Дизайнеры правят миром

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
27 ноября 2017, 00:00

Книга Суджича представляет собой набор статей, систематизированных по алфавитному принципу. Они объединены описанием того, какие формы принимает мировой ландшафт, в том числе в виде зданий и вещей. Автор, всю жизнь специализирующийся на написании статей для журналов об архитектуре и дизайне, а иногда и возглавляющий их, избрал для книги привычную для себя форму. Представленные в ней эссе, скорее всего, уже были опубликованы на страницах журналов, с которыми Суджичу приходилось сотрудничать. Отсутствие внятной логики в последовательности глав книги — недостаток, который по нынешним временам не принято осуждать. У Суджича, плотно занятого журнальной работой, видимо, нет времени продумывать структуры и увязывать тексты в логическую цепочку.

Это детали, суть же в том, как автор воспринимает окружающий мир, как видит его внешнюю форму и как ее оценивает. И, прочитав одной из первых статью о возникновении такого института, как Bauhaus, мы понимаем, каким образом можно было усовершенствовать мир. Несмотря на фрагментарность книги, по ее прочтении мы обнаруживаем, что нам все-таки удалось понять, что такое дизайн. Мы начинаем догадываться, почему он так важен, почему на него тратят неимоверное количество усилий и средств и почему тот, кто находит оптимальное решение, в конце концов оказывается победителем. Почему «Боинг-747» стал легендой и Норман Фостер снял о нем фильм как о любимом архитектурном сооружении, а его конкурент А380, превзойдя американца в эффективности, так и не сравнился с ним в обаянии и харизме.

Страсть к дизайну столь же иррациональна, сколь и неистребима. Он, как и архитектура, определяет существование человека. Мы много можем сказать о нем не только по тому, во что он одевается, но и по тому, какими вещами пользуется и в каком доме живет. Форма определяет содержание.

 

Суджич Деян. B как Bauhaus. Азбука современного мира. — М.: Strelka press, 2017. — 400 с. Тираж 5000 экз.