Потребительский спрос оживает за счет сбережений и кредитов

30 октября 2017, 00:00

Инвестиции в третьем квартале сократились, как и ВВП Четырехлетний спад в строительстве прекратился

Показатели выпуска третьего квартала выглядят на первый взгляд менее оптимистично, чем кварталом ранее. Индекс промышленного производства в последовательном представлении с поправкой на сезонность все три месяца, с июля по сентябрь, сжимался. Причиной стало снижение выпуска в добывающем секторе, первое с середины 2015 года, после быстрого роста в апреле–июле из-за увеличения добычи природного газа (вызванного внешним спросом) и добычи угля, росшей на 4–5% в годовом сопоставлении. В третьем квартале наблюдалось сначала замедление роста добычи угля (до 2,9% за год в августе), затем рост сдерживался из-за умеренных объемов добычи нефти (–2,6% год к году в сентябре) и газа.

Восстановление в обрабатывающей промышленности поддерживали сектора, ориентированные на потребительский спрос, ведомые медленно восстанавливающейся покупательной способностью населения. Выпуск легковых автомобилей (+21,9% в годовом сопоставлении в сентябре) поддерживался реальным ростом заработной платы в предыдущие месяцы, расширяющимися заимствованиями и недавно запущенным целевым пакетом стимулов.

В уточненных Росстатом данных исчезло расширение объема строительных работ, отмечавшееся ранее во втором квартале (в годовом сопоставлении), — теперь восстановление объемов строительства (год к году) показано начиная лишь с августа. Тем не менее в минувшем квартале и в пересчитанных данных сжатие строительства (к предыдущему году) приостановилось после 16 кварталов последовательно отрицательной динамики.

Рост розничных продаж продолжал ускоряться — до 3,1% в годовом сравнении. В сентябре, отчасти из-за смещения сезонности с поставками плодоовощной продукции и цен на нее. Одновременно рост реальной заработной платы замедлился (до 2,6% в годовом сопоставлении в сентябре, с пересмотром до 2,4% в августе, что означает остановку роста зарплат в последовательном представлении с сезонной коррекцией). Растущий потребительский спрос на фоне остановившегося роста зарплат и стагнации доходов населения в целом можно объяснить восстановлением потребительского доверия и облегчающимся доступом к розничному кредитованию.

Приостановка роста зарплат закрывает еще одну обозначившуюся в последний год проблему — разрыв в росте зарплат и производительности, при том что особого дефицита на рынке труда нет. Причина, вероятно, в задержавшейся адаптации компаний к низкой инфляции, благодаря которой рост номинальных издержек на зарплату некоторое время удерживался на «привычном», ставшем теперь чрезмерном уровне. В тенденции рост реальных зарплат должен будет примерно соответствовать темпам роста потенциального выпуска, то есть примерно на 1,5–2% в год, как считает ЦБ.

Оперативные данные за сентябрь показали снижение экономической активности. По отношению к предыдущему месяцу индекс ВВП со снятой сезонностью, рассчитываемый ВЭБом, снизился на 0,1% против роста на 0,6% в августе 2017-го. К соответствующему периоду прошлого года темпы роста ВВП замедлились до 2,0% по сравнению с 2,4% в августе текущего года.

Отрицательное влияние на динамику в этом месяце оказал календарный фактор. В сентябре текущего года на один рабочий день меньше, чем в сопоставимом месяце прошлого года.

Снижение экономической активности обусловлено сокращением объемов добычи полезных ископаемых (–1,4%), обрабатывающих производств (–0,4%), производства электроэнергии, газа и воды (–0,5%), строительства (–0,4%), транспорта (–1,0%), оптовой и розничной торговли (–0,1%) и чистых налогов (–0,5%).

В связи с рекордным урожаем зерна динамика производства продукции сельского хозяйства показала значительный рост (2,3%). Высокая доля этого компонента в структуре ВВП в сентябре позволила внести весомый положительный вклад (0,2 процентного пункта) в динамику ВВП и частично компенсировать сокращение других секторов экономики.

По оперативной оценке Внешэкономбанка, в третьем квартале 2017 года наблюдалось замедление темпов роста ВВП. По отношению к соответствующему кварталу прошлого года динамика экономической активности выросла на 1,9% (на 2,5% во втором квартале). По отношению к предыдущему кварталу, с очисткой от сезонного и календарного факторов, ВВП снизился на 0,1%, после непрерывного роста с третьего квартала 2016 года.

«В целом с началом осени российская экономика стала замедляться. После активного оживления в первой половине года третий квартал выглядит как пауза в росте, — комментирует Андрей Клепач, главный экономист Внешэкономбанка. — Это ухудшение происходило на фоне рекордно высокого урожая и набирающего силу роста потребительских расходов; это подтвердило опасения, что рост во втором квартале был во многом определен временными факторами. Как и ожидалось, динамика оптовой торговли, всплеск которой неожиданно стал главным драйвером роста экономики во втором квартале, вернулась к привычным значениям. Спад в машиностроении и снижение объемов импорта машин и оборудования свидетельствуют о спаде инвестиционной активности в третьем квартале. По нашей оценке, инвестиции снизились на 0,5% по отношению к предыдущему кварталу после роста на 2,0% во втором квартале. При этом потребительские расходы продолжают восстанавливаться. Возросшая потребительская уверенность толкает население все более активно пользоваться кредитами, а снизившиеся ставки по вкладам и проблемы в банковской системе дестимулируют их делать сбережения. В четвертом квартале мы ожидаем возобновления экономического роста. Рост экономики будет поддержан увеличением потребительского спроса. У промышленности есть возможность частично компенсировать снижение третьего квартала, в том числе за счет роста экспорта».

 88-01.jpg
 88-02.jpg
 88-03.jpg
 88-04.jpg