Китайская Alibaba Group запускает в России еще одну свою торговую площадку — Tmall. До сих пор в стране присутствовали такие сервисы этого гиганта интернет-торговли, как AliExpress, специализирующийся на доставке товаров из-за границы от частного продавца к отдельному покупателю, и «Молл» — маркетплейс для российского малого и среднего бизнеса. Tmall ориентирован на крупный бизнес. На этой площадке представлены признанные мировые бренды дорогих и качественных товаров.
До сих пор Tmall вел операции только в Китае и за счет китайских покупателей занял 14-е место по посещаемости среди грандов мировой онлайн-торговли (для сравнения: AliExpress — лишь 48-е). Россия — первая страна, куда распространил свое присутствие Tmall. «В первую очередь потому, что Россия очень привлекательный и прибыльный рынок для Alibaba Group, — отмечает Алексей Федоров, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). — Потребители в нашей стране уже научились делать покупки в интернете, и онлайн-шопинг прочно вошел в жизнь людей. Сегодня порядка 50 процентов пользователей Сети в России являются активными онлайн-покупателями, принося гигантскую прибыль зарубежным интернет-магазинам, самые популярные из которых — площадки Alibaba Group. По данным АКИТ, в первом полугодии 2017 года на долю покупок в китайских интернет-магазинах пришлось 52 процента затрат россиян. Девяносто процентов посылок с заказами из интернет-магазинов сегодня приходят в нашу страну именно из Китая». Согласно данным Alibaba Group, к концу первого полугодия 2017 года Россия вошла в тройку стран по объему заказов на AliExpress.
Правда, в России Tmall несколько изменит свою бизнес-модель — будет работать не только как маркетплейс, но и как ритейлер, поставляя товары потребителям со своих складов в России. Как полагают эксперты, открытие Tmall нанесет серьезный удар по другим маркетплейсам. В АКИТ полагают, что «Яндекс. Маркет» может потерять до половины аудитории, если Tmall вложит серьезные деньги в свое продвижение в российском сегменте рынка. «Потенциал проекта колоссален, — подчеркивает Алексей Федоров. — В течение двух лет Alibaba Group может занять не менее 45 процентов отечественного рынка. Средний чек площадки составит порядка трех тысяч рублей, что в четыре раза выше, чем на AliExpress. Мы прогнозируем, что посещаемость маркетплейса будет в районе 60 миллионов человек в месяц, если все планы Alibaba сбудутся». При этом присутствие российских производителей на площадках Alibaba существенно не расширится, а путь зарубежных товаров к российским потребителям сократится в разы.