Стал совсем взрослым

Вера Кузьмина
корреспондент журнала «Эксперт»
13 ноября 2017, 00:00

Российский бренд детской одежды Gulliver открыл первый фирменный магазин в Европе. Компания считает, что на российском рынке дальше развиваться некуда, и видит для себя перспективы за пределами страны

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ GULLIVER

Российский бренд детской одежды Gulliver вышел на европейский рынок, открыв по франшизе первый фирменный магазин на Кипре. До этого сеть насчитывала 180 магазинов — большая часть из них в России и несколько в Белоруссии, Казахстане и на Украине.

Открытие первого магазина в дальнем зарубежье укладывается в стратегию компании по превращению локального бренда в международный. «Мы открываем магазины только в ключевых торговых центрах, в России мы везде присутствуем, и нам интересны новые рынки», — поясняет «Эксперту» Игорь Кулешов, основатель и владелец компании Gulliver.

В планах бренда на 2018 год — рынки Италии, Испании и Португалии, с потенциальными партнерами в этих странах уже заключены соглашения. А в 2019 году компания планирует выйти на рынок Китая. Целесообразность открывать сразу несколько магазинов в разных странах подтверждает и Анастасия Василькова, директор по развитию компании Choupette, еще одного российского производителя детской одежды, уже имеющего свои магазины за рубежом: «Если выходить точечно, для компании это не очень прибыльно. Если говорить о массовом выходе: открытии нескольких магазинов, сотрудничестве с крупными партнерами, — то это перспективно и выгодно».

Ставка на капсулы

Компания Gulliver начинала двадцать лет назад с производства детских игрушек, а год спустя стала производить и продавать детскую одежду. Сейчас в ассортименте представлена полная линейка одежды для детей от новорожденных до подростков пятнадцати лет. По данным компании, суммарный объем продаж во всех каналах сбыта (собственная розница, франчайзинговая, собственный интернет-магазин, сторонние интернет-магазины) составит порядка 3,5 млрд рублей на конец 2017 года, что на 3–4% больше, чем в 2016-м. В последние годы 60% выручки компании приносили продажи игрушек. Однако в своем развитии за рубежом Gulliver делает ставку именно на одежду.

Компания с момента основания ставила своей целью создание качественного продукта. Когда объемы производства одежды были небольшими, она отшивалась в Москве, но из французских тканей. Когда объемы стали расти, компания перешла работать в Китай — стала закупать там качественные ткани и шить одежду на продвинутых фабриках. Компетенция Gulliver — разработка, создание продукта и дальнейшая его реализация. Поскольку компания предлагает полный ассортимент одежды, то для производства, скажем, платьев и верхней одежды приходится использовать разные производственные площадки, зачастую специализированные.

Вся одежда — это капсульные коллекции, обновляемые четыре раза в год. Такой формат решает важную задачу, стоящую перед покупателем: выбрать несколько вещей, которые будут хорошо сочетаться друг с другом в разных комбинациях. Для местных детских магазинов на Кипре такой подход нетипичен, поэтому новый бренд может вызвать интерес не только у россиян, которые там проживают, но и у местных жителей. Учитывая жаркий климат региона, в магазине будет представлен в первую очередь широкий ассортимент летней одежды, но благодаря кипрским горнолыжным курортам в местных магазинах можно будет найти и верхнюю одежду.

Компания будет работать за рубежом по той же схеме, что в России, — развивать монобрендовые магазины в ценовом сегменте «средний плюс» (в России средний чек в магазинах Gulliver — 5300 рублей, средняя стоимость платья — 4200 рублей, брюк — 3500, пуховика — 8500 руб.). Помимо этого у компании есть интерес и к мультибрендовым магазинам, и корнерам — традиционный для Европы формат продаж. В меньшей степени интересен стрит-ритейл, поскольку в Европе, по данным Gulliver, он развит достаточно слабо. «У компании уже есть договоренность с ключевой на рынке детской розницы европейской торговой сетью Elkor Kids, которая представит наш бренд в следующем году в своих корнерах», — говорит Наталья Рыжкова, генеральный директор Gulliver. По оценкам компании, с выходом на зарубежные рынки ее оборот в 2018 году увеличится на 10–15%.

На рынке детской одежды не было резкого падения продаж в кризис 32-02.jpg
На рынке детской одежды не было резкого падения продаж в кризис

В ногу с модой

Последние несколько лет стратегия Gulliver состояла в том, чтобы расширять своей присутствие в России, при этом магазины бренда открывались только на самых популярных площадках. В какой-то момент стало понятно, что большого роста уже не предвидится: новые торговые центры не строятся так активно, и перспективы для внутреннего роста — это удачные площадки, которые освобождают конкуренты. В этом году компания планировала открыть три магазина, но в итоге открыла десять — это связано с тем, что освобождаются привлекательные площади, от которых бренд не может отказаться.

У Gulliver уже есть опыт работы за рубежом, правда, он пока не очень удачный: открыли магазин в Финляндия, но партнеру не хватило финансового обеспечения. Кроме того, сама компания была не готова к работе за рубежом, в частности, тогда еще не была налажена работа распределительного центра, что отразилось на стабильности поставок.

Выбор Кипра обусловлен тем, что Gulliver удалось найти там партнера, который давно работает на местном фэшн-рынке, понимает его особенности и владеет помещением под магазин — это позволило значительно снизить затраты (стартовые инвестиции в открытие одного фирменного магазина начинаются с трех миллионов рублей). Кроме того, на Кипре проживает много россиян, а это потенциальная аудитория, которая может быть лояльна узнаваемому бренду.

Преимуществ, которые имеют компании в России (знание рынка, понимание конкурентной среды, личные контакты для решения деловых вопросов), за рубежом нет. Тем не менее компаниям приходится вступать в конкурентную борьбу с международными и локальными брендами. «Например, Индия, куда вышли Sela, Acoola, Infinity Lingerie, имеет национальную текстильную базу — хлопок, шерсть, трикотаж, фурнитуру, качественные швейные производства, поэтому для российского бренда предложить на этом рынке какие-то ценовые преимущества практически невозможно», — считает Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group. Так что единственная возможность быть конкурентным за рубежом — это оригинальный дизайн одежды, интересное оформление магазинов и особые отношения c партнерами.

Конкурировать Gulliver предстоит не только с такими известными марками, как Zara, GAP, H&M, но и с местными фирмами. Опыт другого российского производителя детской одежды, Choupette, магазины которого несколько лет работают в США и Швейцарии, показывает, что российской компании под силу конкурировать на иностранных рынках по цене и качеству, но есть нюансы. «Есть большое число брендов, с которыми приходится конкурировать, местные производители делают качественную одежду и обувь при низких ценах. Конкуренцию осложняет менталитет местных жителей, которые нацелены на постоянное дисконтирование, они всегда ждут скидок во всех сегментах, и это очень сильно бьет по маржинальности бизнеса», — говорит Анастасия Василькова. Впрочем, рынок детской одежды на Кипре не так развит, как европейский, поэтому конкуренция на нем несколько слабее, считают эксперты.

В Gulliver видят свои конкурентные преимущества не в ценовом демпинге, а в таких составляющих бизнеса, как мода, качество и сервис. «Нас отличает от многих игроков приверженность моде — мало кто делает модную одежду для детей. В основном все думают о практичности и функциональности», — говорит Наталья Рыжкова. Действительно, стилевая направленность Gulliver очень близка к моде для взрослых: вещи для подростков вполне может носить и взрослый человек, в ней ничто не указывает на то, что это одежда из детской линейки.

«Одежда для ребенка сегодня становится таким же элементом личностного выражения, как и одежда для взрослых. Сегодня все больше мировых брендов всерьез берутся за детскую моду и запускают детские линии», — считает Ануш Гаспарян. И если среди покупателей будет достаточная аудитория, готовая за это доплачивать, то магазины сети смогут успешно развиваться.

Что касается сервиса, то это не только привычная вежливость продавцов, но и полный ассортимент товаров, наличие необходимых размеров, правильная посадка изделий, отработанные технологии, которые играют особую роль для зарубежных клиентов. Серьезных сложностей у Gulliver с этим пока нет, единственный нюанс в работе на Кипре скорее технологический: там есть свои требования к детской одежде, которые Gulliver уже внедряет на производстве. Например, нельзя, чтобы молния застегивалась до самого подбородка — это может травмировать шею ребенка.

Убеждение, что в России шить сейчас дешевле, чем в Китае, компания считает спорным, но даже если бы это оказалось так, переходить на российское производство не имеет смысла: у нас нет ткани и необходимых комплектующих для пошива одежды, российские фабрики по пошиву не имеют необходимого опыта, они не смогут обеспечить высокое качество пошива и большие объемы. «Есть швейные предприятия, которые имеют хороший опыт, но если речь заходит о современных методах обработки изделий, то в России этого пока никто не делает», — объясняет Наталья Рыжкова.