Молдавский клинч

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
30 октября 2017, 00:00

Противостояние президента и правительства Молдавии привело к конституционному кризису в стране. Кризису, который ударит не только по стабильности в республике, но и по интересам России

ТАСС
Президенту Молдавию Игорю Додону не удалось саботировать работу парламента
Читайте Monocle.ru в

Маленькая Молдавия рискует стать источником больших проблем. Находящаяся на отшибе постсоветского пространства и российской сферы интересов, республика все-таки стала жертвой российско-западного противостояния и сейчас находится в режиме деструктивной внутриполитической турбулентности.

Парламент на содержании крупнейшего олигарха; парламентское большинство, у которого всего лишь 40% мандатов; погрязшее в коррупции проевропейское руководство страны; стремящаяся отказаться от национального суверенитета элита; занимающийся законотворчеством Конституционный суд — все это неприглядные особенности демократии по-молдавски. Не удивительно, что населению такая демократия не понравилась и оно избрало президентом условно пророссийского Игоря Додона, который призвал к многовекторной политике нормализации отношений с РФ и одновременного углубления сотрудничества с Евросоюзом. Позиция совершенно логичная, хотя бы потому, что из 760 млн долларов (эквивалент одной трети доходной части бюджета), которые молдавские гастарбайтеры перевели домой за первые восемь месяцев 2017 года, треть пришла из России, а треть — из ЕС.

Однако эта позиция встретила категорическое неприятие проевропейских элит страны: укравшие миллиард долларов из банковской системы в ходе так называемой аферы века и отправившие в тюрьму на девять лет назначенного стрелочника Влада Филата (бывшего премьера и исполняющего обязанности президента), эти элиты делиться полномочиями не хотят. И ЕС их в этом поддерживает — Брюсселю не нужен разворот разочаровавшейся в одновекторном проевропейском курсе Молдавии к сотрудничеству с Россией, поскольку это, возможно, отрезвит другие страны «Восточного партнерства» и разрушит миф о европейских кисельных берегах. В результате президент и парламент вошли в клинч, выхода из которого пока не видно.

 

Грантоеды армии не нужны

 

Сам кризис начался с того, что в Молдавии наконец-то появился новый министр обороны. На место отправленного еще десять месяцев назад в отставку Анатолия Шалару парламент назначил Евгения Стурзу, которому сразу же наказали вести страну в светлое трансатлантическое будущее. «Необходимы механизмы сотрудничества с международными организациями, внедрения соглашения об ассоциации с Европейским союзом, также нужно обеспечить и хорошие связи с НАТО, — обозначил премьер-министр Павел Филип перспективы работы нового министра. — В декабре в Кишиневе откроется офис НАТО. Да, Республика Молдова является нейтральной страной, но нейтралитет не означает изоляцию».

Однако пока что Молдавию ждет темное правовое настоящее — процесс проталкивания Евгения Стурзы на пост министра обороны сопровождался скандалом. Дело в том, что против его назначения выступал президент и по совместительству верховный главнокомандующий страны Игорь Додон, указывавший не столько на абсолютно пронатовский курс кандидата, сколько на его крайне низкие профессиональные качества. «Я просил профессионального военного, а правительство предлагает мне получателя грантов. Я не могу принять такую кандидатуру, потому что она некомпетентна в военной области, а также имеет сомнительный опыт в кабинетах министров Филата и Лянкэ», — пояснял свою позицию президент.

Согласно 93-й статье конституции Додон действительно может отклонить закон парламента и отправить его на доработку — но лишь один раз. Если же депутаты снова отправят ему законопроект, то президент обязан бумагу подписать. Конечно, разработчики закона предполагали, что парламент и президент будут искать компромиссные варианты (хотя бы потому, что до Додона президент назначался депутатами). Сейчас же парламент отказался идти на компромисс и снова выдвинул кандидатуру «грантоеда». «Формально Стурзу, конечно, можно было заменить. Это обычный представитель золотой молодежи, который будет делать то, что ему скажут, в том числе вести Молдавию в НАТО. Однако парламент — машина для голосования, управляет которой молдавский олигарх Владимир Плахотнюк, поставивший задачу не только провести нужного человека на пост министра обороны, но и максимально унизить президента Додона. Показать избирателям, что он пустое место», — говорит директор Приднестровского института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников.

«Пустое место», естественно, снова отказалось подписывать этот документ. Президент, видимо, опирался в своем решении на пункты 87-й статьи, в которых он назван ответственным за оборону страны и может принимать решения, направленные на укрепление этой обороны. Однако это слишком широкое толкование статьи, и он был по сути неправ.

 

Не президент на час

 

Но не только он — ведь затем конституцию уже нарушило правительство и подконтрольный силам, стоящим за правительством, Конституционный суд. В Основном законе страны есть лишь один вариант наказания президента за несоблюдение закона — отстранение его от власти двумя третями голосов в парламенте (статья 89). Двух третей у властей не было, поэтому они обратились в Конституционный суд, который придумал формулу «временное отстранения президента от власти на период подписания документа». Формально на этот срок и. о. президента стал спикер парламента Андриан Канду, который подписал указ о назначении министра обороны.

Фактически КС занялся нормотворчеством, а не трактовкой закона, то есть взял на себя функции парламента. И Додон в бешенстве. «Уверен, что эти методы не найдут понимания ни внутри страны, ни за ее пределами. Они могут называться чем угодно, только не демократией. Заверяю граждан и иностранных партнеров в том, что и в дальнейшем ни правительство, ни парламентское большинство демократов не смогут оказывать политическое давление на президента страны. Я получил мандат от народа и буду подчиняться только народу», — обещает он.

Однако может ли президент исполнить это обещание? Вряд ли. В Молдавии создан очень неприятный прецедент, ставящий крест на конструктивном политическом процессе. «Каждый раз, когда президент откажется подписать нужный правящей коалиции документ, парламентское большинство будет обращаться в Конституционный суд и глава государства будет признаваться временно недееспособным (на время, необходимое для визирования нужной бумаги)», — пояснил российским журналистам руководитель кишиневского Центра стратегических исследований и политического консалтинга Politicon Анатол Царану. По словам политолога Владимира Брутера, не имеющее возможности отправить президента в отставку правительство будет и дальше действовать по формуле «не отстранять, а унижать».

 

Решим бюллетенями

 

Додон, конечно, себя проигравшим не признает. «Произошедшие в последние дни события показали две важные вещи. Первое: правящее большинство боится поддержки народа и поэтому не готово идти на импичмент. Второе: президент не сдался перед парламентским большинством и не подписал указ, на котором они настаивали. Я не буду сдаваться и дальше», — заявил он.

Однако найти компромисс в рамках нынешней власти президенту будет крайне непросто. Сейчас Додону противостоит значительная часть политической элиты, в том числе коммунисты. «Он неконституционный, все его указы неконституционные. Когда ему удобно — он следует Конституции, когда нет — не делает ничего. Будто у Молдовы других проблем нет, кроме назначения министра обороны. Это, как говорят в народе, игра в бирюльки», — заявил лидер Компартии Молдавии Владимир Воронин.

Поэтому президент Додон уверяет, что из нынешнего кризиса нет иного выхода, кроме досрочных парламентских выборов с дальнейшим переходом страны к президентской форме правления. «Теперь все граждане смогли убедиться в необходимости перехода к президентскому государству, где непосредственно избранный глава страны обладает дополнительными полномочиями, предусмотренными в Конституции, как того требует политическая логика», — говорит президент и приводит в пример Россию, Белоруссию и США. «В этих странах вертикальная структура власти. Люди голосовали за человека, выразили ему доверие, дайте ему возможность решить проблемы. Не справился — отправляйте в отставку. Или путем референдума, или по завершении мандата проголосуйте за другого». 

Социология показывает, что выход для Додона неплохой: в случае досрочных выборов социалисты не только занимают первое место, но и при определенных раскладах могут получить союзников и сформировать правительство. Но запустить этот выход не во власти президента.

Да, статья 88 пункт f Конституции дают президенту право созывать референдум, и с 28 октября он начал процесс сбора подписей «в поддержку изменения конституционного строя Молдовы». Однако ему трудно будет назначить досрочные парламентские выборы. Статья 85 Конституции дает Додону право распустить парламент, но лишь в том случае, если невозможно сформировать правительство или если происходит блокирование принятия законов в течение трех месяцев, а парламент не выражает вотума доверия властям. Ничего такого не происходит — парламент работает, и саботировать его работу у президента не получается. И если Игорю Додону не удастся переломить ситуацию, то его будут и дальше обкрадывать на полномочия.

 

Победа фальстартом

 

Знающие люди в России на все эти молдавские пертурбации смотрят с очень большим беспокойством. Во-первых, потому, что на данный момент нет такого выхода из конституционного кризиса, который устроит Россию. Во-вторых, в ходе этого кризиса могут полететь такие щепки, которые в итоге растопят приднестровский конфликт.

Даже если в Молдавии пройдут досрочные выборы, Москва вряд ли извлечет из них реальные дивиденды. В случае победы проевропейских сил проигрыш Кремля понятен: получится, что народ разочаровался в «пророссийском президенте» и решил вернуться на путь к европейскому счастью. А вот если Додон побеждает, то ситуация не столь однозначна. Да, Россия получит важнейший пропагандистский символ в виде блудной дочери, которая ушла из дома на Запад и в конце концов вернулась в отчий дом. Однако, к сожалению, важнейшим элементом этой притчи является радушное принятие блудного ребенка у родительского очага, а Россия принять и обогреть не сможет. Хотя бы потому, что у нее нет общей границы с Молдавией — страна зажата между Румынией и Украиной.

Так что если Москва не сможет достигнуть компромисса с Брюсселем после своей победы (ну а вдруг случилось чудо и Европа извлекла уроки из Майдана) или же найти способ простимулировать молдавскую экономику, то эта страна в случае победы Додона и его пророссийских партнеров на парламентских выборах рухнет из одного кризиса в другой. Евросоюз, Киев, а также местные проевропейские элиты (которые продолжат контролировать СМИ, экономику, а также Конституционный суд) инициируют в стране серьезный политико-экономический бардак, виновным в котором назначат Игоря Додона и его «российских друзей».

Поэтому чисто теоретически наилучший для Москвы вариант — продолжение молдавского брожения и конфликта между президентом и парламентом. Время играет на Москву — идеологизированные проевропейские силы дальше тащат страну в хаос, оппонирующий им президент ведет себя весьма рационально («нет министру-грантоеду», «вернем себе российский рынок» и т. п.), а Европа постепенно отрезвляется и понимает бессмысленность дальнейшей конфронтации с Москвой. Если Кремлю и Брюсселю (а точнее, Берлину) удастся продвинуться по пути решения украинского конфликта, то, возможно, параллельно будет достигнуто соглашение и по Молдавии. Или, по крайней мере, у России появится пространство для маневра.

 56-02.jpg ТАСС
ТАСС
 56-03.jpg

 

Без миротворцев будет война

 

Однако просто ждать тоже нельзя. Проблема в том, что углубление и обострение внутримолдавской политической борьбы может привести к размораживанию приднестровского конфликта. Ахиллесовой пяты России.

В пылу борьбы против России молдавские элиты уже не только организовали блокаду Приднестровья, но и говорят о необходимости вывода российского миротворческого контингента из непризнанной республики. И, к сожалению, имеют право этот выход организовать. Формально российские миротворцы находятся в Приднестровье на основании положений Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии. А пункт 8 этого соглашения гласит, что «действие настоящего Соглашения прекращается по согласию сторон или в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон, что влечет за собой прекращение деятельности Контрольной комиссии и приданных ей воинских контингентов». То есть молдаванам достаточно просто выйти из соглашения и объяснить этот выход максимально пространной формулировкой из серии «российские войска представляют угрозу», и Москва по закону обязана будет войска вывести.

Вывод войск, в свою очередь, спровоцирует целую цепочку негативных для Москвы событий, прервать которую Кремль не сможет. После ухода российских миротворцев в регионе начнется война — Молдавия постарается вернуть «оккупированные» территории, и не исключено, что в этом случае она получит поддержку как ЕС, так и Украины. Россия же не бросит Приднестровье, где живет несколько сотен тысяч россиян, на произвол судьбы, но при этом у нее не будет формального повода для вмешательства в конфликт, который она имела в той же Грузии в 2008 году. Поэтому останется лишь один вариант — пробиваться в Приднестровье через Одессу, то есть вводить войска на Украину. С вполне понятными международными последствиями.

Именно поэтому оптимальный сейчас для России вариант — сделать все возможное, чтобы конфликт между президентом и парламентом Молдавии протекал в рамках приличий. И не торопиться побеждать.