По прогнозу Агентства стратегических инициатив и Московской школы управления «Сколково», изучавших, каким будет рынок рабочей силы к 2023 году, почти шестьдесят востребованных сегодня профессий исчезнут, зато могут возникнуть около двухсот новых. А уже в недалеком будущем специальность рабочего будет совмещать в себе не только исполнителя, но и планировщика и разработчика действий. Приблизительно о том же говорится в стратегии цифровизации страны, рассмотренной 5 июля на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным национальным проектам при президенте РФ. По словам Владимира Путина, «формирование цифровой экономики — это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентности отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу». Подобная перспектива, с одной стороны, радикально повышает престиж рабочих специальностей, а с другой — представляет собой серьезный вызов для российских компаний и системы профессионального образования в стране.
Менеджмент «Норникеля» постоянно заботится об эффективности и модернизации производства, что позволяет компании не только сводить концы с концами, но и получать прибыль, платить налоги и создавать новые рабочие места даже в период экономического спада. Об этом, в частности, еще в январе 2017 года генеральный директор «Норникеля» Владимир Потанин рассказывал на встрече с Владимиром Путиным. По его словам, компания до 2023 года вложит около триллиона рублей в модернизацию производства и в создание новых рабочих мест. Кроме того, отметил Потанин, в ГМК стартовала долгосрочная программа развития, рассчитанная до 2023 года. «В результате реализации этой программы у нас должен увеличиться объем производства руды в полтора раза, объем обогащения — почти в два раза. И должно произойти очень серьезное омоложение мощностей, в “Норникеле” они станут самыми современными и самыми крупными в мире. Полагаем, что это будет самое эффективное горно-металлургическое предприятие», — подчеркнул Владимир Потанин.
Однако модернизация производства невозможна без параллельного повышения уровня квалификации персонала, ведь именно от этого зависит прибыльность компании. В результате «Норникель» создал целую систему повышения квалификации имеющихся сотрудников, а также «выращивания» кандидатов в работники.
Студенты и школьники решают реальные бизнес-задачи
«Норникель» активно работает с профильными учебными заведениями среднего и высшего звена для поиска перспективных и заинтересованных кадров уже на стадии обучения в школе или вузе. Одновременно компания реализует корпоративные программы привлечения выпускников востребованных в компании специальностей и предоставляет им возможность пройти производственную практику на предприятиях «Норникеля». В 2015 году классическая программа практики была пересмотрена, чтобы усилить в ней образовательный компонент. Предполагается, что ставка на дополнительное образование поможет вырастить работников — новых лидеров отрасли.
«Норникель» стал первой в отрасли компанией, которая дала студентам возможность участвовать в решении реальных бизнес-задач. Такой метод работы с подрастающим поколением лег в основу деловой игры «Покорители Севера», проводимой в рамках программы «Профессиональный старт» (впервые игра прошла летом 2015 года в Норильске). Программа вызвала большой интерес среди молодежи, в 2016 году в ней приняли участие 360 человек, причем в самой игре участвовали 215. Она шла два месяца и давала участникам возможность под руководством менторов — работников компании попробовать себя в решении актуальных задач развития «Норникеля». Бизнес-кейсы, которые приходилось разбирать участникам, касались дополнительного финансирования компании, совершенствования производственных процессов и охраны труда. Кроме того, студенты провели среди горожан опрос на тему, что те хотели бы улучшить в жизни Норильска, а полученные результаты трансформировали в ключевые направления развития города. Участники также обсуждали градостроительную политику Норильска и интересы «Норникеля» в развитии жилищного фонда, участие компании в реализации градостроительных планов. Используя все наработки, профстартовцы подготовили презентации по комплексному видению будущего Норильска и предприятий компании. Они размышляли над тем, что изменится в жизни города и в работе Заполярного филиала «Норникеля» к столетию компании: разрабатывали проекты стратегии развития до 2035 года, определяли ключевые инициативы по развитию Норильска, которые должны быть реализованы при участии компании в ближайшие двадцать лет.
Опыт оказался настолько удачным, что было принято решение расширить его и на Кольскую площадку, а «Норникелю» было присуждено первое место в конкурсе Graduate Award 2016 за лучшую в РФ программу работы со студентами.
На постоянной основе «Норникель» сотрудничает более чем с 20 профильными вузами по всей России, а также с профильными средними специальными учебными заведениями в ключевых регионах; регулярно проводятся сессии и мастер-классы, компания принимает участие в Днях карьеры и рассказывает о возможностях работы в «Норникеле». Проведение внутреннего кейс-чемпионата «Покорители Севера» стало проверенным инструментом маркетинга, найма и оценки молодых специалистов: по итогам трех лет его проведения о готовности прийти на работу в компанию заявили более 60% участников. Для «Норникеля» такой формат взаимодействия со студентами позволяет выявить наиболее талантливых и перспективных.
Не просто рабочий
В связи с растущими требованиями к работе со сложной аппаратурой и высокими стандартами техники безопасности рабочие компании проходят серьезную подготовку после приема на работу, а также переподготовку в связи с модернизацией производства. Программу переподготовки прошли 70 тыс. работников предприятий группы компаний «Норникель», из которых больше 19 тыс. человек — молодежь до тридцати лет.
Сегодня по рабочим специальностям в компании столь серьезная подготовка, что обучающие тренажеры легко перепутать с теми, что используются космонавтами. Наличие учебного полигона, оборудованного современной техникой, позволяет применять новые форматы в области модернизации и повышения качества подготовки персонала: это разработка и внедрение в учебный процесс современных технологий виртуальной реальности — мультимедийных обучающих систем и электронных курсов, 3D-атласов оборудования, систем виртуальной реальности — 3D-тренажеров, отработка практических навыков безопасных методов работ.
Такой молодой, а уже руководитель
В 2016 году «Норникель» всерьез озаботился пересмотром подхода к созданию кадрового резерва, начав внедрять систему управления кадровым резервом на позиции линейных руководителей начального и среднего уровня производственных подразделений. Эта система была распространена на предприятия Заполярного филиала компании, Кольской ГМК и «Печенгастроя». Было отобрано более 800 кандидатов, а в кадровый резерв зачислено 112 потенциальных кандидатов на руководящие позиции; при этом у каждого резервиста есть вышестоящий руководитель, который выполняет функцию куратора и делится своими знаниями и опытом.
В прошлом году была также задействована программа «Управленческий старт». Она предназначена для впервые назначенных руководителей и нацелена на развитие их управленческих компетенций. Программу освоили 93 работника в Норильском промышленном районе и 45 — в Кольской ГМК, а десять лидеров рейтинга были направлены на стажировку на предприятия компании в Европе.
«Норникель» также продолжил работу по развитию руководящих навыков у руководителей категории топ-500 и топ-100. 350 человек в течение года прошли ряд коммуникативных тренингов.
Тренинги охватывают широкий круг тем: «Психология публичного выступления: внутренний мир оратора», «Влияние в деловом общении: переговоры и внутренние коммуникации», «Переговоры. Свой стиль», «Навык публичных выступлений», «Презентации и выступления, нацеленные на результат». Они направлены на развитие навыков управления сложными внутренними и внешними переговорами и коммуникациями, усовершенствование и «шлифовку» навыков подготовки и проведения бизнес-презентаций, усиление управленческого стиля каждого участника программы.
Есть у «Норникеля» и отдельные направления не общеуправленческого характера, а специальные тематические. Например, в 2016 году заработал проект по оценке компетенции руководителей в направлениях «энергетика» и «механика». Полученные результаты позволили компании сформировать понимание тех областей, где требуется приоритетное развитие. В ходе этой работы была сформирована методика оценки сотрудников и создан банк тестовых вопросов — от 500 на каждый функциональный блок. Так как большинство участников тестирования показали результаты ниже требуемого уровня, сейчас ведется разработка программ для их обучения.
Топ-менеджмент тоже тренируется
Как бы много внимания ни уделял «Норникель» образованию и развитию всех звеньев компании, трудно поспорить с тем, что критическая важность компетенций руководителя возрастает по мере продвижения наверх. И важность уровня подготовки топ-менеджеров, принимающих решения, трудно переоценить. Именно для этого звена компания организовала инновационную программу «Операционная эффективность», стартовавшую в сентябре этого года в Московской школе управления (МШУ) Сколково. Президент МШУ «Сколково» Андрей Шаронов на открытии отметил, насколько необычным и важным стал этот проект для самой школы и для горно-металлургической компании. «Это не первый наш партнер из горно-металлургического сектора, тем не менее “Норникель” — это “Норникель”, — отметил он. — Мы самая крупная частная бизнес-школа на постсоветском пространстве Восточной Европы (это корректная формулировка и цитата?). Программа, по которой будут обучаться сотрудники компании, носит проектный характер. Результатом пребывания здесь станет не количество прослушанных лекций, а качество проектов, которые вы будете делать. Правление компании потратило много времени на то, чтобы выбрать и предложить вам реальные проекты из повестки правления ГМК. Перед вами выступят очень интересные спикеры, которые являются профессорами ведущих международных бизнес-школ. У вас будет возможность посмотреть на свою работу и задачу со стороны. Такие программы улучшают горизонтальные связи среди сотрудников компании».
Основная цель проекта — развитие ключевых управленческих компетенций с акцентом на операционную эффективность, формирование нового подхода к управлению производством, повышение уровня понимания бизнеса и бизнес-среды, расширение горизонта планирования и общего видения будущего компании, анализ новейших технологий, подходов и лучших практик управления производством, поиск возможностей их применения и тиражирования на предприятиях «Норникеля». Главной задачей слушателей станет подготовка конкретных стратегических проектов, направленных на рост операционной эффективности предприятий компании.
«Это важная инвестиция, которую делает компания, — подчеркнул президент “Норникеля” Владимир Потанин, выступая на торжественной церемонии открытия образовательной программы. — Товары, которые производит “Норникель”, — биржевые товары, в этом смысле они являются ликвидными. Но они чрезвычайно волатильны, цены меняются в несколько раз в течение нескольких лет. Рассчитывать на то, что внешняя среда все время будет благоприятной, не приходится. Поэтому единственный способ быть конкурентоспособными и выживать в любых условиях — это быть в хорошей форме внутренне, быть эффективными. Это означает быстро и гибко реагировать на изменения внешней среды, хорошо понимать собственный бизнес».
Старший вице-президент «Норникеля» Лариса Зелькова также подчеркнула, что обучение нацелено на конкретный результат. «Мы с нетерпением ждем ваших идей в виде 18 проектов и тем, которые крайне актуальны для компании сегодня. Мы рассчитываем на ваш свежий взгляд, на взаимодействие, которое проявится в ваших командах. Создаваемые команды слушателей не будут традиционными: они не будут собираться по отраслевому или региональному признаку. Поэтому это будет хороший способ посмотреть на наши традиционные проблемы под другим углом. Будем ждать марта, когда все 55 человек в аудиториях “Сколково” завершат программу повышения своей эффективности и смогут подготовить интересную презентацию для корпоративного форума “Норникеля”. На нем вы расскажете, что компании не хватает для того, чтобы стать более эффективной, более качественной, более современной».