«Университет должен быть производителем новых идей»

Маргарита Линдт
27 ноября 2017, 00:00

О том, какие задачи развития стоят перед Сибирским федеральным университетом сегодня и что ему дает участие в программе 5–100, «Эксперту» рассказал новый исполняющий обязанности ректора СФУ Владимир Колмаков

ПРЕДОСТАВЛЕНО СИБИРСКИМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ УНИВЕРСИТЕТОМ
Исполняющий обязанности ректора СФУ Владимир Колмаков

— Каковы главные задачи, которые стоят сейчас перед университетом?

— СФУ в данный момент вовлечен в проведение Всемирной зимней универсиады, которая пройдет в Красноярске в 2019 году и соберет, по самым минимальным подсчетам, пять тысяч спортсменов и волонтеров как из России, так и со всего мира. Кампус университета будет местом проживания гостей — весь 2017 год у нас идут масштабные строительные работы. В качестве наследия Универсиады мы получим несколько корпусов общежитий, медицинский центр, многофункциональный спортивный комплекс — все это, мы понимаем, позволит существенно расширить инфраструктуру университета, даст толчок интернационализации кампуса.

Еще одна мегазадача, которая стоит перед университетом, — участие в федеральном проекте 5–100, направленном на повышение конкурентоспособности российского образования. Нам объективно сложно сейчас: мы попали только во вторую волну, а значит, объем средств, которыми мы могли оперировать, меньше. Сам Красноярск долгие годы был закрытым городом, так что нам приходится преодолевать еще и ограничения бренда города. Чтобы добраться до нас, что с Запада, что с Востока, надо преодолеть почти пять тысяч километров. Но мы настроены решительно. Сейчас подобрался работоспособный коллектив, на работу пришли люди, которым уже приходилось достигать показатели, подобные тем, что прописаны в «дорожной карте» проекта 5–100.

— Какие научные направления вы хотели бы выделить в качестве ведущих?

— Уже разработана дорожная карта СФУ на 2018–2020 годы, которая определяет направления в науке и образовании, которые мы будем поддерживать и развивать. В их числе исследования в области горного дела, оборонно-промышленного комплекса, биотехнологий, новых материалов и металлургии, развитие «зеленой» экономики. В этих направлениях мы имеем как серьезные научные заделы, так и запрос от крупного и среднего бизнеса сибирского региона.

Могу привести конкретные примеры как из области теоретических исследований, так и непосредственно работы под заказ бизнеса. Недавно международный исследовательский коллектив с участием наших ученых и представителей Королевского технологического института Швеции предложил новый метод определения структуры вещества с помощью рентгеновского излучения. Метод дает уникальную принципиальную возможность не просто описать «застывшую» структуру вещества, но и отслеживать структурную динамику в реальном временном масштабе, что невозможно при использовании других методов.

Команда ученых получила первую партию альтернативного связующего материала для самообжигающихся анодов в производстве алюминия — экологичного пека. Технологии получения уникального продукта создается на базе Института нефти и газа СФУ совместно с Инженерно-технологическим центром компании «Русал» при поддержке ученых Института химии и химической технологии Сибирского отделения РАН. Это трехлетний контракт, и работы текущего года позволили улучшить технологические показатели пека при сохранении главных достоинств этого материала — пониженного в разы по сравнению с традиционным связующим содержания канцерогенных компонентов и высокий выход годного продукта.

— Как бы вы описали модель, к которой университет движется?

— Сибирский федеральный университет — один из крупнейших, его даже называют «мультиуниверситет», имея в виду, какое количество направлений здесь представлено. Несмотря на то что наше позиционирование в рамках проекта 5–100 сконцентрировано всего на пяти-шести направлениях, наша мультидисциплинарность — наше конкурентное преимущество. Прорывные открытия современности делаются именно на стыке дисциплин. Ну и, конечно, мы хотим, чтобы университет был производителем новых идей во всех сферах жизни и эти идеи были бы не только рождены, но и воплощены в жизни региона.

— Вы защитили докторскую диссертацию по биологии. Чему была посвящена ваша научная работа и хватает ли времени заниматься наукой сейчас?

— Докторская диссертация была посвящена флуоресцентному мониторингу трофометаболических взаимоотношений гидробионтов — проще говоря, мы разрабатывали современные биофизические методы изучения фито- и зоопланктона и решали задачи управления водными экосистемами. Планктонные организмы выполняют в жизни планеты важнейшую функцию — являются поставщиком кислорода и важным звеном в пищевых цепях, поэтому изучение планктона считается приоритетным направлением в мировой гидробиологии. В рамках своего исследования я изучал внутренние водоемы, их «болезни» и то, как там развивается фитопланктон.

Для настоящего ученого и педагога главное — преподавать и заниматься наукой, и несмотря на то, что административная работа занимает много времени, я понимаю, что окончательно прерывать научную деятельность нельзя, и постараюсь, чтобы наука все-таки оставалась в моей жизни.