В июле 2017 года, по оценке Внешэкономбанка, ВВП с исключением сезонного и календарного факторов уменьшился на 0,6 процентного пункта (п. п.) по отношению к июню. Прирост ВВП к соответствующему периоду прошлого года замедлился до 2,0% против 2,7% в июне.
Снижение экономической активности в июле к предыдущему месяцу обусловлено отрицательной динамикой промышленного производства (–1,4%), охватившей как добычу полезных ископаемых (–0,2%), так и обрабатывающие производства (–2,4%), а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды (–0,5%). Кроме того, негативную динамику продемонстрировали транспорт (–1,5%), платные услуги (–0,8%) и чистые налоги на продукты и импорт (–0,5%).
Положительный вклад в ВВП в июле внесли строительство (2,7%), розничная торговля (0,3%) и производство продукции сельского хозяйства (0,4%).
Торможение экономического роста по отношению к соответствующему периоду прошлого года связано с замедлением практически всех макропоказателей, кроме строительства. В июле прирост ВВП уменьшился до 2,0% против 2,7% в июне 2017 года. В целом за январь–июль ВВП к соответствующему периоду прошлого года вырос на 1,6%. Согласно свежей версии прогноза МЭР, по итогам года ВВП вырастет на 2,1%, это на 0,1 п. п. выше апрельского прогноза министерства.
Первые данные опросных индикаторов состояния российской промышленности в августе фиксируют торможение выхода отрасли из затяжного кризиса 2015–2016 годов. Плохая динамика продаж, негативная корректировка прогнозов спроса заставляют предприятия по-прежнему сдерживать рост выпуска и приводят к росту избыточности запасов готовой продукции, сообщают авторы мониторинга из Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара. Инвестиционные планы предприятий продолжают терять оптимизм.
В августе динамика спроса на промышленную продукцию существенно подорвала надежды на восстановление роста выпуска в российской промышленности. После относительно благополучного развития ситуации в первые семь месяцев года восьмой месяц оказался крайне тяжелым для сбыта. И исходный баланс показателя, и очищенный от сезонности потеряли по пять пунктов. В результате последний оказался 13-месячным минимумом — такой плохой динамики продаж предприятия не наблюдали с июля 2016 года.
Аналогичная ситуация складывается и с прогнозами спроса. В августе они растеряли весь оптимизм, набиравшийся промышленностью предыдущие 15 месяцев, и после очистки от сезонности рухнули на семь пунктов.
Удовлетворенность текущими объемами спроса снизилась в августе до пятимесячного минимума — 60%. «Логично, что в такой сложной и не до конца понятной ситуации запасы готовой продукции вновь стали набирать избыточность, от которой предприятия начали было избавляться в июне-июле», — комментирует руководитель лаборатории конъюнктурных опросов ИЭП Сергей Цухло.
Условия кредитования российской промышленности не претерпели в августе никаких изменений. Средняя минимальная ставка осталась на уровне 13,3% годовых в рублях. Доступность кредитов по-прежнему оценивается как «нормальная» ровно двумя третями опрошенных предприятий и остается, таким образом, на уровне нижней границы межкризисного интервала значений этого показателя.
Способность российской промышленности обслуживать имеющиеся у нее кредиты остается на высоком уровне — не менее 85% предприятий в этом году имеют достаточно ресурсов для расчетов с банками. Планы заимствований в середине 2017 года не показали традиционного для последних лет спада и незначительно отличаются от сезонного максимума, обычно регистрируемого в четвертом квартале.
Рассчитываемый Росстатом индекс потребительской уверенности (ИПУ), отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во втором квартале повысился на один процентный пункт, до –14%. Потребительские настроения домохозяйств улучшаются уже пять кварталов подряд, однако пока все еще не достигли межкризисного максимума (–5% в первом квартале 2012 года).
Банк России продолжает расширять круг статистических показателей, выкладываемых в открытый доступ на своем сайте. На этот раз достоянием публики стал ряд вложений нерезидентов в суверенные еврооблигации РФ, а также доля нерезидентов на рынке этих ценных бумаг. Оказалось, что во втором квартале текущего года сброс еврооблигаций иностранцами прекратился, их совокупный портфель российских еврооблигаций даже слегка подрос, на 1,2 млрд долларов, до 12,5 млрд. Однако вес нерезидентских портфелей все еще очень значителен, в совокупности на них приходится 31,7% номинала этих бумаг в обращении. За последние три года портфель нерезидентов в еврооблигациях РФ резко сократился. Абсолютный рекорд количества иностранных денег на этом рынке был зафиксирован в третьем квартале 2013 года (30,8 млрд долларов), в 2012 году на нерезидентов приходилось три четверти суммарного портфеля.
Противоположную динамику демонстрируют инвестиции нерезидентов на рынке рублевых гособлигаций. С середины 2015 года валютный эквивалент инвестиций нерезидентов в ОФЗ удвоился, достигнув 32 млрд долларов (30,7% этого сегмента рынка по номиналу). Привлекательность ОФЗ долгое время подпитывалась интенсивным укреплением рубля. Когда же во втором квартале текущего года ревальвационный тренд исчерпался, наращивание вложений в ОФЗ нерезидентами практически остановилось.