблюдался в апреле и мае.

Как видно из графика, последний кризис оказался почти втрое менее глубоким, чем кризис 2008–2009 годов, хотя и в полтора раза более продолжительным. Восстановительный рост начался в первом квартале 2016 года и поначалу был крайне вялым, однако в течение первых двух кварталов 2017-го темпы роста были практически эквивалентны энергичной динамике роста в предыдущем посткризисном эпизоде.

Если бы динамика ВВП первой половины текущего года сохранилась и во второй, то рост ВВП в 2017 году к 2016 году составил бы 2,6%, и уже в четвертом квартале физический объем ВВП России превысил бы свой исторический максимум. Но, скорее всего, динамика все же замедлится. Собственно, уже в июле, по предварительным оценкам, рост ВВП сменился небольшим спадом. «Начиная с лета мы наблюдаем определенную коррекцию в динамике макроэкономических показателей, — говорится в комментарии Андрея Клепача, размещенном на сайте ВЭБа. — Мы оцениваем, что в июне рост ВВП прекратился, а в июле экономическая активность стала снижаться. ВВП сократился на 0,6% по отношению к июню. Прежде всего за этим стоит изменение динамики промышленности, которая в первые месяцы года демонстрировала бурный рост, но начиная с июня достаточно быстро пошла вниз. Так, по нашей оценке, промышленное производство с февраля по май выросло почти на 3%, а за июнь–июль сократилось на 2%. Наибольший спад мы увидели в машиностроительных отраслях, прежде всего за счет производств раздела “Прочие транспортные средства”. Эти производства характеризуются очень высокой волатильностью в этом году. Судя по всему, за этим стоит промышленность, обслуживающая оборонный сектор. Кроме машиностроения также тормозят производства, ориентированные на экспорт: химия, металлургия, обработка древесины. К тому же погодный фактор перестал стимулировать спрос на энергию. В результате в июне–июле наблюдалось сокращение выпуска добывающих производств и производства электроэнергии. В то же время видимые компоненты конечного внутреннего спроса пока удерживаются от спада».

Минэкономразвития повысило прогноз курса нацвалюты к концу 2017 года до 63 рублей за доллар. Апрельская версия прогноза предполагала существенное обесценение рубля — до 68 рублей за доллар. Теперь ведомство ожидает достижения этой отметки только в 2020 году. Столь радикальный пересмотр курсовых ориентиров спустя всего четыре месяца, безусловно, не прибавляет авторитета и доверия официальным макропрогнозам.

МЭР также улучшил прогноз динамики ВВП в текущем году (до 2,1% к 2016-му) и инвестиций в основной капитал (4,1%) на фоне более высокой среднегодовой цены нефти (49 долларов за баррель). Инфляция по итогам года окажется ниже цели Банка России — 3,5–3,7%, однако смягчение денежно-кредитной политики легко вернет темпы роста цен к 4%, уверен глава МЭР Максим Орешкин.