Рыбаки всерьез обеспокоены: в администрации президента РФ прорабатывается вопрос об изменении правил выдачи квот на вылов крабов. На смену историческому принципу, когда квотами наделяются уже работающие краболовные предприятия, может вернуться аукционный: тогда квоту сможет получить любая компания, участвующая в торгах. На повестке дне стоит и отказ от инвестиционных квот, когда крабоводы могли получить свои квоты под строительство новых судов.
Изменение порядка предоставления квот по крабам оказалось настолько острой темой, что на прошлой неделе в Росрыболовстве было созвано экстренное заседание Общественного совета. По его итогам рыбаки единогласно высказались за недопустимость исключения любых видов биологических водных ресурсов из общего порядка квотирования, предусмотренного в Законе о рыболовстве. Поддержал рыбаков и президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в недавнем обращении к помощнику президента РФ Андрею Белоусову: в ближайшее время г-н Белоусов должен вынести крабоводам свой вердикт и предоставить его на подпись президенту. «Неизбежным результатом положительного решения (переход к выдаче квот на основании аукционов. — “Эксперт”) станет обвальное падение инвестиций рыбопромышленных предприятий, резкое ухудшение инвестиционного климата в рыбной отрасли и нарастание социально-экономических проблем в прибрежных регионах страны», — считает Александр Шохин.
Компании, занимающиеся добычей крабов, в шоке. «Мы — инвесторы рыбокомбината “Островной” с острова Шикотан Сахалинской области. Не так давно его работники обратились в прямом эфире за помощью к президенту. Сейчас мы вкладываем свою выручку от вылова крабов в развитие этого предприятия. Если же у нас не будет квот по крабам, завод снова опустится на колени. Мы не хулиганы, соблюдаем все правила и не понимаем, почему государство может лишить нас права на квоты по историческому принципу. Ведь мы его заслужили своей долгой и честной работой», — говорит генеральный директор компании «Интеррыбфлот» Руслан Закревский.
Желание бизнеса работать на рынке краба понятно: его добывают немного, но это один из самых дорогостоящих видов водных биоресурсов. По данным Росрыболовства, в 2016 году краболовы добыли порядка 74 тыс. тонн крабов, из них на Дальнем Востоке — 57 тыс. тонн. Для сравнения: общий вылов рыбы и морепродуктов за тот же период в стране составил 5,7 млн тонн. «У нашей компании квоты на вылов 40 тысяч тонн рыбы и двух тысяч тонн крабов. Но в финансовом эквиваленте крабовая выручка составляет почти 50 процентов наших доходов», — рассказывает Руслан Закревский.
Обеспокоены и компании, напрямую не связанные с выловом крабов. «У нашего предприятия нет крабовых квот, но мы входим в состав Северо-Западного рыбопромышленного консорциума. Сейчас мы строим четыре траулера, у нас есть заявки на два рыбоперерабатывающих завода. Краболовные компании, входящие в консорциум, заказали у нас шесть судов для обновления флота (стоимость одного краболова в среднем — 30 миллионов долларов). Если же у краболовов не будет квот — а они и так потратились на модернизацию, поэтому на участие в аукционах попросту не остается средств, — это напрямую отразится на нашей компании. К тому же краболовы для нас выступают поручителями в банках. Если их убрать, мы не получим кредитов, и можно ставить крест на всех наших проектах по модернизации рыбной отрасли», — волнуется генеральный директор компании “Архангельский траловый флот” Алексей Заплатин. — Кроме того, если сегодня изымают краба на аукцион, то завтра аналогично попросят дать палтуса, пикшу и так далее».
В ближайшие два года, по данным РСПП, только на Дальнем Востоке отказ краболовам в продлении договоров о закреплении долей квот может привести к следующим последствиям: отмена контрактов на постройку семи рыбопромысловых судов и инвестиционного проекта по строительству в Приморье судоверфи, дефолт шести рыбопромышленных предприятий по кредитным договорам, сокращение плавсостава и сотрудников береговых служб. В настоящее время кредиторская задолженность в рыбной отрасли составляет свыше 65 млрд рублей.
Официально автор инициативы изменения существующего порядка квотирования неизвестен. Однако в кулуарах ссылаются на действия Русской рыбопромышленной компании (до 2014 года — «Русское море — добыча»), связанной с братьями-миллиардерами Борисом и Аркадием Ротенбергами. Так или иначе, но, очевидно, что планируемое нововведение исходит от крупных игроков — тех, кто намерен вложиться в крабовый профиль, но не имеет возможности получить необходимый объем квот из-за существующего порядка их распределения.
Мотивы чиновников поддержать инициативу также очевидны: в казне появятся дополнительные денежные средства. К примеру, весной прошлого года государство, выставив на тендер квоту на вылов пяти тысяч тонн крабов, получило с победителя 24,8 млрд рублей, что превышает совокупную налоговую отдачу от всей рыбной отрасли за год.
Между тем в рыбной отрасли проведение аукционов было признано неудачным еще в 2004 году на президиуме Государственного совета РФ. «В 2002–2003 годах, в результате проведения аукционов на право добычи (вылова) водных биоресурсов, объем инвестиций в основной капитал рыбной отрасли сократился почти в три раза по сравнению с 2000 годом, а рентабельность отрасли с восьми процентов упала до отрицательных показателей», — говорит Александр Шохин. По его подсчетам, введение крабовых аукционов в 2018–2020 годах приведет к снижению валовой добавленной стоимости в рыбной отрасли и смежных отраслях на 300 млрд рублей, а фактическая бюджетная эффективность (с учетом выпадающих налоговых доходов) составит не более 90 млрд рублей.