Китайский коллапс

27 ноября 2017, 00:00
ТАСС
Падение фондового рынка в Китае само по себе не страшно. Страшно, если оно совпадет с реализацией политических рисков

На торгах в Китае в прошлый четверг произошла крупнейшая за полтора года распродажа акций, в результате которой индекс «голубых фишек» CSI-300 за один торговый день обвалился на 2,9%, а Shanghai composite — на 2,2%. Инвесторы сбрасывали акции на опасениях относительно здоровья китайских компаний и банковского сектора, а также последствий раздувания долгового пузыря. По оценке аналитика Core Pacific-Yamaichi Кастора Панга, на каждую растущую акцию на бирже Шанхая приходилось 16 бумаг, котировки которых падали.

Как пишет Bloomberg, главной проблемой в последнее время было падение долгового рынка Китая: цена десятилетних суверенных бондов КНР снизились до минимума за три года, а доходности с начала ноября держатся выше 4% годовых. По данным ChinaBond, доходность пятилетних корпоративных облигаций с высшим рейтингом с начала месяца выросла на 26 базисных пунктов, до трехлетнего максимума 5,2%.

В 2018–2019 годах китайским компаниям предстоит рефинансировать долги на сумму около триллиона долларов на фоне роста ставок, сообщает портал Finanz. При этом среди металлургических и угольных компаний госсектора убыточны 35%.

Как отмечает старший аналитик ИК «Фридом финанс» Богдан Зварич, ранее кредитный бум позволял экономике страны расти и до определенного момента Народный банк Китая его не сдерживал. При этом уровень долга не страшен, а основной негативным фактор — риски, которые реализуются в случае роста стоимости заимствований при их рефинансировании. Это чревато риском дефолтов. При этом при замедлении темпов роста экономики Китая на фоне схлопывания долгового пузыря снизятся прогнозы мирового потребления углеводородов, что приведет к снижению цен на нефть, а значит, и к ухудшению ситуации в российской экономике.

Аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов допускает, что, поскольку за последние два года на внутренний финансовый рынок Китая пришло много непрофессиональных инвесторов, при первых признаках коррекции они начнут продавать, и в результате может возникнуть паника. Она приведет к обвалу индексов. Но все же для мирового кризиса этого топлива не хватит.

Дело в том, что с момента предыдущего кризиса (2008 год) развитые и развивающиеся страны накопили удивительный иммунитет к риску: мировая экономика растет быстрыми темпами, несмотря на разбалансированность денежно-кредитной политики развитых стран. «Относительная дешевизна энергоресурсов, на мой взгляд, питает этот рост, — говорит Алексей Антонов. — Плюс после кризиса ключевые страны ужесточили свою бюджетную политику. На этом фоне вполне возможно, что развитые страны и Китай ждет “золотая пятилетка”, то есть стабильный экономический рост в течение пяти лет».

С другой стороны, мир сильно меняется политически, и можно предположить, что именно в Китае на фоне резкой потери доходов большим числом людей в случае обвала на финансовых рынках может зародиться какое-нибудь сепаратистское движение, которое до этого казалось невозможным. Все резкие изменения в развитых странах сейчас связаны с тем, что возникают регионы, которые, как Каталония, имеют отличную от федерального центра позицию, и впервые за последние несколько десятков лет эта позиция обретает вес. А «топлива» для нестабильности много: репрессии в Саудовской Аравии, ядерное противостояние КНДР и США, Великобритания с ее противоречиями относительно условий выхода из ЕС. Одним из триггеров изменений может стать выход США из соглашения с Ираном по ядерной программе — казалось бы, несколько локальная история, но она может дестабилизировать регион, а затем и соседние регионы, считает аналитик.