Цена большой банковской чистки — 2,7 трлн рублей

2 октября 2017, 00:00

Средний размер дыры в капитале лопнувшего банка — 6–7 капиталов 60% банковской прибыли заработал Сбербанк

Рейтинговое агентство Fitch подсчитало, что за период с 2013-го по сентябрь 2017 года было отозвано 346 банковских лицензий и 35 банков было санировано. В дальнейшем общее количество банков может сократиться в России до 300 из-за чистки и роста конкуренции, полагают в Fitch. Согласно анализу агентства, за период активного оздоровления банковского сектора значительно сократился отток капитала из страны, и вполне возможно, что это и является одним из основных мотивов действий Банка России. В целом, по расчетам Fitch, сделанных на основе данных Агентства по страхованию вкладов (АСВ), ЦБ и своих собственных, на чистку сектора с 2013 года по 1 сентября 2017-го было потрачено более 2,7 трлн рублей (без учета поддержки действующих банков). В том числе 1,14 трлн рублей составляют кредиты ЦБ (через АСВ) для рекапитализации санируемых банков, 0,8 трлн рублей — выплаты застрахованным вкладчикам за счет фонда АСВ, еще 0,8 трлн — выплаты застрахованным вкладчикам за счет кредитов ЦБ. В связи с дефицитом фонда АСВ, который покрывается за счет кредитов ЦБ (около 820 млрд рублей на 1 сентября 2017 года) Fitch считает вероятным повышение страховых отчислений банков в АСВ.

Средний размер дыры в проблемном банке в агентстве оценивают в шесть-семь основных капиталов, что говорит о застойных проблемах, которые не были заблаговременно отражены при проверках ЦБ. В качестве основных проблем называются агрессивный рост за счет поглощений и санаций и кредитование связанных сторон. При этом, по оценке Fitch, решения о санации часто неочевидны — потери для государства как минимум на полтриллиона рублей превышают те, что возникли бы в случае банкротства этих банков. Из трех десятков последних санаций десять закончились тем, что сами санаторы затем банкротились или были санированы («ФК Открытие», Пробизнесбанк, Татфондбанк и Бинбанк). Вместе с тем в агентстве отмечают, что новый механизм санации лучше предыдущего: санируемые банки сразу соблюдают все нормативы. Не исключена также повторная санация некоторых санируемых банков с использованием Фонда консолидации — с учетом их слабых результатов и дополнительных рисков.

В 2017 году Fitch ожидает низкого роста корпоративного кредитования (пока это один процент за семь месяцев) из-за слабого спроса. Розница разгоняется (пятипроцентный рост за семь месяцев), в основном за счет госбанков, и может достичь 8–10% за 2017 год. Депозиты, в свою очередь, будут умеренно расти, но в основном в иностранных банках (Societe Generale и Raiffeisen). Приток депозитов используется в основном для фондирования кредитов. Долг перед государством практически не изменился, хотя дорогие средства ЦБ заместились более дешевыми депозитами Минфина и региональных бюджетов.

Доля неработающих кредитов стабилизировалась, созданные резервы адекватны. Реструктурированные кредиты (их доля может быть на уровне 10–15%) слабее покрыты резервами. Fitch ожидает, что банки будут постепенно признавать эти кредиты проблемными, создавая резервы из прибыли до обесценения. Расходы на резервы составили 2% от кредитов в 2016 году — первом полугодии 2017-го (в 2014–2015 годах — 4%), что частично отражает отложенное признание проблемных кредитов.

Прибыльность банков улучшилась благодаря восстановившейся марже и снизившимся расходам на резервы. При этом Сбербанк заработал 60% прибыли сектора в первом полугодии.

Переход к более низкой инфляции, как и укрепление (рубля), обычно означает перераспределение доходов экономики от бюджета и предприятий с банками к населению. Государство проигрывает, лишаясь возможности зарабатывать от недоиндексации расходов на поддержку населения / зарплат бюджетников в течение года, пока растут цены (а с ними — косвенные налоги).

Предприятия получают аналогичный «шок издержек», теряя прибыль от недоиндексирования зарплат и от обесценения задолженности. Банки дополнительно лишаются своеобразного «инфляционного налога», получаемого от неизбежного в условиях инфляции роста остатков на беспроцентных текущих/расчетных счетах клиентов. Недавняя волна фактических банкротств в банковской сфере и сопутствующие события подкрепляют такие опасения.

Вклады населения в банках продолжают расти, хотя темпы этого роста в нынешнем году ощутимо замедлились. Весной они стали основным источником фондирования банков, догнав текущие/расчетные счета, депозиты и прочие привлеченные средства предприятий, остатки на которых остаются примерно постоянными (по номиналу, с пересчетом валюты по текущим курсам) примерно с середины 2015 года.

Начиная с июля банки снова в растущем объеме фондируются Банком России. За июль–август объем средств, привлеченных банками от ЦБ, до этого снизившийся до минимальных с конца 2011 года значений (порядка одного триллиона рублей), удвоился.

 79-06.jpg
 79-07.jpg
 79-08.jpg
 79-09.jpg