Общее собрание акционеров ПАО «НК “Роснефть”», состоявшееся 29 сентября, показало, насколько сильно компания изменилась за последние годы. Теперь уже можно оценить, как была реализована стратегия, которая позволила «Роснефти» стать крупнейшей нефтяной компанией мира. Ключевых изменений в стратегии было три:
— главным направлением развития рынков сбыта стали глобальные интегральные цепочки «Роснефти»;
— запущена программа освоения Арктики;
— несмотря на монополию «Газпрома» во внешней торговле российским газом, создана и успешно реализуется программа выхода «Роснефти» на мировой газовый рынок.
Были и вынужденные шаги, главным из которых стало противодействие экономическим санкциям, введенным против России странами ОЭСР по инициативе США.
Зачем понадобилась новая рыночная стратегия
В 2014 году благодаря развитию технологий добычи сланцевой нефти в США, битумов в Канаде и Венесуэле, а также росту добычи нефти на глубоководном шельфе предложение нефти на мировом рынке стало устойчиво превышать спрос. Доля добычи дорогой нефти достигла 10% мировой добычи. В результате цены на нефть резко упали до уровня, который контролируется себестоимостью добычи сланцевой и прочей дорогой нефти. Среди производителей обычной нефти началась война за рынки сбыта.
Ближневосточные страны — экспортеры нефти (Саудовская Аравия, Иран и Ирак) стремились увеличить свою долю рынка за счет демпинга. Эти страны устанавливали постоянную скидку по отношению к цене мирового рынка от 0,4 до 1,5 доллара за баррель. Такой путь не дал никаких долгосрочных преимуществ, и ближневосточные страны в основном прекратили демпинг.
Рыночная стратегия «Роснефти» позволяет надолго стабилизировать рынки сбыта. Смысл ее в подборе наиболее перспективных рынков сбыта и установлении связей с ними на государственном уровне. Далее следует обмен пакетами акций с государственными и частными компаниями стран — импортеров нефти.
Конечно, возникающие интегральные цепочки компаний не покупают дорогую нефть вместо дешевой. Однако при правильном подборе партнеров возникает синергетический эффект, который обеспечивает рост прибыли партнеров при движении товаров внутри интегральных цепочек по сравнению с любыми другими рыночными операциями. На это и делает ставку глава «Роснефти» Игорь Сечин, выстраивая глобальные интегральные цепочки.
В таблице приведен список стран, импортирующих более 25 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год. Из нее видно, что чемпион мира по росту импорта нефти и нефтепродуктов — Великобритания. На этом рынке «Роснефти» развиваться уже некуда, так как British Petroleum и так один из главных акционеров российской компании.
Большинство стран ОЭСР в последние десятилетия сокращали импорт нефти и нефтепродуктов. В первую очередь это США, затем Япония, Франция, Испания и Италия. Из крупнейших европейских импортеров нефти меньше всего сокращала ввоз Германия, поэтому она и выбрана главным партнером «Роснефти» в континентальной Европе. Важный европейский партнер «Роснефти» — Польша, нефтяной импорт которой растет, (правда, не так быстро, как у Великобритании).
Развивающиеся страны Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Океании быстро увеличивали импорт нефти и нефтепродуктов. Главным импортером нефти в мире является Китай, поэтому крупнейшие экспортеры нефти и борются за этот рынок. Рынок Индии тоже быстро растет, но пока остается на четвертом месте в мире по импорту нефти. Привлекает внимание и Индонезия, занимающая второе место в мире по темпам роста импорта нефти. Не удивительно, что эти три страны стали приоритетными партнерами «Роснефти» в ЮВА.
Китай
Расширение сотрудничества с Китаем — важная часть экономической политики России. Помимо обеспечения растущей экономики энергоносителями поставки нефтяных товаров из России важны для Китая и тем, что они неуязвимы для его потенциальных противников. Морские маршруты поставок могут быть прерваны США, Японией или другими возможными противниками Китая, тогда как поставки по суше из России может прервать разве что мировая ядерная война.
Доля «Роснефти» на китайском нефтяном рынке быстро растет: с 2013 по 2016 год она увеличилась с пяти до десяти процентов. Учитывая одновременный быстрый рост импорта нефтяных товаров в Китай, объемы поставок огромны. В период с 2005 по 2016 год «Роснефть» поставила в Китай более 186 млн тонн нефти на сумму, превышающую 95 млрд долларов. «Роснефть» также один из лидеров поставок нефтепродуктов в КНР: около 30 млн тонн нефтепродуктов более чем на 19 млрд долларов с 2009 по 2016 год. В 2018 году «Роснефть» увеличит поставки в Китай на 10 млн тонн в год.
В 2016 году «Роснефть» обогнала Saudi Aramco и заняла первое место среди поставщиков нефти в Китай. Главная причина доминирования «Роснефти» на китайском нефтяном рынке — продуманная стратегия партнерства с китайскими нефтяными и газовыми компаниями, которые получают доли в акционерном капитале добывающих предприятий «Роснефти» в обмен на пакеты в перерабатывающих и сбытовых компаниях на территории Китая.
Основным партнером «Роснефть» по поставкам нефти является Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) и ее торговое подразделение China Oil. С 2015 года СП «Восток Нефтехимия» (49% — у «Роснефти», 51% — у CNPC) ведет строительство нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине и связанной с ним сети АЗС. Когда Тяньцзиньский НПЗ будет введен в эксплуатацию, на него будет поставляться девять миллионов тонн российской нефти в год.
Помимо CNPC «Роснефть» сотрудничает с китайскими компаниями Sinopec, ChemChina и Beijing Gas. И это сотрудничество не ограничивается поставками нефти и нефтепродуктов. Все перечисленные китайские компании имеют доли в добывающих подразделениях «Роснефти» и взамен гарантируют ей выход на быстрорастущий рынок КНР.
Например, по долговременному контракту «Роснефть» поставляет нефть Китайской национальной химической корпорации (China National Chemical Corporation, сокращенно — ChemChina) и строит с ней крупнейший Восточный нефтехимический комплекс на Дальнем Востоке России. В обмен на поставки нефти «Роснефть» приобрела 30% акций ChemChina Petrochemical Co. Ltd — подразделения ChemChina, торгующего нефтью, нефтепродуктами и продукцией нефтехимии по всему миру.
«Роснефть» закрыла в этом году сделку с Beijing Gas о приобретении китайской компанией 20% ПАО «Верхнечонскнефтегаз» и подписала соглашение о сотрудничестве в газовом бизнесе, которое позволит в будущем обеспечить доступ к потребительскому рынку природного газа в КНР. Сделка позволит развить Верхнечонское месторождение и повысить эффективность монетизации природного газа этого проекта за счет поставок в Китай. Beijing Gas — один из крупнейших независимых игроков на газовом рынке КНР, который обеспечивает поставки природного газа потребителям Пекина и других северо-восточных регионов страны. Компания уже сейчас активно наращивает газовый портфель в дополнение к объемам, закупаемым на внутреннем рынке КНР, за счет прямого импорта сжиженного природного газа.
Хороший пример сотрудничества — совместное предприятие «Роснефти» и Sinopec «Удмуртнефть», которое в 2007-м, через год после вхождения китайских партнеров в проект, нарастило добычу и вышло на уровень 6,4 млн тонн нефти в год после двадцати лет снижения. Спустя десять лет предприятие продолжает демонстрировать убедительные производственные показатели. Сегодня эта компания — крупнейший производитель углеводородов в Удмуртской Республике.
Китайские партнеры могут принять участие в разработке наиболее перспективных «гринфилдов» в портфеле «Роснефти»: Юрубчено-Тохомского и Русского месторождений. Предварительные договоренности об этом с Sinopec были достигнуты еще в 2015 году. Нефтегазовые месторождения Юрубченского кластера могут стать ресурсной базой для газоперерабатывающего и нефтегазохимического комплекса в Восточной Сибири.
Не менее важным направлением в области нефтепереработки и нефтехимии является сотрудничество «Роснефти» с ChemChina, одной из крупнейших химических корпораций мира. В сентябре 2016 года компании подписали соглашение об установлении этапов дальнейшей реализации проекта Восточной нефтехимической компании (ВНХК). Проект ВНХК предусматривает создание в Дальневосточном федеральном округе уникального технологического кластера, который позволит производить продукцию нефтехимии, предназначенную в том числе для рынков АТР.
В конце 2016 года консорциум Катарского суверенного инвестиционного фонда (QIA) и торговая компания Glencore приобрели 19,5% акций «Роснефти». В сентябре 2017 года структура акционерного капитала «Роснефти» была окончательно сформирована: доля Glencore составила 0,5%, доля QIA — 4,7%, а 14,2% отошло частной энергетической корпорации Китая «Хуасинь». Привлечение китайской компании QIA и Glencore объяснили нежеланием увеличивать свою кредитную нагрузку.
Понятно, что связи между «Роснефтью» и китайским бизнесом будут только крепнуть, учитывая, что «Хуасинь» — крупнейший трейдер на нефтяном рынке КНР.
Индия
Индия занимает четвертое место в мире по импорту нефти и нефтепродуктов, а также по темпам роста импорта нефтяных товаров в среднем за одиннадцать лет. При этом в 2015 году, на пике кризиса мирового рынка нефти, Индия вышла на первое место в мире по росту нефтяного рынка. Конечно, для России индийский нефтяной рынок очень привлекателен, но до конца 2015 года доля российских нефтяных компаний здесь составляла менее одного процента. Важнейшим прорывом в решении стратегических задач «Роснефти» стало создание глобальных интегральных цепочек с участием крупнейших индийских нефтегазовых компаний в 2016 году.
В начале 2016 года государственная индийская компания ONGC, а также консорциум индийских компаний, состоящий из Oil India Limited, Indian Oil Corporation Limited и Bharat PetroResources Limited приобрели 49,9% акций АО «Ванкорнефть». «Роснефть» при этом сохранила контрольный пакет акций в капитале компании, большинство в совете директоров, контроль над операционной деятельностью общества, а также стопроцентный контроль над общей инфраструктурой кластера.
В начале 2016 года были также подписаны документы о продаже консорциуму трех индийских компаний (Oil India, Indian Oil и Bharat Petroresources) 29,9% ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». Ранее 20% долей в этом предприятии было продано компании British Petroleum. За «Роснефтью» остался контрольный пакет — 50,1% долей компании.
Третьей частью сделки стало приобретение «Роснефтью» 49,13% акций частной нефтеперерабатывающей и сбытовой индийской компании Essar Oil Limited. На момент подписания документов Essar Oil Limited принадлежал НПЗ в портовом городе Вадинар мощностью по сырью 20 млн тонн в год, нефтеналивной морской порт пропускной способностью 58 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год, а также сеть из 1910 АЗС в Индии. Компания планирует увеличить число АЗС до 5500, а мощность НПЗ — до 25 млн тонн в год. Вадинарский порт может принимать супертанкеры класса VLCC дедвейтом до 350 тыс. тонн, что снижает стоимость дальних поставок нефти, например из Венесуэлы или из Мурманска. По технологическому уровню порт входит в десятку лучших НПЗ в мире; завод в Вадинаре может перерабатывать тяжелую нефть, которую «Роснефть» добывает в Венесуэле. Глобальная интегральная цепочка «добыча тяжелой нефти в Венесуэле — переработка на НПЗ “Вадинар” — продажа 60% полученных нефтепродуктов через свою сеть АЗС в Индии и 40% — через свой морской порт в другие страны АТР» должна дать значительный синергетический эффект.
В третьем квартале 2017 года «Роснефть» успешно закрыла стратегическую сделку по приобретению 49,13% акций Essar Oil Limited (EOL) у компании Essar Energy Holdings Limited и аффилированных с нею компаний. Мировое экспертное сообщество высоко оценивает сделку по покупке EOL. На приобретение этого актива претендовали государственные нефтяные компании Саудовской Аравии, Ирана и трех других стран — экспортеров нефти. В конце 2016-го Saudi Aramco предприняла попытку перехвата акций EOL у «Роснефти», но эта попытка была безнадежной, так как «якорями» сделки являются встречные сделки по покупке долей добывающих предприятий в России.
Германия
Импорт нефти в Германию за одиннадцать лет упал, но в последние годы тенденция изменилась. В 2016 году потребление нефтепродуктов выросло на два процента по сравнению с 2015-м и, по данным оперативной статистики, продолжает расти.
Кстати, расчеты экспертов показывают, что переход к электромобилям приведет к росту потребления нефти на 20%. Объясняется этот парадокс просто: в Европе значительная часть электроэнергии производится из нефти, а КПД цепочки от переработки нефти до электромобиля на 20% ниже, чем КПД цепочки «нефть—бензин—автомобиль». Возможно, начало роста потребления нефтепродуктов в Германии связано с ростом числа электромобилей.
Выбор Германии в качестве основного целевого рынка произошел в 2011 году, когда «Роснефть» приобрела доли в СП ROG. В 2016 году «Роснефть» и BP Plc завершили сделку по реформированию совместного предприятия, и с 1 января 2017 года «Роснефть» стала прямым акционером трех нефтеперерабатывающих заводов в Германии, получив контроль более чем над 12% нефтеперерабатывающих мощностей в Германии.
В 2016 году «Роснефть» поставила в Германию 22,5 млн тонн нефти, что составило 20% германского импорта нефти и нефтепродуктов и почти 20% общего потребления нефти страны. В 2016 году «Роснефть» из своего сырья произвела на территории Германии 13,7 млн тонн нефтепродуктов, причем 80% из них — востребованные светлые нефтепродукты: бензин, авиакеросин и дизтопливо.
По мощности первичной переработки «Роснефть» теперь занимает третье место среди нефтеперерабатывающих компаний Германии. На предприятиях, контролируемых «Роснефтью» в Германии, работает более пяти тысяч человек.
Все три германских НПЗ «Роснефти» связаны с нефтяными месторождениями компании нефтепроводом «Дружба». Благодаря этому экономические показатели заводов выше, чем у компаний, не имеющих своей нефти или добывающих ее при более высокой себестоимости. В течение пяти лет «Роснефть» направит совокупно 600 млн евро на модернизацию своих немецких НПЗ, из них 300 млн евро уже выделены. Следует ожидать роста доли «Роснефти» на нефтяном рынке Германии.
Каждый завод имеет свои особенности. Например, НПЗ MiRO — крупнейший НПЗ Германии, его мощность по сырью — 14,9 млн тонн в год. НПЗ Schwedt — главный поставщик топлива для Берлина. Большинство самолетов, вылетающих из немецкой столицы, заправлены топливом с этого завода. Schwedt — один из первых заводов Германии, где началось производство более экологичного топлива с биокомпонентами.
«Роснефть» планирует активно развивать в Германии розничный сегмент, создавать систему заправки самолетов авиакеросином, производить электроэнергию для обеспечения своих НПЗ и других потребителей, экспортировать немецкие нефтепродукты на рынки соседних стран.
Кроме того, «Роснефть» намерена выйти на немецкий дорожно-строительный рынок со специальной линейкой полимерно-битумных вяжущих материалов (ПБВ) «Альфабит». Совместно с научными организациями Германии «Роснефть» планирует адаптировать рецептуры ПБВ «Альфабит» к требованиям немецкого рынка.
Компания также намерена организовать поставки судового топлива в морские порты Германии.
Есть и другие возможности сотрудничества «Роснефти» и промышленности Германии на энергетическом рынке. Например, в последние годы «Роснефть» активно выходит на мировой рынок газа. Пока действует монополия «Газпрома» на экспорт газа из России, «Роснефть» не может экспортировать российский газ. Однако никто не мешает добывать газ в Латинской Америке, Египте и других странах. В ближайшие годы ожидается прекращение работы газотранспортной системы Украины. В этом случае поставки СПГ «Роснефтью» могут оказаться важными для Германии.
Признаком того, что «Роснефть» рассматривает Германию как важнейшего партнера на мировом энергетическом рынке и планирует развивать это партнерство, стало назначение Герхарда Шредера председателем совета директоров «Роснефти». С моей точки зрения, назначение Шредера одним из руководителей «Роснефти» произошло как в интересах России, так и в интересах Германии. Для Германии важно, что ее представитель участвует в управлении компанией, занимающей третье место по обеспечению населения и промышленности страны нефтепродуктами.
Герхард Шредер в Германии входит в число немногочисленных политических тяжеловесов. На его счету работа федеральным канцлером Германии, он является архитектором энергодиалога России и ФРГ и одним из создателей проектов «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2». В статье «Россия и Германия: лейтмотив сотрудничества», опубликованной в 2004 году в журнале «Россия в глобальной политике», Шредер писал: «Россия — главный поставщик энергоносителей в Германию. Около трети нашего импорта нефти и газа мы получаем из России. Уже одного этого достаточно, чтобы уделять особое внимание будущему сотрудничеству в энергетической области. Мы хотим оказывать поддержку нашим предприятиям, поставить сотрудничество, до сих пор опиравшееся в основном на поставки энергетических ресурсов, на более широкий фундамент. В этом могло бы помочь, например, участие германских фирм в добыче природного газа и строительстве газопровода через Балтийское море. Будучи лидером в области технологий по экономии и эффективному использованию энергии, Германия может внести вклад в некоторые отрасли производства, важные для России».
В недавнем интервью швейцарской газете Blick Шредер заявил: «Решение по предложению, которое поступило от “Роснефти”, является моим личным частным делом. Но я также считаю, что интеграция России и российской энергетической промышленности в мировую экономику имеет большое значение для всех, особенно для Германии, ведь у “Роснефти” значительные интересы в Германии, особенно на Востоке».
Индонезия
Из-за истощения своих месторождений и роста потребления нефтепродуктов Индонезия перешла из экспортеров нефти в импортеры. За десять лет импорт нефти в Индонезию вырос в три раза и в 2017 году должен превысить 40 млн тонн. Это привлекло внимание «Роснефти», компания даже осуществила поставки бензина в эту страну.
Оценив преимущества быстрорастущего индонезийского рынка, «Роснефть» решила расширить сотрудничество. В ходе рабочего визита Игоря Сечина в Индонезию «Роснефть» и индонезийская компания Pertamina 4 октября 2016 года подписали ряд документов, направленных на создание очередной глобальной интегральной цепочки.
Согласно достигнутой договоренности, в восточной части острова Ява планируется построить нефтеперерабатывающий завод Tuban топливно-нефтехимического профиля мощностью первичной переработки 15 млн тонн в год. Строительством и эксплуатацией нового НПЗ займется совместное предприятие, созданное «Роснефтью» (45% акций) и Pertamina (55% акций). Завод будет ориентирован на переработку средней и тяжелой сернистой нефти, которую «Роснефть» будет поставлять из России и Венесуэлы.
В России Pertamina получила возможность приобрести доли в дочерних нефтедобывающих предприятиях «Роснефти». Первой будет выкуплена 20-процентная доля в проекте разработки месторождения Северное Чайво на шельфе острова Сахалин. Как и «Роснефть», Pertamina имеет достаточные компетенции в реализации шельфовых проектов и может быть равноправным партнером россиян.
Кроме того, компании подписали меморандум о сотрудничестве в освоении уникального Русского нефтяного месторождения. Доля Pertamina в этом проекте может достичь 37,5%. Учитывая специфику работы на Гыданском полуострове за Полярным кругом, оператором проекта будет «Роснефть», а Pertamina примет участие в финансировании этого капиталоемкого проекта.
Главная задача создания новой глобальной интегральной цепочки — стабилизация рынков сбыта товаров и услуг «Роснефти». Но не следует забывать о геополитической составляющей этого проекта. Он укрепит долгосрочные отношения между Россией и Индонезией и станет основой для реализации совместных проектов.
Иракский Курдистан
Иракский Курдистан вовлечен в многостороннюю войну на Ближнем Востоке, причем у него есть проблемы в отношениях как с правительством Ирака, так и с правительством Турции. Однако с точки зрения увеличения добычи нефти и газа регион очень перспективен, а в период политической нестабильности здесь можно закрепиться относительно дешево. «Роснефть» рискнула получить пять лицензий на разведку и разработку нефтяных и газовых месторождений в Иракском Курдистане. Добытые нефть и газ планируется поставлять в Турцию и в Европу, в том числе на НПЗ компании в Германии. Однако до этого надо решить проблему транспортировки нефти и газа к рынкам сбыта.
По результатам комплексной проверки инфраструктуры экспортного нефтепровода в Иракском Курдистане «Роснефть» в ближайшее время планирует завершить разработку необходимой финальной документации по этому трубопроводному проекту. Работа идет в рамках инвестиционного соглашения с правительством региона, которое было заключено на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2017 года.
По просьбе правительства курдского автономного района Ирака «Роснефть» намерена участвовать в развитии газопроводной инфраструктуры Иракского Курдистана. Ожидается, что отдельное соглашение по этому проекту будет подписано до конца 2017 года.
Курдистанский региональный газопровод не только обеспечит поставки природного газа на электростанции и заводы региона, но и предоставит возможность в ближайшие годы экспортировать существенный объем топлива в Турцию и на европейский рынок. Инвестиции в проект газовой инфраструктуры будут осуществлены по схеме BOOT (Build—Own—Operate—Transfer; «строительство—владение—эксплуатация—передача»). Вложенные деньги, включая согласованную прибыль, будут возвращаться за счет платежей за транспортировку газа, пока «Роснефть» будет владеть газопроводами. Первые поставки газа внутренним потребителям ожидаются в 2019 году, а экспорт начнется в 2020-м.
Анализ работы «Роснефти» показывает, что стратегия партнерства с иностранными потребителями товаров и услуг компании была выбрана правильно. Несмотря на мировой экономической кризис, «Роснефти» удалось выигрывать в борьбе за рынки сбыта и подтвердить статус крупнейшей нефтяной компании мира.