Банкам не хватило долларов

2 октября 2017, 00:00

Рубль на минувшей неделе опустился к доллару более чем на 1%, а рублевая стоимость барреля нефти — важный для нашего бюджета показатель — наконец-то превысила 3300 рублей. Падение же отечественной валюты в значительной степени стало следствием дефицита долларов у российских банков, также случившегося на прошлой неделе.

Рублевая стоимость барреля вернулась к уровню 3300 руб./баррель - благодаря не только росту нефти, но и ослаблению рубля 04-05.jpg
Рублевая стоимость барреля вернулась к уровню 3300 руб./баррель - благодаря не только росту нефти, но и ослаблению рубля

Первым внимание на проблемы с долларовой ликвидностью обратил внимание аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. По его словам, тот факт, что банки заняли у ЦБ по сделкам валютного свопа максимальный за всю историю существования этого инструмента объем средств, 1,5 млрд долларов (по данным на 26 сентября), означает: запас валюты у банков равен нулю. При этом накануне, в понедельник 25 сентября, российские кредитные организации заняли у ЦБ через валютный своп еще 1 млрд долларов.

Интересно, что двумя неделями ранее ЦБ решил прекратить проведение аукционов репо в иностранной валюте на сроки 7 и 28 дней, максимальный объем предоставления средств по которым составляет 100 млн долларов. Регулятор объяснил это сложившейся конъюнктурой валютного рынка, а также свой политикой «постепенного снижения задолженности кредитных организаций по операциям валютного рефинансирования исходя из их временного характера». На тот момент задолженность российских банков по операциям валютного рефинансирования снизилась до 1 млрд долларов.

Однако хотя в целом, по заявлению банковских аналитиков и самого ЦБ, у банковского сектора нет и не было дефицита валюты, похоже, он возник у отдельных игроков и удовлетворить свои нужды на межбанковском рынке они не сумели. Известно, что игроки межбанковского рынка часто предпочитают на всякий случай закрывать лимиты на тех, кто находится в состоянии санации или близок к этому, так как временная администрация может «откатить назад» сделки, совершенные за три месяца до ее начала.

Напомним, в середине месяца на санацию в Фонд консолидации банковского сектора отправился Бинбанк. А дата рекордного получения банками валюты от ЦБ совпала с днем, когда председатель правления Московского кредитного банка Владимир Чубарь заявил о наличии угрозы для ликвидности МКБ в связи с возможным оттоком средств на фоне панических настроений, но добавил, что руководство банка «работает над этим». Мог повлиять на ситуацию и выкуп с рынка Промсвязьбанком своих еврооблигаций — в течение сентября он серьезно нарастил свои пакеты в трех выпусках собственных субординированных бондов и в выпуске бессрочных еврооблигаций. В целом теперь банк держит этих еврооблигаций на сумму более 400 млн долларов. Кто в таких объемах избавлялся от субординированных бумаг Промсвязьбанка, неясно. Часто такие инструменты держат на балансах акционеры и структуры, близкие к банкам. При этом субординированные облигации — инструмент специфический: в отличие от обычных они в случае проблем у эмитента списываются в первую очередь. Так, ЦБ уже заявил, что субординированный долг банка «ФК Открытие» будет списан целиком.

Что же касается дефицита валюты, то ЦБ поспешил заверить, что это явление временное, но все же увеличил лимит по сделкам валютного свопа с 1 до 1,5 млрд долларов.