Объект для приложения сил тюменские изобретатели выбрали самый распространенный — свинцово-кислотные аккумуляторные батареи (АКБ), наиболее широко используемые сегодня как стартерные и тяговые батареи в транспортных средствах и как аварийные и резервные источники энергии. Спрос на услуги по восстановлению таких батарей растет. Важным становится спасение дорогих тяговых аккумуляторов, которые могут стоить 300–500 тыс. рублей. Впрочем, предложений по восстановлению все равно не очень много, считает директор по развитию тюменской компании «Мегабат» Владислав Глазков. А импортные приборы для восстановления, которые есть на рынке, стоят до 1,6 млн рублей.
Рынок специфический: чтобы работать здесь, нужно понимать устройство батарей, недостаточно просто купить зарубежное оборудование и сидеть считать деньги. По крайней мере, так думают в этой тюменской компании, которая восстанавливает АКБ по собственной схеме и технологии, изобретенной еще в начале 2000-х. Они изготавливают восстановительные приборы (которые стоят на рынке в несколько раз дешевле импортных) и осуществляют обслуживание батарей.
Технология позволяет регенерировать батареи, годами пролежавшие без дела. Был эксперимент, когда на одном из тюменских заводов восстановили АКБ, не эксплуатировавшуюся с 1989 года.
Продление срока службы батарей позволяет компаниям с большим парком техники на электротяге сократить капитальные затраты на тяговые аккумуляторные батареи на 40–50%.
Мировой рынок кислотно-свинцовых аккумуляторных батарей составляет более 46 млрд долларов, утверждает Олег Сорокин, гендиректор «Мегабата», и он устойчиво растет, как и спрос на их восстановление. В России спрос еще нужно формировать, клиенты пока очень недоверчивы. «Вначале нам многие говорили, что мы шарлатаны, — вспоминает Олег Сорокин. — Люди не верят, что возможно увеличение емкости б/у батареи на 30–60 процентов. Это проблема, что нет веры в инновации».
Свинцовая тяжесть
Технологию резонансно-ионной зарядки аккумуляторов разработала группа инженеров Тюменского аккумуляторного завода, в которую входил Владимир Бабушкин, ныне один из соучредителей «Мегабата». Основная проблема, которую может решить резонансно-ионная технология, — сульфатация АКБ. На пластинах аккумулятора в процессе эксплуатации образуются крупные кристаллы сульфата свинца — это главная причина сокращения срока его службы и снижения характеристик. Чтобы восстановить батарею, нужно преобразовать эти кристаллы — разорвать тесные молекулярные связи. Для этого используют разные способы — химические присадки, заряд реверсными токами, технологию неоднократной подзарядки батареи.
Тюменские инженеры используют свой метод: на АКБ подается серия импульсов, провоцирующих резонанс в кристаллической решетке сульфата свинца. В аккумуляторе возникают импульсы высокого напряжения продолжительностью 100–200 наносекунд. Из-за того, что они очень короткие, не успевает происходить химическая реакция, которая способна вызывать разрушительные токи (скорость ионов недостаточно высока для этого). И в то же время благодаря созданию электрического поля высокого напряжения межмолекулярные связи сульфата свинца разрушаются.
В процессе восстановления батарей проводится один-два цикла заряда-разряда, весь процесс занимает от двух до четырех дней. «Реанимировать» батарею таким образом можно несколько раз. Впрочем, чудес не бывает: со временем на работоспособность батареи начинают влиять другие факторы — коррозия пластин, нечистая вода в элементах, саморазряд, неправильная эксплуатация.
Скромный резонанс
Первую опытную установку для восстановления АКБ сделали в 2002 году, второй, более совершенный вариант — два года спустя. Разработки велись на собственные средства. В 2004 году Владимир Бабушкин получил патент на устройство для заряда аккумуляторной батареи. Затем была образована компания для распространения технологии на рынке аккумуляторных индустриальных батарей. «У русских хорошо получается изобретать, а вот внедрять разработки — далеко не всегда, — говорит Олег Сорокин. — Мы решили довести дело до конца».
Поначалу проект не собирался восстанавливать батареи — строго говоря, технология разрабатывалась не для этого. Цель была в том, чтобы создавать станции формирования аккумуляторных батарей, так как резонансная технология позволяет вдвое ускорить процесс их зарядки. А кроме того, на 30% снижаются затраты электроэнергии. «Но на этот рынок трудно пробиться, — говорит Бабушкин. — Чтобы делать заводские установки зарядных станций на таком уровне, как у итальянской Moran и других производителей, нужны большие производственные мощности, которых у нас нет».
И все же несколько станций формирования компания сделала — например, одна из них используется на Тюменском аккумуляторном заводе. Но так как перспектив в этом сегменте не просматривалось, решено было переключиться на какое-то время на регенерацию аккумуляторных батарей.
Уже в 2006 году предприниматели начали собирать мелкие партии восстановительных приборов на заказ. Удалось продать их на Екатеринбургский хладокомбинат и еще нескольким предприятиям. А потом появился первый крупный покупатель — Сибирская аккумуляторная компания из Красноярска (приобретавшая оборудование для восстановления автомобильных батарей), благодаря которой «Мегабат» смог выйти на самоокупаемость.
Однако продажи приборов стопорились. Рассказы об уникальности технологии сбыту не помогали. «Мы потом перестали ставить технологию во главу угла, — говорит Владислав Глазков. — Всем ведь это безразлично, вы хоть с бубнами пляшите над батареями. Важен результат. Сейчас мы только упоминаем, что у нас есть научная основа, — в применении технологии». Стало ясно, что рынку нужен в первую очередь сервис, и «Мегабат» стал предлагать полный комплекс услуг по восстановлению и обслуживанию батарей, включая замеры основных показателей деятельности АКБ, очистку и т. д. Это предложение заинтересовало крупных ритейлеров и строительные компании, использующие технику на электрической тяге для погрузочно-разгрузочных работ. «Мегабат» работает с «Пятерочкой», «Ашаном», а одним из самых крупных его клиентов стала сеть «Леруа Мерлен».
По словам Евгения Михалева, главного инженера «Леруа Мерлен Тюмень», тюменское отделение сети пользуется услугами «Мегабата» уже четыре года. Как объясняет Михалев, при эксплуатации электропогрузчиков циклы заряда и разряда аккумуляторов очень неравномерные, из-за чего аккумуляторы быстро «загибаются»: образуются отложения сульфата свинца. По прикидкам Евгения Михалева, обслуживание АКБ у «Мегабата» продлило им жизнь в два раза.
На рынке есть и другие предложения по десульфатации батарей, но, по мнению Евгения Михалева, у поставщиков таких услуг поверхностный подход, в «Мегабате» ему импонирует именно наукоемкость технологии. Цена тоже имеет значение: в среднем стоимость обслуживания одного аккумулятора в год составляет 10–12% стоимости нового аккумулятора. При этом «Мегабат», по сути, берет обслуживание батарей полностью на аутсорсинг.
Услуги по обслуживанию и восстановлению батарей у «Мегабата» растут динамичнее всего. Если в 2014 году выручка этого направления составляла 30% общего оборота, то теперь уже 65%. В 2017-м оборот по этому сегменту услуг должен вырасти в два с половиной раза по сравнению с предыдущим годом.
Пока не поздно
Сегодня «Мегабат» занят строительством федеральной дилерской сети, на которую делается основная ставка в развитии. Федеральных игроков на рынке восстановления батарей сейчас нет, но конкуренты уже на подходе, уверены предприниматели. Дилеры помогают продвигать технологию, они всегда ближе к клиенту, а за использование прибора отчисляют «Мегабату» процент от выручки.
Клиентская база у проекта прирастает, ведь увеличивается спрос на тяговые аккумуляторные батареи для электрокаров. Другие каналы сбыта — продажи приборов фирмам, реализующим автомобильные аккумуляторы, а также обслуживание систем накопления энергии в энергетических компаниях. Кроме того, «Мегабат» планирует больше продавать аккумуляторным заводам системы формирования батарей.
И все-таки тюменцам не удается вырваться за пределы мелкосерийного производства приборов. Наш рынок аккумуляторов — капля в море по сравнению с мировым. «Мы очень хотим создать дилерскую сеть за рубежом. Будем пробовать открывать сервисные центры в Северной Америке», — делится планами Олег Сорокин.
Чтобы выйти на мировой рынок, придется оформить новый патент и сделать свою систему обслуживания и восстановления батарей более простой в использовании, а также обеспечить возможность удаленной работы.
В компании верят, что смогут заинтересовать мировой рынок именно комплексным подходом к обслуживанию батарей — таких сервисных компаний почти нет. Сейчас главное — успеть совершить рывок, пока не захлопнулось окно возможностей: может появиться более эффективная технология или кто-то скопирует ее у «Мегабата». «Недавно мы стали резидентами тюменского технопарка, начинаем сотрудничать с региональным центром инжиниринга и центром развития инноваций. Чувствуется, что отношение к бизнесу у государства изменилось к лучшему», — говорит Олег Сорокин. Все надежды проекта именно на такую поддержку, иначе выход на мировой рынок придется отложить на неопределенный срок.