Alstom и Siemens дружат против китайцев

2 октября 2017, 00:00

Французская Alstom и немецкая Siemens приняли решение объединить активы в железнодорожном машиностроении. По прогнозам сторон, выручка нового железнодорожного гиганта составит 15,3 млрд евро, ежегодная синергия от объединения оценивается в 470 млн евро.

Объединенная компания станет вторым в мире по выручке производителем железнодорожной техники 04-06.jpg
Объединенная компания станет вторым в мире по выручке производителем железнодорожной техники

Сделка уже одобрена антимонопольными регуляторами Германии и Франции. Штаб-квартира объединенного предприятия Siemens Alstom будет размещена в Париже, там же расположится управление собственно железнодорожными проектами. В Берлине будет находиться отдел мобильных решений. Бумаги предприятия будут торговаться на Парижской бирже.

Решено, что 50% капитала Alstom будет владеть Siemens, в обмен немецкая компания передаст в совместное предприятие свои мощности по производству железнодорожного подвижного состава и железнодорожного сигнализационного оборудования. Французское государство должно продать свой нынешний пакет акций Alstom, составляющий 20%, не позже 17 октября. Сделка будет завершена до конца 2018 года. Фактически можно говорить о поглощении Alstom со стороны Siemens.

Как полагают в отрасли, цель объединения — попытка двух лидеров европейского железнодорожного машиностроения создать заслон экспансии китайских конкурентов в лице CRRC.

Корпорация CRRC появилась в 2015 году в результате объединения двух китайских гигантов железнодорожного машиностроения — CNR Group и CSR Group (буквально: Китайской Северной и Китайской Южной корпораций локомотивов и подвижного состава), созданных, в свою очередь, в 2002 году в результате разделения Китайской национальной корпорации локомотивов и подвижного состава. Получившаяся компания оказалась крупнейшим в мире производителем железнодорожной техники с выручкой 37,8 млрд долларов. При этом если ранее CRRC ориентировалась преимущественно на внутренний китайский рынок (доля экспорта в портфеле заказов не превышала 10%), то в последнее время компания взяла курс на внешнюю экспансию. Уже до 2020 года планируется открыть 11 региональных представительств, в том числе в России, а также втрое увеличить портфель иностранных заказов. И пока дела у китайцев идут неплохо: только за прошлый год их «экспортный» пакет вырос на 40%, в том числе за счет контрактов в Европе.

Alstom же в последние годы испытывает серьезные трудности. Так, в 2015 году американской General Electric уже было продано энергетическое подразделение французского машиностроительного гиганта. Сумма сделки составила 17 млрд долларов. Теперь и железнодорожное подразделение фактически перейдет под контроль немецкой Siemens. Что интересно, в 2014 году Siemens рассматривалась и в качестве возможного покупателя энергетического подразделения Alstom, но тогда французские акционеры предпочли американцев.

Отметим, что обе компании имеют интересы в России. Siemens совместно с «Синарой» владеет 50% в «Уральских локомотивах», Alstom контролирует 33% в Трансмашхолдинге, которые в совокупности контролируют 100% российского рынка локомотивов. В связи с этим в России сделка потребует согласования с ФАС, и аналитики не исключают, что с какими-то российскими активами объединенной компании придется расстаться.