«Обувь России» уже зарегистрировала в Центробанке решение о дополнительном выпуске акций в количестве, эквивалентном 60% текущего акционерного капитала, находящегося в обращении. В октябре на Московскую биржу будет выставлено до 40% акций свободного обращения (free float). Продавцами выступят основатель и генеральный директор компании Антон Титов (71,4%), недавно купивший долю в этом бизнесе Михаил Прохоров (25%) и топ-менеджмент (3,6%). Совместными глобальными координаторами и букраннерами предложения являются BCS Global Markets, Citigroup, Renaissance Capital и Sberbank CIB.
Привлеченные в ходе IPO средства акционеры «Обуви России» намерены пустить главным образом на развитие розницы (в ближайшие три года планируется удвоить количество магазинов), каналов дистрибуции и поставок. Часть денег будет вложена в повышение узнаваемости брендов компании и улучшение качества обслуживания (включая развитие модели многоканальной торговли), а также в совершенствование цепочки создания стоимости.
Курс на пять пар обуви
«Обувь России» намеревалась стать публичной еще четыре года назад, но из-за неблагоприятной рыночной ситуации размещение акций отложили. Тогда компания оценивала себя в 7–8 млрд рублей и планировала привлечь 1,5–2 млрд. Сегодняшняя оценка компании составляет 333 млн долларов, или 19,1 млрд рублей по текущему курсу, а за предложенный пакет акций продавцы могут выручить до 7 млрд рублей.
По значимости для потребительского рынка выход «Обуви России» на IPO аналитики сравнивают с первичным размещением на бирже «Детского мира» в феврале текущего года. «Исходя из чистого долга и EBITDA компании “Обувь России” за 12 месяцев, коэффициент EV/EBITDA составляет около 10,6 (у “Детского мира” — 9,0), тогда как среднее значение в российском ритейле — 7,6. Получается, что “Обувь России” оценивает себя с премией к рынку в 40 процентов, а к “Детскому миру” — в 18 процентов. В целом, с учетом более высокой маржи компании (25,4 процента при средней по рынку восемь процентов), премия приемлемая, однако “Обувь России”, в отличие от “Детского мира”, не показывает столь высоких темпов роста финансовых показателей. Впрочем, если средства от IPO пойдут в компанию, то EV/EBITDA снизится до 8,3, что делает оценку «Обуви России» в 333 миллиона долларов вполне справедливой», — рассказывает главный аналитик Промсвязьбанка Игорь Нуждин.
Большинство опрошенных нами участников потребительского рынка и финансового сектора положительно отзываются о компании «Обувь России». В качестве плюсов выделяют четкую и понятную стратегию развития, многоформатность бизнеса, ориентацию на инновационное производство и торговлю качественной продукцией. Из минусов упоминают о замораживании проекта по строительству обувной фабрики в Карачаево-Черкесии. При этом высказывается разное отношение к недавнему сообщению о приобретении доли в компании Михаилом Прохоровым — репутация бизнесмена может как увеличить оценку стоимости компании, так и, наоборот, снизить.
На руку «Обуви России» играет рост потребительского спроса на обувь. Как рассказывал Антон Титов в интервью «Эксперту» весной 2016 года, спрос достиг дна, составив две пары обуви на человека в год. По опыту предыдущих кризисов (1998 и 2008 годов), дальше падать невозможно: две пары обуви на человека в год — норма физического износа. По прогнозам Титова, в России из-за сурового климата спрос на обувь должен составлять не менее пяти пар в год. Примерно на таком уровне находится потребление обуви в европейских странах, а в США покупают обувь еще чаще — шесть-восемь пар на человека в год.
Производство обуви в России сейчас растет. «В 2015–2016 годах из-за резкого скачка валют мы наблюдали значительное сокращение импорта обуви — с 335 до 206 миллионов пар. Потребление обуви тоже снизилось. Тем не менее освободившаяся ниша позволила отечественным игрокам нарастить свои производственные объемы. В прошлом году производство обуви увеличилось на восемь процентов, а за первое полугодие 2017-го рост составил уже десять процентов», — рассказывает генеральный директор Российского союза кожевников и обувщиков (РСКО) Александра Андрунакиевич.
Вместе с тем, по данным РСКО, за первое полугодие текущего года вырос и импорт обуви — на 28%. Особенно много ввезено обуви из искусственных материалов: более 65% объема импорта — это обувь по средней цене 4,5 доллара, или 250 рублей, за пару; и если она выйдет на рынок к конечным потребителям по цене даже чуть большей, российские производители все равно не впишутся в эти демпинговые рамки. По мнению Александры Андрунакиевич, в этом заключаются большие риски для обувщиков, особенно для тех, кто специализируется на качественной продукции.
Не обувью единой
От других игроков рынка «Обувь России» больше всего отличает многопрофильность. Самое крупное направление бизнеса компании — розничное, оно представлено семью обувными сетями. Ведущей считается сеть Westfalika, насчитывающая более трехсот магазинов с ассортиментом свыше тысячи моделей каждый сезон и ориентированная на женскую аудиторию 30–50 лет, которая предпочитает модную обувь европейских брендов из натуральной кожи и меха. Подобная идеология в отношении качества и у сети Emilia Estra, но с акцентом на девушек, следующих ультрамодным тенденциям.
В универсальной сети «Пешеход» женскую обувь дополняют мужские и детские модели. Каждый сезон здесь представлено более двух тысяч моделей, причем половина ассортимента — это стоки сети Westfalika. Еще две сети «Обувь России» стала развивать, когда в 2014 году приобрела урало-сибирскую компанию «Россита». Сегодня это примерно по 40 магазинов в каждой сети: в магазинах Rossita предлагают мультибрендовую обувь для всей семьи, а Lisette — это монобрендовый обувной салон, рассчитанный на молодую аудиторию. Особенность последней сети — французское направление в обувном дизайне, когда при производстве обуви используются современные материалы с повышенной комфортностью при носке и теплозащитными свойствами. Еще две сети — S-tep и Stella Mazarini — открылись весной этого года.
Между тем главная точка роста «Обуви России» — реализация сопутствующих товаров. Если по итогам года розничные продажи в парах обуви выросли на 10%, то продажи сопутствующих товаров — на 16,7%, их доля (с учетом одежды) составляет почти треть выручки. Всего торговые магазины компании предлагают потребителям более 4500 наименований сопутствующих товаров под 12 собственными брендами.
«Особым спросом у наших покупателей пользуются товары для дома под брендом Westfalika Home — комплекты домашней одежды, принадлежности для ванной комнаты, детский текстиль, — отмечает руководитель отдела сопутствующих товаров “Обуви России” Ольга Данилова. — В сезоне осень–зима 2017/18 мы, по сравнению с предыдущим сезоном, в пять раз расширили ассортимент одежды среднего слоя — кардиганов, джемперов, водолазок. Новые модели поступили в продажу в августе, однако объем реализации по ряду товарных позиций уже достигает 80 процентов, а некоторые из них полностью распроданы».
Другое перспективное направление бизнеса компании — дистанционная торговля, ее доля в общей выручке достигает 25%. Все интернет-магазины «Обуви России» монобрендовые и, по сути, являются продолжением ее розничных сетей. Сами сети при этом служат инфраструктурой для доставки товаров в регионы. Это позволяет сокращать затраты на логистику и предлагать покупателям услугу самовывоза из торговых точек (на самовывоз сейчас приходится 90% всех продаж компании через интернет).
Росту «Обуви России» может способствовать и ее новая франчайзинговая программа. До весны 2017 года компания развивала с партнерами только сети магазинов Lisette и Westfalika. Сейчас к ним добавились розничные точки Emilia Estrа, S-tep и Stella Mazarini. За лето франчайзинговая сеть выросла до сорока с лишним партнерских магазинов по стране, при том что в планах открытий собственных магазинов до конца 2017 года значится вдвое меньше.
Наряду с ритейлом «Обувь России» активно развивает оптовое направление. «Мы обеспечиваем продукцией небольшие розничные магазины площадью сто квадратных метров, а также даем нашим партнерам возможность сохранять конкурентоспособность на рынке и не пересекаться по ассортименту с нашими торговыми сетями», — говорит Антон Титов. Рост оптового звена в первом полугодии произошел за счет продаж через онлайн-площадки, такие как Wildberries, и активного продвижения нового бренда S-tep (более 50% оптовых продаж).
Впрочем, компания планирует увеличить и собственное производство обуви: до 2022 года намечено утроить объем выпуска и нарастить его долю в своих магазинах с нынешних 20 до 50%. С этой целью, в частности, в собственном научно-исследовательском центре «Модифицированные полимеры» компания разрабатывает сверхлегкие, сверхпрочные и морозостойкие материалы, экспериментирует с применением нанотрубок. Кроме того, на базе фабрики S-tep совместно с компанией Orisol (мировой лидер в производстве автоматизированных швейных систем) открыт учебный центр для подготовки конструкторов-модельеров, технологов и инженеров, которые могли бы работать с современными ЧПУ-станками, 3D-программами.
Дополнительных инвесторов к «Обуви России» может привлечь и такое необычное направление ее бизнеса, как предоставление финансовых услуг. Десять лет назад компания первой на обувном рынке предложила кредитование покупателей, затем начала самостоятельно продавать обувь в кредит и с рассрочкой платежа. В 2016 году объем продаж обуви в рассрочку составил 4,9 млрд рублей. А тем покупателям, кто уже покупал в кредит и расплатился вовремя, доступны денежные займы. По итогам прошлого года объем займов в компании достиг 3,7 млрд рублей, а процентный доход — 1,5 миллиарда.