Райская птица с берегов туманного Альбиона

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
2 октября 2017, 00:00

Меццо-сопрано Кэтрин Дженкинс впервые споет в Москве

Самая востребованная классическая певица Великобритании выйдет на сцену Московского международного дома музыки 22 октября, чтобы выступить в сопровождении симфонического оркестра под управлением Пола Бейтмана. В двадцать три года она заключила контракт с Universal Classics & Jazz на запись шести альбомов с гонораром на рекордную тогда сумму — миллион фунтов. Шесть из семи ее альбомов, выпущенных в период с 2004 по 2008 год, заняли первые места в британских чартах классической музыки. Два года подряд, в 2005-м и 2006-м, ее альбомы получали Classic Brit Awards, и это небывалый случай в истории британской музыки. В 2008 году артистка заключила контракт на 10 млн долларов с компанией Warner Music. Сейчас в творческом багаже Кэтрин Дженкинс двенадцать альбомов. Ее двенадцатая пластинка Celebration, как и одиннадцать предыдущих, попала на первую строчку чарта UK Classical.

Совокупные продажи альбомов Дженкинс превысили восемь миллионов копий. В 2014 году она была награждена орденом Британской империи за вклад в музыку. Накануне концерта «Эксперт» поговорил с Кэтрин Дженкинс, о том, что такое карьера классической певицы. — В этом году вы дебютировали на сцене Coliseum Theatre в роли Джули в мюзикле «Карусель». Потребовалось ли вам для этого осваивать какие-то новые технические приемы?

— Да, мне и в самом деле пришлось освоить много новых навыков. До этого я никогда не пела в мюзиклах. Это моя первая работа в музыкальном театре и первое исполнение вокальной партии с американским акцентом. Пришлось очень много работать, но, на мой взгляд, это был уникальный опыт, от которого я получила огромное удовольствие и хотела бы пережить нечто подобное еще раз.

В какой момент вы осознали, что вокальные данные могут позволить вам сделать карьеру певицы?

— Я пою с четырех лет, и мне всегда очень нравилось петь. В семь я начала петь в церковном хоре. В десять победила в конкурсе «Лучший хорист года» и в тот момент поняла: пение для меня очень важный вид деятельности. Но я никогда не думала, что у меня будет такая блестящая карьера.

Была ли у вас уверенность, что можете посвятить пению свою жизнь и это принесет вам успех?

— Я всегда считала, что пение будет моим хобби, и не думала об удачной карьере певицы. Я родилась в простой семье, в ней никто не связан с шоу-бизнесом. Не предполагала, что буду заключать миллионные сделки со звукозаписывающими компаниями. Это стало для меня приятной неожиданностью. И могу быть только благодарна судьбе за то, что мечты маленькой девочки воплотились именно таким образом.

Почему вы выбрали технику бельканто?

— Это связано с тем, что я пела в церковном хоре и эта манера пения выработалась у меня естественным образом. Когда мать предложила мне брать уроки пения, преподаватель сказал, что у меня уже есть необходимая техника, которую мне нужно только совершенствовать.

Какими навыками сейчас должен обладать певец помимо вокальной техники, чтобы быть успешным на сцене?

— Певец должен всегда очень много и тяжело работать над собой. Меня на это в свое время вдохновляла мать. Это должен понимать каждый, кто собирается встать на такой путь. И он должен быть влюблен в то, чем занимается. Вот два момента, очень важные для певца. Что касается меня, то я испытываю настоящую страсть к пению.

Как долго вы искали свой стиль пения и манеру поведения на сцене?

— Я всегда любила гламур, славу и моду. Стремлюсь выглядеть современно. Я предпочитаю выступать с оркестром. Разговариваю с публикой между музыкальными номерами и рассказываю ей короткие истории. Это может быть что-то смешное или какие-нибудь истории из моей жизни.

Успех к вам пришел очень рано, и плюсы этого очевидны, но насколько это сложно — удерживать внимание публики на протяжении стольких лет?

— Для того чтобы оставаться интересной публике, я все время бросаю себе вызовы. Стараюсь не ограничивать себя пением. Например, мне приходилось принимать участие в американском танцевальном шоу Dancing with the Stars (Кэтрин Дженкинс в паре с танцовщиком Марком Балласом заняла в нем второе место. — «Эксперт»). Это был серьезный вызов для меня как для артиста. Мне кажется, что настоящий профессионал должен пробовать себя и в других областях.

Приходится ли артисту жертвовать чем-то в условиях, когда ему необходимо постоянно работать? Какова цена публичности?

— У меня двухлетняя дочь, и я не так много времени провожу с ней, поскольку очень часто занята на гастролях или в каких-то шоу. Стараюсь уделять ей как можно больше внимания, но, если говорить о цене моего успеха, она именно такова. То, что я работаю в классическом жанре, менее выигрышная позиция по отношению к поп-исполнителям, чьи имена гораздо чаще на слуху. И если становишься популярным исполнителем, надо привыкнуть к тому, что в жизни будут случаться вещи, которые покажутся странными обычным людям.

Как вы выбираете песни и арии для своего репертуара?

— Мне необходимо почувствовать с песней эмоциональный контакт — чтобы она затронула какие-то личные чувства. Я должна испытывать радость, когда пою ее. Есть номера, которые пою очень часто, и мне каждый раз надо вдохновиться, чтобы их спеть. Я пою песни, как будто рассказываю истории публике, и если этой связи нет, то у меня ничего не получится.

Есть ли в вашем репертуаре песни русских композиторов?

— Пока нет. Но обычно, когда приезжаю в страну, мне очень нравится слушать, как говорят на ее языке. С удовольствием слушаю фольклорные песни и любые другие, которые пробуждают во мне эмоции. Надеюсь, такая возможность будет у меня и в России, и, может быть, кто-то порекомендует мне вещь, которая могла бы войти в мой репертуар.

Мы рекомендуем вам обратить внимание в первую очередь на творчество Чайковского, который очень популярен во всем мире. И следующий вопрос: по каким критериям вы оцениваете успешность того или иного выступления или альбома? Это только количество проданных билетов и прослушиваний на iTunes или что-то еще?

— Я большой перфекционист и очень строго к себе отношусь. Но не оцениваю успешность своего выступления по количеству проданных билетов, а альбом — по числу прослушиваний. Я обращаю на это внимание, отмечаю для себя, но основной критерий — мое внутренне ощущение того, как прошло шоу. На самом деле профессиональный артист всегда знает, как он выступил, он всегда чувствует реакцию своих фанатов, которая, как правило, равна уровню его эмоциональной отдачи во время выступления.

Есть ли какие-то еще области, в которых вы хотели бы себя попробовать?

— Хочу продолжить работать в мюзиклах. Я только начала двигаться в этом направлении, и мне очень понравилось. Еще одна сфера, в которой я собираюсь себя попробовать, — озвучивание анимационных фильмов. Мне предложили такой проект, и я взволнована тем, что мне предстоит.

Насколько для современного артиста важны социальные сети?

— Я думаю, что социальные сети — важный ресурс для поддерживания связей с фанатами. Когда артист совершает гастрольные туры, благодаря сетям его поклонники словно следуют за ним. Но я очень закрытый человек, особенно в том, что касается личной жизни. Здесь я соблюдаю строгую дистанцию. Готова рассказывать о музыке, о выступлениях, о карьере, но моя личная жизнь остается в тайне.

Вы начинали в тот момент, когда звезды были звездами, сейчас же дистанция между артистом и его аудиторией резко сократилась. Как вы себя ощущаете в этой ситуации?

— Я начала карьеру пятнадцать лет назад, когда социальных сетей еще не существовало и дистанция между артистами и их поклонниками действительно не была такой короткой. Но прогресс идет вперед. Это естественно. Однако я очень давно решила, что могу показывать в социальных сетях, а что — нет. Часто испытываю давление: от меня хотят, чтобы я больше рассказывала о дочери, о своей семье. Но я буду продолжать ему сопротивляться.

Насколько важно для артиста участвовать в каких-либо общественных акциях?

— Считаю, что если ты публичная фигура, то должен активно участвовать в общественной жизни. Должен отдавать людям энергию, которую от них получаешь. Я участвую в трех благотворительных фондах, один из них помогает военным, второй — детям, больным раком, а третий защищает редких животных.

Как вы себе представляете Россию? Насколько критика британских СМИ в адрес России влияет на вас? Каковы ваши ожидания от этой поездки?

— Я уже была в России, в Санкт-Петербурге. Я выступала на фестивале «Звезды белых ночей» под руководством Валерия Гергиева, и я была потрясена тем, что увидела. Это одно из моих самых красивых воспоминаний. В этот раз, так как это мой первый приезд в Москву, я хочу уделить какое-то время тому, чтобы посмотреть этот город. Я пока не знаю, чего ждать, но думаю, что все будет хорошо. Что касается политики, я счастлива, что я музыкант и мне не обязательно вникать в политическую ситуацию, я могу себе позволить быть вне ее. Я разговариваю с аудиторией на международном языке музыки, и только она главная причина моей поездки в Москву.