— Каков потенциал развития логистических услуг в России?
— В действительности мы разглядели потенциал еще в 1997 году и до сих пор видим его. С одной стороны, лишь некоторые компании оказывают услуги, подобные нашим; с другой стороны, уровень услуг в некоторых экономических отраслях в России столь низкий, что имеется большой спрос на них. Например, все компании, особенно в области электронной коммерции, нуждаются в грамотной и качественной логистике. Так, Россия, по данным Всемирного банка, находится на девяносто девятом месте в рейтинге оказания логистических услуг.
— Чего вам удалось достичь за двадцать лет работы в России?
— Мы достигли очень значимых показателей: Arvato является ведущим независимым сервис-провайдером для электронной коммерции, в частности в фешн-индустрии и индустрии косметических средств. Кроме того, мы разработали сложные цепочки поставок для компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения и высоких технологий, которые присутствуют на российском рынке. Мы также предоставляем решения по программам лояльности и по постпродажному сервису.
Многие интернет-магазины, входящие в топ-100 по России, начинали свой бизнес с нами с нуля и выросли до позиции ведущих на рынке. Так как мы всегда работаем «на заднем плане» бизнеса наших заказчиков, то нашу компанию обычно не видно. Вместе с тем в «Arvato Россия» работают более полутора тысяч сотрудников. Принципы ответственности руководства, соблюдение и управление качеством, а также этические ценности имеют первостепенное значение для Arvato. В России очень много особенностей, поэтому иностранным компаниям иногда трудно адаптироваться. Мы, со своей стороны, никогда не изменяем своим основополагающим принципам, мы всегда работали и работаем только по белым схемам, как говорят в России. Это может быть одной из причин, по которой нашими основными заказчиками являются иностранные компании.
— Какова ваша стратегия дальнейшего развития бизнеса в России?
— Мы находимся в процессе расширения наших услуг, предлагая решения от «а» до «я», так называемое End2End. Западным компаниям знакомы предложения по аутсорсингу бизнес-процессов, а российским — пока еще нет. Более половины крупных российских интернет-компаний самостоятельно занимаются всеми видами услуг, включая складские. Они не доверяют аутсорсерам или не уверены, что возможно вывести на аутсорсинг части цепи поставок. Поэтому наши потенциальные новые заказчики — это глобальные корпорации, решившие начать или расширить свой бизнес в России. Вдобавок мы продолжаем расширять наши постпродажные услуги, финансовые услуги и программы лояльности для западных брендов, работающих в России. Arvato работает по всему миру.
— Есть ли новые сферы, в которых вы начали работать в России?
— Одна из новых областей нашей деятельности — b2c-услуги по товарам медицинского назначения. Так называемый, подход прямо к пациенту (Direct-to-patient) становится все более распространенным. Вскоре мы начнем отправлять изделия известного производителя медтехники. Это высокотехнологические продукты, и это увлекательно: мы будем оказывать такие услуги, как управление запасами, доставка, процессы возврата, работа с клиентами и дополнительные услуги для них. Наша цель та же, что и в других областях нашего бизнеса: сделать ваших клиентов счастливыми!
— С какими трудностями вы сталкиваетесь в России?
— Обычно нет стандартов для поставок товаров, разные поставщики делают это по-своему, часто даже без штрихкодов для обработки, приемки и отправки товаров. Поэтому многие процессы в логистической цепочке и фулфилменте требуют большого количества обработки вручную и, следовательно, человеческих ресурсов. Это свидетельствует о низком уровне логистики в России в целом.
Наем сотрудников — еще одна острая проблема. Очень трудно найти хороших специалистов для всех областей электронной коммерции: закупка, маркетинг, ИТ, логистика, бухгалтерия и так далее. И, конечно же, экономический кризис продолжает негативно сказываться на покупательной способности потребителей.
— Какие сегменты электронной коммерции, вами обслуживаемые, растут быстрее всего и у кого есть перспективы?
— Сегодня доминирующие сегменты электронной коммерции — фешн-индустрия, косметика, бытовая техника и электроника. Но роста мы ожидаем в сферах спорта, продуктов питания, стройматериалов, товаров роскоши и декора для дома. Эти товары появились в онлайне гораздо позже других, поэтому сейчас они растут быстрее и требуют специфических логистических решений. В целом онлайн-рынок растет гораздо быстрее, чем российская экономика. А количество онлайн-покупателей увеличивается еще и из-за большей доступности товаров, их низкой цены и простоты покупки, кроме того, растет и число пользователей интернета.