Крупнейший машиностроительный концерн России «Тракторные заводы» (КТЗ) будет объявлен банкротом, заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Долги концерна составляют 85 млрд рублей. Это не банк, с такими долгами не помогут, говорят аналитики.
«Я считаю, что нужно обязательно банкротить предприятие, потому что никакое финансовое оздоровление не поможет. Предприятие находится в крайне тяжелом финансовом положении, там огромные долги», — цитирует слова главы «Ростеха» агентство ТАСС. Концерн объединяет внушительное число производств (в форме акционерных обществ): Алтайский моторный завод, Владимирский моторо-тракторный завод, Волгоградскую машиностроительную компанию ВгТЗ, Зауральский кузнечно-литейный завод, Красноярский завод комбайнов, Красноярский завод лесного машиностроения, Липецкий завод гусеничных тягачей, Онежский тракторный завод, «Промтрактор», «Промтрактор-Вагон», «Промтрактор-Промлит», завод «Сарэкс» (производство экскаваторов), Тракторную компанию ВгТЗ, Чебоксарский агрегатный завод, Волжский комбайновый завод, ГК Vogel & Noot (Лейпциг, Германия). На полутора десятках системообразующих предприятий трудятся более 20 тыс. человек.
План выхода КТЗ из кризиса был запущен в декабре 2016 года. ВЭБ как крупнейший кредитор «Тракторных заводов» получил в собственность военный дивизион и передал его в управление «Ростеху». Планировалось, что к рентабельности концерн вернется во втором квартале 2017 года, однако этого не произошло, несмотря на господдержку производства сельхозтехники. По данным СМИ, ВЭБ согласен с идеей банкротить «Тракторные заводы», банкротами также объявят нидерландскую «дочку» КТЗ — Machinery & Industrial Group N. V. и собственников — Альберта Бакова и Михаила Болотина.
Чемезов отметил, что «Ростех» претендует на часть активов концерна, так как входящий в КТЗ Курганмашзавод должен предприятиям госкорпорации порядка 17 млрд рублей. При этом завод — один из лидеров военно-промышленного комплекса России, единственное в стране предприятие, выпускающее боевые машины пехоты, такие как модернизированные БМП-1, БМП-2 и БМП-3.
Банкротство концерна «Тракторные заводы» — проявление как общего кризиса машиностроения в стране, так и неверных действий менеджмента компании, уверен ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Производство отечественной спецтехники за три года упало на треть, по оценкам ассоциации «Росспецмаш». Кроме того, отечественная продукция в большинстве случаев не выдерживает конкуренции с импортной, доля которой на российском рынке сейчас составляет 65–70%. За первое полугодие 2017-го входящее в КТЗ предприятие «Промтрактор» выпустило 55 единиц дорожно-строительной техники, но для возвращения доли на рынке нужно производить до тысячи единиц в год. Убыток по показателю EBITDA составляет 100 млн рублей за два квартала 2017 года. Все обстоятельства говорят о невозможности выхода на прибыльную деятельность. Аналитики прогнозируют тяжелые негативные последствия — финансовые потери кредиторов, массовое увольнение персонала и проч.
Ведущий аналитик компании «Аналитик-Сервис» Антон Быков отмечает, что если промышленные предприятия, имеющие государственные заказы, прежде всего связанные с оборонным комплексом, демонстрируют признаки жизни, то гражданская промышленность «смирилась со своей судьбой». Однако в отсутствие четкой и понятной государственной стратегии развития промышленности текущую ситуацию скорее можно назвать плановой, говорит он. Не удивительно поэтому желание «Ростеха» обанкротить «Тракторные заводы» и забрать активы, связанные с оборонкой, где есть понятный и четкий заказчик.