Автор рассказывает об одном из самых сложных периодов в немецкой музыке, оказавшемся для нее и одним из самых значительных. Именно на первую половину XX века пришелся наиболее активный период творчества музыкальных гениев: Рихарда Штрауса, Вильгельма Фуртвенглера, Герберта фон Караяна, которые в период правления нацистов не только не уехали из Германии, но и продолжали активно работать во славу родной страны и гитлеровского режима. Более того, именно они сформировали в классической музыке супербренды, чей имидж, из-за того что они были неотъемлемой частью культуры, более десяти лет вычищаемой от еврейского влияния с помощью концлагерей и газовых камер, пострадал незначительно: Зальцбургский и Байройтский фестивали, Венский и Берлинский филармонические оркестры. Как, впрочем, и имидж Рихарда Вагнера, автора статьи «Евреи в музыке». С кем не бывает? Фуртвенглер и Караян даже умудрялись соперничать и прибегали при этом к помощи высоких покровителей — для Фуртвенглера им был Геббельс. Дирижеру приходилось испытывать некоторые неудобства в гастрольных поездках, и, скорее всего, он понимал, на что идет, как мог отстаивал свои позиции, играя в очень сложную, смертельно опасную игру, и по большому счету он ее выиграл. Его записи, сделанные как раз когда Германии вела захватническую войну с Советским Союзом, в конце концов дошли и до людей, этот самый Советский Союз населявших, и большинство были сочтены в нем едва ли не эталонными. Герберт фон Караян продолжил его дело — руководил Берлинским оркестром и был признан величайшим из ныне живущих дирижеров. Мастерство и ему послужило охранной грамотой на все времена. Если верить сведениям, приведенным Рудницким, почти никаких тягот войны они на себе не испытывали и были полностью погружены в мир музыки на всем ее протяжении. Им удалось пройти по лезвию бритвы.
Рудницкий Е. Н. Музыка и музыканты Третьего рейха. — М.: Классика XXI, 2017. — 640 с. Тираж 1000 экз.