Время продавать обувь

Софья Инкижинова
корреспондент журнала «Эксперт»
9 октября 2017, 00:00

Компания «Обувь России» проведет в октябре первичное публичное размещение акций на Московской бирже

ТАСС
Генеральный директор «Обуви России» Антон Титов
Читайте Monocle.ru в

«Обувь России» уже зарегистрировала в Центробанке решение о дополнительном выпуске акций в количестве, эквивалентном 60% текущего акционерного капитала, находящегося в обращении. В октябре на Московскую биржу будет выставлено до 40% акций свободного обращения (free float). Продавцами выступят основатель и генеральный директор компании Антон Титов (71,4%), недавно купивший долю в этом бизнесе Михаил Прохоров (25%) и топ-менеджмент (3,6%). Совместными глобальными координаторами и букраннерами предложения являются BCS Global Markets, Citigroup, Renaissance Capital и Sberbank CIB.

Привлеченные в ходе IPO средства акционеры «Обуви России» намерены пустить главным образом на развитие розницы (в ближайшие три года планируется удвоить количество магазинов), каналов дистрибуции и поставок. Часть денег будет вложена в повышение узнаваемости брендов компании и улучшение качества обслуживания (включая развитие модели многоканальной торговли), а также в совершенствование цепочки создания стоимости.

 28-02.jpg

Курс на пять пар обуви

«Обувь России» намеревалась стать публичной еще четыре года назад, но из-за неблагоприятной рыночной ситуации размещение акций отложили. Тогда компания оценивала себя в 7–8 млрд рублей и планировала привлечь 1,5–2 млрд. Сегодняшняя оценка компании составляет 333 млн долларов, или 19,1 млрд рублей по текущему курсу, а за предложенный пакет акций продавцы могут выручить до 7 млрд рублей.

По значимости для потребительского рынка выход «Обуви России» на IPO аналитики сравнивают с первичным размещением на бирже «Детского мира» в феврале текущего года. «Исходя из чистого долга и EBITDA компании “Обувь России” за 12 месяцев, коэффициент EV/EBITDA составляет около 10,6 (у “Детского мира” — 9,0), тогда как среднее значение в российском ритейле — 7,6. Получается, что “Обувь России” оценивает себя с премией к рынку в 40 процентов, а к “Детскому миру” — в 18 процентов. В целом, с учетом более высокой маржи компании (25,4 процента при средней по рынку восемь процентов), премия приемлемая, однако “Обувь России”, в отличие от “Детского мира”, не показывает столь высоких темпов роста финансовых показателей. Впрочем, если средства от IPO пойдут в компанию, то EV/EBITDA снизится до 8,3, что делает оценку «Обуви России» в 333 миллиона долларов вполне справедливой», — рассказывает главный аналитик Промсвязьбанка Игорь Нуждин.

Большинство опрошенных нами участников потребительского рынка и финансового сектора положительно отзываются о компании «Обувь России». В качестве плюсов выделяют четкую и понятную стратегию развития, многоформатность бизнеса, ориентацию на инновационное производство и торговлю качественной продукцией. Из минусов упоминают о замораживании проекта по строительству обувной фабрики в Карачаево-Черкесии. При этом высказывается разное отношение к недавнему сообщению о приобретении доли в компании Михаилом Прохоровым — репутация бизнесмена может как увеличить оценку стоимости компании, так и, наоборот, снизить.

На руку «Обуви России» играет рост потребительского спроса на обувь. Как рассказывал Антон Титов в интервью «Эксперту» весной 2016 года, спрос достиг дна, составив две пары обуви на человека в год. По опыту предыдущих кризисов (1998 и 2008 годов), дальше падать невозможно: две пары обуви на человека в год — норма физического износа. По прогнозам Титова, в России из-за сурового климата спрос на обувь должен составлять не менее пяти пар в год. Примерно на таком уровне находится потребление обуви в европейских странах, а в США покупают обувь еще чаще — шесть-восемь пар на человека в год.

Производство обуви в России сейчас растет. «В 2015–2016 годах из-за резкого скачка валют мы наблюдали значительное сокращение импорта обуви — с 335 до 206 миллионов пар. Потребление обуви тоже снизилось. Тем не менее освободившаяся ниша позволила отечественным игрокам нарастить свои производственные объемы. В прошлом году производство обуви увеличилось на восемь процентов, а за первое полугодие 2017-го рост составил уже десять процентов», — рассказывает генеральный директор Российского союза кожевников и обувщиков (РСКО) Александра Андрунакиевич.

Вместе с тем, по данным РСКО, за первое полугодие текущего года вырос и импорт обуви — на 28%. Особенно много ввезено обуви из искусственных материалов: более 65% объема импорта — это обувь по средней цене 4,5 доллара, или 250 рублей, за пару; и если она выйдет на рынок к конечным потребителям по цене даже чуть большей, российские производители все равно не впишутся в эти демпинговые рамки. По мнению Александры Андрунакиевич, в этом заключаются большие риски для обувщиков, особенно для тех, кто специализируется на качественной продукции.

Производство обуви в России начало расти  28-03.jpg
Производство обуви в России начало расти
За пять лет выручка "Обуви России" выросла почти в три раза 28-04.jpg
За пять лет выручка "Обуви России" выросла почти в три раза
"Обуви России" является лидером отечественного обувного рынка 28-05.jpg
"Обуви России" является лидером отечественного обувного рынка

Не обувью единой

От других игроков рынка «Обувь России» больше всего отличает многопрофильность. Самое крупное направление бизнеса компании — розничное, оно представлено семью обувными сетями. Ведущей считается сеть Westfalika, насчитывающая более трехсот магазинов с ассортиментом свыше тысячи моделей каждый сезон и ориентированная на женскую аудиторию 30–50 лет, которая предпочитает модную обувь европейских брендов из натуральной кожи и меха. Подобная идеология в отношении качества и у сети Emilia Estra, но с акцентом на девушек, следующих ультрамодным тенденциям.

В универсальной сети «Пешеход» женскую обувь дополняют мужские и детские модели. Каждый сезон здесь представлено более двух тысяч моделей, причем половина ассортимента — это стоки сети Westfalika. Еще две сети «Обувь России» стала развивать, когда в 2014 году приобрела урало-сибирскую компанию «Россита». Сегодня это примерно по 40 магазинов в каждой сети: в магазинах Rossita предлагают мультибрендовую обувь для всей семьи, а Lisette — это монобрендовый обувной салон, рассчитанный на молодую аудиторию. Особенность последней сети — французское направление в обувном дизайне, когда при производстве обуви используются современные материалы с повышенной комфортностью при носке и теплозащитными свойствами. Еще две сети — S-tep и Stella Mazarini — открылись весной этого года.

Между тем главная точка роста «Обуви России» — реализация сопутствующих товаров. Если по итогам года розничные продажи в парах обуви выросли на 10%, то продажи сопутствующих товаров — на 16,7%, их доля (с учетом одежды) составляет почти треть выручки. Всего торговые магазины компании предлагают потребителям более 4500 наименований сопутствующих товаров под 12 собственными брендами.

«Особым спросом у наших покупателей пользуются товары для дома под брендом Westfalika Home — комплекты домашней одежды, принадлежности для ванной комнаты, детский текстиль, — отмечает руководитель отдела сопутствующих товаров “Обуви России” Ольга Данилова. — В сезоне осень–зима 2017/18 мы, по сравнению с предыдущим сезоном, в пять раз расширили ассортимент одежды среднего слоя — кардиганов, джемперов, водолазок. Новые модели поступили в продажу в августе, однако объем реализации по ряду товарных позиций уже достигает 80 процентов, а некоторые из них полностью распроданы».

Другое перспективное направление бизнеса компании — дистанционная торговля, ее доля в общей выручке достигает 25%. Все интернет-магазины «Обуви России» монобрендовые и, по сути, являются продолжением ее розничных сетей. Сами сети при этом служат инфраструктурой для доставки товаров в регионы. Это позволяет сокращать затраты на логистику и предлагать покупателям услугу самовывоза из торговых точек (на самовывоз сейчас приходится 90% всех продаж компании через интернет).

Росту «Обуви России» может способствовать и ее новая франчайзинговая программа. До весны 2017 года компания развивала с партнерами только сети магазинов Lisette и Westfalika. Сейчас к ним добавились розничные точки Emilia Estrа, S-tep и Stella Mazarini. За лето франчайзинговая сеть выросла до сорока с лишним партнерских магазинов по стране, при том что в планах открытий собственных магазинов до конца 2017 года значится вдвое меньше.

Наряду с ритейлом «Обувь России» активно развивает оптовое направление. «Мы обеспечиваем продукцией небольшие розничные магазины площадью сто квадратных метров, а также даем нашим партнерам возможность сохранять конкурентоспособность на рынке и не пересекаться по ассортименту с нашими торговыми сетями», — говорит Антон Титов. Рост оптового звена в первом полугодии произошел за счет продаж через онлайн-площадки, такие как Wildberries, и активного продвижения нового бренда S-tep (более 50% оптовых продаж).

Впрочем, компания планирует увеличить и собственное производство обуви: до 2022 года намечено утроить объем выпуска и нарастить его долю в своих магазинах с нынешних 20 до 50%. С этой целью, в частности, в собственном научно-исследовательском центре «Модифицированные полимеры» компания разрабатывает сверхлегкие, сверхпрочные и морозостойкие материалы, экспериментирует с применением нанотрубок. Кроме того, на базе фабрики S-tep совместно с компанией Orisol (мировой лидер в производстве автоматизированных швейных систем) открыт учебный центр для подготовки конструкторов-модельеров, технологов и инженеров, которые могли бы работать с современными ЧПУ-станками, 3D-программами.

Дополнительных инвесторов к «Обуви России» может привлечь и такое необычное направление ее бизнеса, как предоставление финансовых услуг. Десять лет назад компания первой на обувном рынке предложила кредитование покупателей, затем начала самостоятельно продавать обувь в кредит и с рассрочкой платежа. В 2016 году объем продаж обуви в рассрочку составил 4,9 млрд рублей. А тем покупателям, кто уже покупал в кредит и расплатился вовремя, доступны денежные займы. По итогам прошлого года объем займов в компании достиг 3,7 млрд рублей, а процентный доход — 1,5 миллиарда.