Систему регулирования криптовалют призвал создать Владимир Путин. Президент заявил об этом в ходе совещания по вопросу совершенствования и развития инновационных систем в финансовой сфере. По его мнению, необходимо использовать преимущества новых технологических решений в банковской сфере и финансовой системе, не «нагородить лишних барьеров», но при этом защитить граждан, бизнес и государство от рисков.
По сути своей, криптовалюты — это виртуальные активы, созданные и обращающиеся вне традиционных банковских и финансовых систем. Их цель — позволить пользователям совершать платежи и переводы напрямую друг другу вне зависимости от их места нахождения. Плюсом таких активов также считается невозможность девальвации и свобода эмиссии. Самые известные криптовалюты — биткойн и эфир (эфириум), но есть еще около двух десятков виртуальных валют, получивших распространение и имеющих свою курсовую стоимость. Признаками криптовалют обладают также токены, выпущенные при организации ICO (Initial Coin Offering, первичное размещение монет). ICO позволяет привлекать средства для развития или старта бизнес-проекта, при этом токены могут исполнять функции как акций (долей в будущем проекте или его доходах), так и платежного средства.
Среди рисков, присущих криптовалютам и инновационным финансовым и банковским технологиям, глава государства назвал возможность отмывания капиталов, полученных преступным путем, уход от налогов, финансирование терроризма и распространение мошеннических схем. «Криптовалюты выпускаются неограниченным кругом анонимных субъектов, таким образом, покупатели криптовалют могут быть вовлечены в противоправную деятельность, и, кроме того, по криптовалютам не существует обеспечения. В случае сбоя системы или надувания пузырей, по ним не будет юридически ответственного субъекта», — сказал президент.
Сейчас обращение и майнинг криптовалют в России никак не регулируются законом. При этом уже с 2014 года Центральный банк, Министерство финансов и Росфинмониторинг неоднократно сообщали о своем негативном отношении к криптовалютам. Минфин, например, заявлял о разработке законопроекта, который запретил бы оборот криптовалют в России, и предлагал установить уголовное наказание за нарушение этих норм. ЦБ предупреждал о рисках, связанных с использованием криптовалют, еще в 2014 году и подтвердил свою позицию в сентябре 2017-го. К рискам обращения криптовалют мегарегулятор относит резкие колебания обменного курса, риски при ICO, технологические риски при выпуске и обращении криптовалют и риски фиксации прав на виртуальные валюты.
Сейчас межведомственная рабочая группа по оценкам рисков оборота криптовалют при Госдуме занимается разработкой законопроекта, который обеспечит регулирование криптовалют как товара. По словам разработчиков законопроекта, такой подход позволит избежать самых острых рисков при обороте криптовалют. Авторы законопроекта надеются, что он будет рассмотрен Госдумой до конца года.
В мире позиции по криптовалютам тоже расходятся. Так, в 2015 году Европейский суд отнес обменные операции с криптовалютой к операциям с валютами, монетами и банкнотами, освободив их от уплаты НДС. С марта 2016 года биткойн признан платежным средством в Японии. В Китае финансовым организациям запрещено производить операции с биткойном с 2013 года, правда, физлица могут совершать сделки на свой страх и риск. В начале сентября 2017 года Центробанк Китая запретил проведение и функционирование ICO, указав, что токены не являются денежным или платежным средством. В США с марта 2014 года биткойн и другие криптовалюты считаются имуществом, при совершении сделок с которым необходимо уплачивать соответствующие налоги. В Швейцарии криптовалюта рассматривается как иностранная валюта, в Сингапуре операции с биткойном приравнены к операциям с товарами и услугами.
Такое разнообразие форм и методов регулирования криптовалют — прямое следствие множественности их функций, того, что они являются и платежным средством, и финансовым активом. С другой стороны, понятна и позиция тех стран, которые не спешат вводить в свое правовое поле криптоактивы, так как это будет означать принятие на себя множества рисков: для граждан и организаций — риска мошенничества и технологической безопасности при проведении платежей, для государства — риск утраты уникального права на денежную эмиссию.